14RS0035-01-2021-003205-96
Дело № 2а-2368/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 20 февраля 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично,
с участием прокурора Бердюгиной А.А.,
при секретаре Лукиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о защите избирательных прав и отмене решения избирательной комиссии,
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая, что решением Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от 05 февраля 2021 г. № 3/2-6 установлено проведение голосования на выборах главы городского округа «город Якутск» в течение трех дней подряд: 26, 27 и 28 марта 2021 г, установив порядок голосования: голосование в помещениях для голосования, голосование на дому. Однако федеральный законодатель вопрос о назначении голосования в течение трех дней, голосования в помещении для голосования, голосования на дому делегировал законодателю субъекта Российской Федерации, в связи с чем избирательная комиссия муниципального образования не обладает правом принятия решения о голосовании в течение трех дней подряд. Проведение муниципальных выборов грубо нарушает право административных истцов как избирателей проголосовать в 1 день воскресный день, а также Закон Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах, в котором четко указано – 1 день для голосования в воскресенье, считают существенным нарушением их прав голосовать в 1 день. На основании изложенного, административные истцы просили отменить вышеуказанное решение Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от 05 февраля 2021 г. № 3/2-6.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 свои требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что Якутская городская Дума назначила досрочные выборы главы городского округа «город Якутск» на один день – воскресенье 28 марта, однако административный ответчик, выйдя за пределы своих полномочий, незаконно изменил это решение, увеличив количество дней голосования до трех. Якутская территориальная избирательная комиссия вышла за рамки своих полномочий, поскольку постановление о возложении на нее полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» является недействующим ввиду истечения срока действия. Данный государственный орган, не являясь органом местного самоуправления, незаконно вмешался в муниципальные выборы. Так, срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет, между тем это постановление принято в 2011 г. В Законе Республики Саха (Якутия) в действующей редакции отсутствует норма о возможности назначения выборов в течение трех дней, есть только норма о назначении выборов на один день – воскресенье. Также первично решение депутатов муниципального образования о назначении выборов на один день – воскресенье 28 марта 2021 г. Пояснили, что оспариваемым решением нарушаются их права как избирателей и налогоплательщиков, поскольку ввиду назначения досрочных выборов и увеличения периода голосования до трех дней увеличивается нагрузка на бюджет городского округа «город Якутск» и используются финансовые средства, которые могли бы быть направлены на иные нужды, а в настоящее время бюджет города находится в дефиците. Также указали на повышение возможности незаконных действий ввиду увеличения количества дней голосования и на то, что нарушение закона также само по себе является нарушением прав избирателей. Ходатайствовали об исключении из доказательств постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 27.11.2011 о наделении Якутской городской территориальной избирательной комиссии полномочиями избирательной комиссии городского округа «город Якутск» ввиду его недействительности, так как срок его действия истек ввиду истечения срока полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск».
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» ФИО4 в судебном заседании административный иск не признал в полном объеме, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании решением избирательной комиссии избирательные права соистцов, как и иных граждан Российской Федерации, проживающих на территории городского округа «город Якутск», не нарушены, препятствий прав избирать и быть избранным выборным должностным лицом не установлено, незаконных обязанностей не возложено, в связи с чем право на обращение в суд с административным иском у соистцов не возникло. Решение избирательной комиссии принято в соответствии с положениями ст. ст. 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона № 67-ФЗ, который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законом Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах установлено, что голосование на муниципальных выборах может быть назначено только на воскресенье, что противоречит положениям вышеуказанного федерального закона, ввиду чего должны применяться нормы последнего. В соответствии со ст. 3, ч. 2 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутия) о территориальных избирательных комиссиях Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) в 2011 г. возложила полномочия избирательной комиссии муниципального образования (городского округа «город Якутск») на Якутскую территориальную избирательную комиссию, которая действует на постоянной основе. Также пояснил, что решение о проведении голосования было принято с учетом продолжающейся пандемии и для обеспечения возможности всем избирателям, кто не может проголосовать в воскресенье, реализовать свои права.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) ФИО5 в судебном заседании пояснила, что оспариваемое решение является законным, основано на ст. ст. 63.1 и 24 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которым по решению избирательной комиссии, организующей выборы, а в данном случае это избирательная комиссия городского округа «город Якутск», голосование на выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Во исполнение данных положений федерального закона было принято Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16.12.2020 № 279/2039-7 о Временном положении, которым руководствовался административный ответчик. На момент принятия обжалуемого решения в Законе Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах отсутствует норма о принятии решения о проведении многодневных выборов в органы местного самоуправления Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Довод о признании недопустимым доказательством постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 27.11.2011 о наделении Якутской городской территориальной избирательной комиссии полномочиями избирательной комиссии городского округа «город Якутск» считает необоснованным, поскольку Якутская территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе со сроком полномочий ее состава пять лет, новый состав избран в 2020 г., ей переданы указанные полномочия, так как отдельная избирательная комиссия городского округа «город Якутск» отсутствует, указанное постановление не отменено в установленном порядке и является действующим. Также решение о назначении многодневных выборов не может быть принято представительным органом местного самоуправления, который принимает решение о назначении выборов, а относится к компетенции избирательной комиссии, организующей выборы.
Согласно заключению прокурора в судебном заседании административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку решение о назначении выборов принято Якутской городской Думой, а решение о проведении голосования в течение трех дней подряд принято избирательной комиссией городского округа «город Якутск», полномочия которой возложены на Якутскую территориальную избирательную комиссию. Федеральным законом № 67-ФЗ полномочия по назначению многодневных выборов возложены на данную избирательную комиссию. Административными истцами доказательств нарушения своих избирательных прав оспариваемым решением не представлено.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Якутской городской Думы от 01 февраля 2021 г. РЯГД-25-2 назначены досрочные выборы главы городского округа «город Якутск» на 28 марта 2021 г.
Пунктом 1 решения Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от 05 февраля 2021 г. № 3/2-6 предусмотрено, что голосование на досрочных выборах главы городского округа «город Якутск», назначенных на 28 марта 2021 г., установлено в течение трех дней подряд: 26 марта 2021 г., 27 марта 2021 г., 28 марта 2021 г. с 8:00 до 20:00 ежедневно.
Согласно п. 2 данного решения голосование в течение каждого из дней проводится с использованием следующих форм голосования: 1) голосование в помещении для голосования; 2) голосование вне помещения для голосования (голосование на дому).
Из административного искового заявления и объяснений административных истцов в судебном заседании следует, что административные истцы ссылаются на нарушение своих избирательных прав, выраженное в назначении трех дней для голосования на выборах главы городского округа «город Якутск» вместо одного воскресного дня и установлении возможности голосования в помещении для голосования и вне его (на дому), а также на нарушение указанным решением федерального законодательства и Закона Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах.
Согласно материалам дела ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____; ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ____; ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями в паспортах административных истцов и их объяснениями о проживании в г. Якутске.
Таким образом, ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются избирателями в выборах по городскому округу «город Якутск» и, соответственно, являются надлежащими административными истцами по оспариванию решения Избирательной комиссии городского округа «город Якутск».
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 4 ст. 240 КАС РФ установлен 10-дневный срок подачи административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении.
Данный срок административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемое решение вынесено 05 февраля 2021 г., а административное исковое заявление подано в суд 16 февраля 2021 г., то есть в последний день срока его подачи, что подтверждается соответствующим штампом Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 1 ст. 63.1 «Дни голосования на выборах, референдумах» Федерального закона № 67-ФЗ, введенной Федеральным законом от 31.07.2020 № 267-ФЗ и действующей в отношении правоотношений, возникших после его вступления в силу, по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 приведенной статьи Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.
В силу п. 4 данной статьи по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:
а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Пунктом 5 данной статьи установлено, что законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Во исполнение названных положений Федерального закона № 67-ФЗ постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 16.12.2020 № 279/2039-7 утверждено Временное положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд.
Согласно п. 1.1 Временного положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд оно применяется в случае принятия комиссией, организующей выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум (комиссией, на которую законом возложено принятие соответствующего решения), решения о проведении голосования на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдуме в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней в соответствии с п. 1 ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ. В случае принятия соответствующей комиссией решения о голосовании в течение нескольких дней проведение голосования, установление итогов голосования осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных статьями 63.1, 64, 66, 68 Федерального закона № 67-ФЗ, с особенностями, установленными Положением.
В силу п. 1.2 Положения в случае принятия соответствующей комиссией решения о голосовании в течение нескольких дней голосование избирателей, участников референдума в течение каждого из дней голосования проводится с использованием следующих форм голосования (далее – основные формы голосования): голосование в помещении для голосования; голосование вне помещения для голосования. Голосование в течение нескольких дней с использованием основных форм голосования проводится в период времени, установленный законом для голосования на соответствующих выборах, референдуме.
Избирательной комиссией, организующей выборы главы городского округа «город Якутск», является Избирательная комиссия городского округа «город Якутск».
На день принятия оспариваемого решения соответствующий Закон Республики Саха (Якутия), которым принятие решений о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд возложено только на Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия), отсутствует. Кроме того, в представленном сторонами на обозрение суда проекте изменений, вносимых в Закон Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон о муниципальных выборах), такое положение также отсутствует.
Таким образом, надлежащей избирательной комиссией, уполномоченной действующим законодательством на принятие решений о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, является Избирательная комиссия городского округа «город Якутск».
Статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 23 и 24 Закона о муниципальных выборах, статьей 47 Устава городского округа «город Якутск», утвержденного решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-551-1, предусмотрены порядок формирования и полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск», а также возможность возложения полномочий данной избирательной комиссии решением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), принятым на основании обращения Якутской городской Думы, на территориальную избирательную комиссию.
Решением Якутской городской Думы от 23.12.2010 № РЯГД-31-6 в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) направлено обращение о возложении полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию. Данное решение на сегодняшний день не отменено и не признано недействующим.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 27.01.2011 № 30/16-4 полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию. Данное постановление в настоящее время также не отменено и не признано недействующим.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ территориальные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет пять лет.
Из обстоятельств дела следует, что избирательная комиссия городского округа «город Якутск» по настоящее время в установленном вышеуказанными нормами федерального законодательства, законодательства Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых актов городского округа «город Якутск» порядке не создана.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что решениями Якутской городской Думы и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) полномочия избирательной комиссии городского округа «город Якутск» возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию бессрочно, вне зависимости от конкретного состава обоих комиссий.
Доводы административных истцов об истечении пятилетнего срока полномочий избирательной комиссии городского округа «город Якутск» и Якутской территориальной избирательной комиссии судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норма материального права. Избирательная комиссия является постоянно действующим органом, при этом на пятилетний срок полномочий назначается конкретный состав избирательной комиссии. Избирательная комиссия городского округа «город Якутск» по настоящее время не создана, а действующий состав Якутской территориальной избирательной комиссии назначен постановлениями Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 28.10.2020 № 144/1-6 и от 28.10.2020 № 144/2-6.
Доводы административных истцов о том, что Якутская территориальная избирательная комиссия с превышением своих полномочий изменила решение Якутской городской Думы от 01 февраля 2021 г. РЯГД-25-2 о назначении досрочных выборов главы городского округа «город Якутск» на 28 марта 2021 г., судом отклоняются, поскольку представительный орган местного самоуправления (Якутская городская Дума) в данном случае уполномочен назначить досрочные выборы и дату их проведения, а избирательная комиссия, организующая выборы, (Избирательная комиссия городского округа «город Якутск» в лице Якутской территориальной избирательной комиссии) уполномочена принять решение о проведении голосования в течение нескольких дней подряд. При этом даты указанных дополнительных дней голосования устанавливаются согласно положениям ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ. Следовательно, коллизия в принятии указанных решений Якутской городской Думы и Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Основной Закон Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, при этом федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные этим законом.
Частью 3 ст. 1 Закона о муниципальных выборах Законы Республики Саха (Якутия) установлено, что уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о муниципальных выборах, принимаемые в Республике Саха (Якутия), не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), настоящему Закону. В случае, если нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) о выборах в органы местного самоуправления противоречат федеральным законам, данному Закону, применяются нормы федеральных законов и данного Закона.
На основании изложенного, положения ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ подлежат прямому применению на всей территории Российской Федерации, в том числе в отношении настоящих досрочных выборов главы городского округа «город Якутск». Закон Республики Саха (Якутия) о возложении полномочий по принятию решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд только на Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) отсутствует.
Как видно из установленных выше обстоятельств дела оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством в установленные действующими нормативными правовыми актами сроки и порядке соответствующим уполномоченным органом.
Административными истцами по данному делу не доказано, что оспариваемым решением избирательной комиссии нарушаются их права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Доводы административных истцом о нарушении их прав и охраняемых законом интересов вследствие увеличения в результате принятого Избирательной комиссией городского округа «город Якутск» нагрузки на бюджет городского округа «город Якутск» не могут быть приняты судом, поскольку решение о назначении досрочных выборов приняла Якутская городская Дума, а не Избирательная комиссия городского округа «город Якутск». Кроме того, решение о проведении голосования в течение трех дней подряд принято, исходя из неблагоприятной эпидемиологической обстановки и необходимости обеспечения безопасности избирателей при проведении голосования, а также для более полной реализации активного избирательного права всеми избирателями городского округа «город Якутск».
При таких обстоятельствах на основании ст. 244 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о защите избирательных прав и отмене решения избирательной комиссии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: М.А. Кузьмина