№ 2а- 2368/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Балахна 06 декабря 2016 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Щепалкиной Н.В.,
при секретаре Скороходовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Балахнинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к сельскому Совету муниципального образования « Коневский сельсовет» Балахнинского района Нижегородской области о признании недействующим п1 ч.1ст.1, ч.4ст.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Коневский сельсовет», утвержденного Решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>№ (с изменениями от <дата>№).
у с т а н о в и л:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к сельскому Совету муниципального образования « Коневский сельсовет» Балахнинского района Нижегородской области о признании недействующим п1 ч.1ст.1, ч.4ст.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального «Коневский сельсовет», утвержденного Решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района <адрес> от <дата>№ (с изменениями от <дата>№).
В обоснование исковых требований Балахнинский городской прокурор указал, что решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>№ утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Коневский сельсовет» (далее Положение) с изменениями от <дата>№.
На основании п. «к» ч1 ст.72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу требований ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами объектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Таким образом, при реализации органами местного самоуправления указанных полномочий по определению порядка осуществления муниципального земельного контроля должны быть учтены требования федерального законодательства, регламентирующего рассматриваемую сферу правоотношений. Вместе с тем, отдельные нормы Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Коневский сельсовет» противоречат требованиям федерального законодательства, а именно: им необоснованно изменен предмет муниципального земельного контроля, установлены не предусмотренные федеральным законодательством основания для проведения внеплановых проверок. Понятие муниципального земельного контроля закреплено в ч.1 ст.72 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой под ним понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Статьей 72 Земельного кодекса РФ, а равно и иными федеральными законами право органов местного самоуправления на самостоятельное определение понятия муниципального земельного контроля не предусмотрено. В то же время в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Положения под муниципальным земельным контролем понимается система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере землепользования, обеспечение соблюдения объектами хозяйственной деятельности требований нормативно-правовых актов в области землепользования. Кроме того, отношения в области организации и осуществления муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля регулируются Федеральным законом от <дата> №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ). При этом п. 31 ч.4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении муниципального земельного контроля особенности организации и проведения проверок, в том числе в части, касающейся оснований проведения проверок, могут устанавливаться другими генеральными законами. Основания для проведения внеплановых проверок предусмотрены ч.2 10 Федерального закона №294-ФЗ, а также ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса РФ. Так, внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от <дата> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
В силу п. 31 ч.4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ правом на состоятельное определение дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля органы местного самоуправления не наделены, поскольку такие основания могут устанавливаться только федеральными законами.
В то же время частью 4 статьи 5 Положения (с учетом изменений от <дата>) установлены следующие основания для проведения внеплановых проверок: -на основании заявлений, жалоб и обращений граждан, юридических лиц, также органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления о проведении муниципального земельного контроля при наличии данных, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства,
-в случае непосредственного обнаружения муниципальным земельным инспектором обстоятельств, указывающих на наличие правонарушений в сфере земельных отношений,
-на основании поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
С учетом изложенного пункт 1 части 1 статьи 1, часть 4 статьи 5 Положения противоречат Федеральному закону №294-ФЗ и ст.ст.71.1 ч.б, 72 Земельного кодекса РФ, вследствие чего подлежат признанию не действующими.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу ст. 15 ч.2 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В связи с чем, вышеуказанные положения оспариваемого нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.
Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Представитель администрации сельского Совета муниципального образования « Коневский сельсовет» Балахнинского района Нижегородской области исковые требования о признании недействующим п1 ч.1ст.1, ч.4ст.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального «Коневский сельсовет», утвержденного Решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>№ (с изменениями от <дата>№). признает в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Изучив материалы дела и дав оценку собранным доказательствам, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично
Согласно ст. 157 ГК РФ при признании административным ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд принимает признание ответчиком исковых требований, поскольку признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом на основании изложенного у суда имеются основания для признания недействующим п1 ч.1ст.1, ч.4ст.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Коневский сельсовет», утвержденного Решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>№ (с изменениями от <дата>№).
Руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд
решил:
Признать недействующим п.1 ч.1ст.1, ч.4ст.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Коневский сельсовет», утвержденного Решением Сельского Совета муниципального образования «Коневский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области от <дата>№ (с изменениями от <дата>№).
Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд один месяц.
Судья: Щепалкина Н.В.