РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июля 2020 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Поповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2366/2020 (УИД 38RS0001-01-2020-001364-15) по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) к Кредитному потребительскому кооперативу «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС», ФИО1 о ликвидации и возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк РФ в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в обоснование заявленных требований указав, что Кредитный потребительский кооператив «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» (далее - КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС») являющийся действующим юридическим лицом, был зарегистрирован 18.07.2014. По информации, имеющейся в распоряжении Банка России, КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» прекратил членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» 30.01.2019 и обязан был вступить в другую СРО не позднее 30.04.2019, по состоянию на 16.09.2019 не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Согласно ответам, поступившим от саморегулируемых организаций, КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» не является членом ни одной из них, что является нарушением положений ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации». Административный истец просит: ликвидировать КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», обязать КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок, возложить на учредителей обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица.
Определением суда от 09.06.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФИО1.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представитель административного истца Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ о дате и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО8, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС» о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в судебное заседание не явились. Заявлений и ходатайств суду не представили.
В письменном возражении на иск административные ответчики ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО8 указано, что полагают требования о возложении на ФИО6, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО8, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС», в лице генерального директора ФИО4, ФИО5 обязанности по ликвидации КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» не обоснованными, т.к. не являются учредителями данного юридического лица с 31.05.2017, распорядительными функциями в отношении данного юридического лица не обладают.
Представитель административного ответчика КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» ФИО10, действующая в своих интересах и интересах КПК "СИБИРСКИЙ ПЛЮС", в судебное заседание не явилась, извещалась о дате и месте рассмотрения дела, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств суду не представила.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области о дате и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», статьей 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Судом установлено, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» (ИНН № <***>, ОГРН № <***>) зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области 18.07.2014.
Во исполнение функций, возложенных на Банк России федеральным законодательством, Банк России обратился с запросами во все саморегулируемые организации, внесенные в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, о представлении информации относительно членства в них КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС». Согласно ответам, поступившим от саморегулируемых организаций, КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» не является членом ни одной из них.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закона о кредитной кооперации), Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в течение девяноста дней, следующих за днем, в том числе прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В результате проведенного административным истцом мониторинга установлено, что КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» прекратил членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» с 30.01.2019, соответственно КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» был обязан вступить в иную СРО не позднее 30.04.2019.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» в случае нарушения установленного ст. 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.
Аналогичные основания для ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Учитывая то, что доводы административного истца о том, что КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» не является кредитным кооперативом второго уровня, не является членом ни одной саморегулируемой организации потребительских кооперативов, нашли подтверждение в ходе судебного заседания, применительно к вышеуказанным нормам права, суд приходит к выводу о наличии оснований о ликвидации КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», как не отвечающего критериям п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации.
Разрешая административные исковые требования о возложении обязанностей по ликвидации кооператива на его учредителей суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина, организации в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.11.2016 № 2371-О, что суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения, в результате которого вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов.
Конституционный Суд сделал вывод о том, что оспариваемое положение, будучи общей нормой, применимой как к унитарным, так и к корпоративным юридическим лицам и, соответственно, - к учредителям унитарных и участникам (членам) корпоративных организаций, не предполагает возложения обязанности по осуществлению ликвидации корпоративного юридического лица на его учредителей, которые не являются его членами, и не препятствует осуществлению права на выход из кооператива.
Протоколом Заседания учредительного собрания КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» от **, учредителями данного потребительского кооператива являлись ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО8, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС».
Решением Правления КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» от ** в соответствии с п. 6.6 Устава, на основании заявлений о выходе из членов КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» утвержден выход из членов следующих лиц: ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО8, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС». В соответствии с п. 6.3 Устава приняты в члены КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» НСН, ГНЗ, КМВ, НВН, КВИ, КЖВ, НТВ, ННИ, КГН, КАВ, СГС, ГЕГ, КАН, ВАА, ВАМ.
Также, протоколом общего собрания членов КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» от ** досрочно прекращены полномочия ФИО5, как Председателя Правления КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС». Председателем правления избран КМВ.
Кроме того, согласно информации ИФНС России по г. Ангарску от 18.10.2019 ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС» учредителем юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, не является.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая, что административные ответчики ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО8, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС» в соответствии с Уставом вышли из членов кредитного кооператива и разорвали корпоративную связь с КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», суд приходит к выводу, что указанные лица, которые не являются членами кредитного кооператива, не могут обременятся дополнительными обязанностями, связанными с дальнейшей деятельностью КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», в частности обязанностями по осуществлению ликвидации организации данного юридического лица и возмещению соответствующих расходов и в удовлетворении данных требований надлежит отказать.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от ** ФИО11 с ** является руководителем (председателем правления КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС»), имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с п.5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников).
Как разъяснено в п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае возложения судом обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации должны указываться сроки представления ими в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
Учитывая, что судом установлена обоснованность заявленных требований, в связи с неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию, установленной Законом о кредитной кооперации, и указанные требования о ликвидации подлежат удовлетворению, на КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», на председателя Правления КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» ФИО9, следует возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Центрального банка Российской Федерации (Банк России) о ликвидации и возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица удовлетворить частично.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», ОГРН <***>, ИНН <***>.
Возложить на кредитный потребительский кооператив «СИБИРСКИЙ ПЛЮС», председателя Правления потребительского кооператива «СИБИРСКИЙ ПЛЮС» ФИО9 обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кредитного потребительского кооператива «СИБИРСКИЙ ПЛЮС».
В удовлетворении административного иска Центрального банка Российской Федерации (Банк России) к ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ООО «МОНТАЖРЕМСЕРВИС» о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение по делу изготовлено 28 августа 2020 года.