ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-236/18 от 23.07.2018 Шипуновского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-236/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года с.Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,

при секретаре Анкудиновой М.В.,

с участием помощника прокурора Потресаевой В.В.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шипуновского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение с определением обслуживающей организации, а также заключения концессионного соглашения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шипуновского района обратился в суд к ответчику с требованиями о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение с определением обслуживающей организации, а также заключения концессионного соглашения.

В обоснование иска прокурор указал, что проведенной Прокуратурой Шипуновского района проверкой соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и администрацией Шипуновского района заключен договор безвозмездного пользования имуществом .

Согласно п. 1.1 указанного договора администрация Шипуновского района обязуется передать в безвозмездное пользование ООО «<данные изъяты>» в пользование недвижимое имущество: водопровод протяженностью – <данные изъяты> м., расположенный на территории <адрес> сельсовет; водопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес>; водопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный на территории Комарихинского сельсовета.

Продукция и доходы, полученные ООО «<данные изъяты>» в результате использования имущества, являются собственностью ООО «<данные изъяты>».

В силу п. 1.4 договора ООО <данные изъяты>» обязано нести возникающие в связи с эксплуатацией имущества расходы, в том числе оплату ремонта, расходуемых в процессе эксплуатации материалов, поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять эксплуатацию оборудования в соответствии с его назначением.

На территории Горьковского сельсовета и Комарихинского сельсовета гарантирующим поставщиком не является, услуги водоснабжения не оказывает.

ООО «<данные изъяты>» осуществляет в соответствии с договором только техническое обслуживание сетей водопровода.

Таким образом, гарантирующий поставщик на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов не определен.

Отсутствие гарантирующего поставщика не позволяет обеспечивать надлежащую организацию услуг водоснабжения на территории Горьковского и на территории Комарихинского сельсоветов.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона №416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Отсутствие обслуживающей организации влечет невозможность установления органом регулирования тарифов на услуги водоснабжения и ведет соответственно к нарушению законодательства о ценообразовании.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шипуновского района объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов. Конкурс признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных на него заявок.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шипуновского района направлен в адрес администрации <адрес> исправленный проект концессионного соглашения. Для заключения концессионного соглашения необходимо утверждение долгосрочных параметров.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долгосрочные параметры не разработаны, концессионное соглашение не заключено.

Отсутствие концессионного соглашения приводит к тому, что на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов не определена гарантирующая организация, в отношении нее не установлены тарифы, что ведет к экономически необоснованным затратам граждан на услуги водоснабжения.

Помощник прокурора Потресаева В.В. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время разработать долгосрочные параметры и тарифы не представляется возможным, так как в <адрес> проводится реконструкция системы водоснабжения, и только после сдачи объекта, возможно будет исполнить требования прокурора. Строительные работы приостановлены по причине поднятия грунтовых вод.

Представитель третьего лица – глава Комарихинского сельсовета ФИО2 в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – глава Горьковского сельсовета ФИО3 в судебное заседание не явилась, в ходе рассмотрения дела с иском согласилась в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло - газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.ч. 1, 3 ст. 14 не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу ст. 2 Закона №416-ФЗ под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно ст. 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет». На гарантирующей организации лежит обязанность по обеспечению холодным водоснабжением абонентов, присоединенных в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения. В соответствии с ч.,ч.1,6,6.1 ст. 13 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация заключает договор холодного водоснабжения с абонентом. Расчет с абонентами за коммунальную услугу холодного водоснабжения осуществляется на основании установленного тарифа на питьевую воду.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона №416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Кроме того, целями Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) в силу ч. 1 ст. 1 являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением

имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу ч 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Судом установлено, что собственником водопровода протяженностью – <данные изъяты> м., расположенного на территории <адрес> сельсовет; водопровода, протяженностью <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес>; водопровода, протяженностью <данные изъяты> м, расположенного на территории Комарихинского сельсовета является муниципальное образование – <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и администрацией Шипуновского района заключен договор безвозмездного пользования указанным выше имуществом . ООО «<данные изъяты>» осуществляет в соответствии с договором только техническое обслуживание сетей водопровода.

Таким образом, гарантирующий поставщик на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов не определен. Утвержденные тарифы на оказание услуг водоснабжения на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов у ООО «<данные изъяты>» отсутствуют.

Согласно ответу администрации Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шипуновского района объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории Горьковского и Комарихинского сельсоветов. Конкурс признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных на него заявок. В настоящее время вторично подготавливается документация для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Шипуновский район. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шипуновского района направлен в адрес администрации Алтайского края исправленный проект концессионного соглашения. Для заключения концессионного соглашения необходимо утверждение долгосрочных параметров.

Согласно ответу администрации Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время идет подготовка документов для установления долгосрочных параметров регулирования, включаемых в конкурсную документацию для заключения концессионного соглашения.

Однако, до настоящего времени долгосрочные параметры не разработаны, концессионное соглашение не заключено.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шипуновского района и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт по реконструкции системы водоснабжения в <адрес>. Согласно условиям данного контракта работы должны быть закончены не позднее 365 дней со дня подписания контракта.

Со слов представителя ответчика работы по данному контракту приостановлены ввиду поднятия грунтовых вод, однако каких-либо письменных извещений подрядчика с указанием причин ответчиком не представлено.

Довод представителя ответчика о невозможности исполнить требования прокурора до сдачи объекта судом не принимаются, поскольку доказательств, какого либо контроля за исполнением контракта, его сроков со стороны администрации района как заказчика не представлено, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ срок окончания работ по контракту истек.

Таким образом, имеет место бездействие администрации Шипуновского района, выразившееся в не определении обслуживающей организации, а также в не разработке долгосрочных параметров, подготовки конкурсной документации и в последствии заключения концессионного соглашения.

Учитывая, что для исполнения решения потребуется значительное время, руководствуясь ч.2 ст.178, ст.187 КАС РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Шипуновского района в интересах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шипуновского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение с определением обслуживающей организации, а также заключения концессионного соглашения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шипуновского района Алтайского края в организации водоснабжения по неопределению гарантирующего поставщика на территориях Горьковского и Комарихинского сельсоветов Шипуновского района.

Обязать администрацию Шипуновского района организовать надлежащее водоснабжение путем определения гарантирующей организации.

Признать незаконным бездействие администрации Шипуновского района Алтайского края по неразработке долгосрочных параметров для заключения концессионного соглашения.

Обязать администрацию Шипуновского района разработать долгосрочные параметры и конкурсную документацию в соответствии с действующим законодательством.

Установить срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья Е.Г. Зинкова

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2018 года