Дело №2а-236/2019
27RS0012-01-2019-000296-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 15 мая 2019 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.
с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Приходько В.М.
представителя административного ответчика - администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края ФИО1, участвующей в деле по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в судебном заседании административные дела по административным исковым заявлениям:
прокурора Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края о:
- признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества аккумуляторных баков незаконными и обязании устранить выявленные нарушения;
- признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в Чекундинском сельском поселении незаконными и обязании устранить выявленные нарушения;
- признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в сельском поселении «Поселок Софийск» незаконными и обязании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнебуреинского муниципального района обратился в Верхнебуреинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с исковым заявлением о признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества аккумуляторных баков незаконными и обязании устранить выявленные нарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района во исполнение п. 1.8 Указания прокуратуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка по формированию прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе проверена своевременность направления органами местного самоуправления заявлений в регистрирующий орган о принятии бесхозяйных сетей в муниципальную собственность. В ходе заседания межведомственной рабочей группы в сфере экономики ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение, которым администрации Верхнебуреинского муниципального района, поручено предоставить в прокуратуру района документы по каждому бесхозяйному объекту. При рассмотрении предоставленного комплекта документов установлено, что в границах Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края расположено 40 объектов коммунальной инфраструктуры, которые не имеют собственника и не поставлены на учет в качестве бесхозяйных.
Согласно распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ данные 40 объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры приняты в собственность Верхнебуреинского муниципального района. Из полученной информации от администрации Верхнебуреинского района следует, что 1 объект в результате обследования признан движимым имуществом, из оставшихся 39: 27 объектов технологически или функционально связаны с объектами ТЭК и ЖКХ, находящихся в собственности Верхнебуреинского района, по 2 объектам документы для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, по остальным 10 объектам ведется работа и сбор документов.
В нарушение ФЗ 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 255 ГК РФ, администрацией не поставлен на первичный учет в качестве бесхозяйного имущества объект – аккумуляторные баки, расположенные в <адрес>. Бездействие администрации по постановке на учет вышеуказанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг.
Просит суд признать бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – аккумуляторных баков, расположенных в сельском поселении «Поселок Алонка» Верхнебуреинского муниципального района по <адрес>, незаконным, и обязать принять меры к постановке на учет аккумуляторных баков в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как бесхозяйный объект путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также прокурор Верхнебуреинского муниципального района обратился в Верхнебуреинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с исковым заявлением о признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в Чекундинском сельском незаконными и обязании устранить выявленные нарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района во исполнении указания прокурора Хабаровского края в ходе проверки было установлено, что администрацией Верхнебуреинского района не поставлен на первичный учет в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости – тепловые сети, расположенные в Чекундинском сельском поселении.
Бездействие администрации по постановке на учет вышеуказанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг.
Просит суд признать бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – тепловых сетей, расположенных в Чекундинском сельском поселении Верхнебуреинского муниципального района, незаконным, и обязать принять меры к постановке на учет тепловых сетей в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как бесхозяйный объект путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также прокурор Верхнебуреинского муниципального района обратился в Верхнебуреинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с исковым заявлением о признании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в сельском поселении «Поселок Софийск» незаконными и обязании устранить выявленные нарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района во исполнении указания прокурора Хабаровского края в ходе проверки было установлено, что администрацией Верхнебуреинского района не поставлен на первичный учет в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости – тепловые сети, расположенные в пос.Софийск.
Бездействие администрации по постановке на учет вышеуказанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг.
Просит суд признать бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – тепловых сетей, расположенных в сельском поселении «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района, незаконным, и обязать принять меры к постановке на учет тепловых сетей в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как бесхозяйный объект путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Определением Верхнебуреинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по искам прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнебуреинского района объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района Приходько В.М. отказался от исковых требований в части признания бездействия административного ответчика по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – аккумуляторных баков, расположенных в сельском поселении «Поселок Алонка» Верхнебуреинского муниципального района по <адрес>, незаконным, и обязании устранить нарушения в связи с добровольным исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности.
Определением Верхнебуреинского районного суда от 15.05.2019 производство по административному делу прекращено в части в связи с отказом административного истца от иска.
В остальной части прокурор административные требования поддержал, уточнив, что срок для устранения выявленных нарушений необходимо установить – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного ответчика ФИО1 с исковыми требованиями согласилась частично, суду пояснила, что действительно указанные в административно исковом заявлении объекты недвижимого имущества не постановлены на учет как бесхозяйные. Однако ответчик не согласен, что муниципальный орган незаконно бездействует. Существует определённая процедура постановки на учет имущества в качестве бесхозяйного, до направления соответствующего заявления в регистрирующие органы необходимо подготовить техническую документацию, на что требуется определённое время и средства. Администрацией данная работа проводится. В отношении тепловых сетей, которые расположены в п. Чекунда принимается решение об их переносе в связи с расселением поселка. По поводу тепловых сетей, которые расположены в п. Софийск проводится аналитическая работа по поводу целесообразности их использования.
Изучив представленные материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной рабочей группы в сфере экономики было решено предоставить администрацией района в прокуратуру Верхнебуреинского района полный комплект документов по каждому бесхозяйному объекту ТЭК и ЖКХ (л.д. 5-6 т.1).
Из представленной информации администрации Верхнебуреинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях осуществления возможности рационального управления муниципальным имуществом, администрацией проведена работа по оперативному оформлению бесхозных объектов ТЭК и ЖКХ, в ходе которой проведена корректировка (уменьшение) количества объектов с 53 до 40, поскольку на 4 объекта зарегистрировано право собственности, 4 объекта исключены из перечня как не участвующие в процессе и утраченные, на 5 объектов зарегистрировано право собственности (л.д. 7).
На основании распоряжения администрации Верхнебуреинского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр муниципального имущества Верхнебуреинского района включены, в том числе аккумуляторные баки, расположенные на площади участка 29,70 кв.м., по адресу <адрес>; теплосети протяженностью 250,46 м., расположенные по адресу <адрес>, от котельной по <адрес> до административно-общественного центра по <адрес>; тепловые сети протяженностью 400,00 м, расположенные по адресу <адрес> (л.д. 8-11).
В ответ на требование прокуратуры Верхнебуреинского района от ДД.ММ.ГГГГ администрацией района представлена информация, из которой следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности не оформлено на 39 объектов недвижимого имущества жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (л.д. 13-14, 15-17).
Согласно Выписке из Реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Реестре отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – сети теплоснабжения, протяженностью 220п.м., расположенные по адресу Хабаровский край, Верхнебуреинский район, с. Чекунда от котельной (<адрес>) до административно-общественного центра (<адрес>) (л.д. 60 т. 1).
Из представленных администрацией Верхнебуреинского муниципального района сведений следует, что недвижимое имущество сооружение – сети теплоснабжения, протяженностью 220,3 п.м., кадастровый №, расположенные по адресу <адрес> с Чекунда от котельной (<адрес>) до административно-общественного центра (<адрес>); аккумуляторные баки, площадью 29,7 кв.м., кадастровый №, по адресу <адрес>; в <адрес>вого государственного имущества и федерального имущества не учтены и не значатся (л.д. 61-70 т.1).
Согласно Графику регистрации прав муниципальной собственности на объекты ЖКХ в том числе и бесхозяйные объекты регистрация прав на тепловые сети в п. Софийск запланирована в 4 кв. 2020 г., а регистрация прав на тепловые сети в п. Чекунда запланирован на 2 кв. 2020 г (т.1 л.д. 42-44).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п. 3 Порядка).
В силу п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки выявлены бесхозяйные объекты недвижимого имущества – тепловые сети, протяженностью 250,46 м. расположенные в Чекундинском сельском поселении Верхнебуреинского района от котельной по <адрес> до административного центра по <адрес>, тепловые сети, протяженностью 400,00 м. расположенные в сельском поселении «<адрес>» Верхнебуреинского муниципального района.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Данные объекты находятся в административных границах муниципального образования Верхнебуреинский муниципальный район. Спорные объекты являются объектами недвижимости, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, они не имеют собственника, что подтверждается материалами гражданского дела.
Отсутствие собственника объекта (тепловая сеть) и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния тепловой сети, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния тепловой сети не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорные объекты недвижимости расположены в административных границах муниципального образования Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, суд соглашается с доводами прокурора о том, что не обращение администрации муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии недвижимого имущества на учет как бесхозяйного - свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Непринятие административным ответчиком своевременных мер по постановке на учет социально значимых объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может повлечь за собой существенное нарушение прав граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов и на срок устранения таких нарушений.
Прокурором заявлено требование о совершении действий в целях устранения нарушений прав, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С учетом сложности и характера обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий необходимых для его исполнения, отсутствия возражений ответчика относительно сроков устранения недостатков указанных прокурором, суд устанавливает срок устранения нарушений 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района в части непостановки на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в Чекундинском сельском поселении Верхнебуреинского муниципального района от котельной по <адрес> до административного центра по <адрес>.
Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта тепловые сети, расположенные в Чекундинском сельском поселении Верхнебуреинского муниципального района от котельной по <адрес> до административного центра по <адрес> течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Признать незаконным бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района в части непостановки на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей, расположенных в сельском поселении «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района.
Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта тепловые сети, расположенные в сельском поселении «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья Р.М. Ханбиков