ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-236/19 от 24.05.2019 Ашинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-236/2019

74RS0008-01-2019-000213-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019года г.Аша

Ашинский городской суд Челябинской области в составе

Председательствующего судьи Дружкиной И.В.

при секретаре Щегловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области к Третьякову <ФИО>4 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области ( далее по тексту МИФНС № 18) обратилась с административным исковым заявлением к Третьякову <ФИО>5 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год с учетом перерасчета за 2015г. в сумме 67792 рубля, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017г. по 12.02.2018г. в сумме 181 рубль 05 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Третьяков А.Ю. является плательщиком транспортного налога, так как согласно сведениям, представленным в инспекцию уполномоченным органом в рамках ст. 85 НК РФ имеет в собственности следующие объекты налогообложения: автомобиль грузовой МАЗДА TITAN, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль грузовой, МАН, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль легковой ГАЗ 33022, 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000) ГАЗ 3302, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> автомобиль грузовой ГАЗ 30210, государственный регистрационный знак <номер> автомобиль легковой НИССАН AD, 2001 года выпуска, государственный регистрационный номер <номер>; автомобиль грузовой ДФМ DFA 1062 DJ01, 2006 года выпуска, государственный регистрационный номер <номер>; автомобиль грузовой МЕРСЕДЕС БЕНЦ, 1994 года выпуска, государственный регистрационный номер <номер>; автомобиль грузовой ГАЗ 33021, 1997 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль легковой ВАЗ 21099, 1997 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль грузовой МАЗДА ТИТАН, 1993 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>; автомобиль легковой ВАЗ 21093, 1996 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> Налоговый орган исчислил транспортный налог и направил налоговое уведомление с указанием налогового периода, объектов налогообложения, за которые начислен налог, с расчетом суммы налогов и сроков уплаты. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога № 17710 от 18.12.2017г., № 13922 от 13.02.2018г., которые осталось без исполнения. Налоговая инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, определением от 23.07.2018 года мировой судья отменил судебный приказ, в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения. С учетом частичной оплаты просит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2016 год с учетом перерасчета за 2015 год в сумме 67792 рубля, пени по транспортному налогу 181 рубль 05 копеек за период с 02.12.2017г. по 12.02.2018г., а всего 67973 рубля 05 копеек.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, в окончательной редакции сформулировав их следующим образом: взыскать с Третьякова <ФИО>6 в доход бюджета недоимку по транспортному налогу за 2016 год с учетом перерасчета за 2015 год, в сумме 65167 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017г. по 12.02.2018г. в сумме 181 рубль 05 копеек, а всего 65348 рублей 05 копеек ( л.д. 80).

Представитель административного истца при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя ( л.д. 3, 85).

Административный ответчик исковые требования признал частично, суду пояснил, что в части взыскания транспортного налога за автомобиль МАН 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> с иском не согласен, так как названный автомобиль выбыл из его обладания в 2015 году в результате кражи.

Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ ( далее по тексту НК РФ), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст. 75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.6 ст. 75 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Третьяков А.Ю. является плательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям, предоставленным в налоговую инспекцию уполномоченным органом в рамках ст. 85 НК в период заявленных исковых требований являлся собственником следующих транспортных средств: автомобиля грузового МАЗДА TITAN, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>, дата регистрации права 06.06.2014г., дата утраты права 19.10.2015г.; автомобиля грузового, МАН, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>, дата регистрации права 10.08.2012г., дата утраты права 14.12.2016г.; автомобиля легкового НИССАН AD, 2001 года выпуска, государственный регистрационный номер <номер>, дата регистрации права 15.08.2014г., дата утраты права 26.03.2015г.; автомобиля грузового МАЗДА ТИТАН, 1993 года выпуска, государственный регистрационный знак <номер>, дата регистрации права 23.03.2016 год, дата утраты права 16.02.2017 год.

Виды налогов, порядок их исчисления и уплаты предусмотрены положениями статей 14, 23, 45, 356 - 359, 361, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Третьякову А.Ю. был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 36625 рублей и направлено налоговое уведомление № 82725041 от 13 декабря 2017 года со сроком уплаты не позднее 09.02.2018 года ( л.д. 6).

Кроме того, Третьякову А.Ю. был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 34767 рублей и направлено налоговое уведомление № 19797855 от 24.08.2017 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2017г. В это же уведомление был включен налог за 2015 год в сумме 36625 рублей, а всего указана сумма к уплате 71392 рубля ( л.д. 55-57). Расчет транспортного налога судом проверен и административным ответчиком не оспорен.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Поскольку в установленный срок налог уплачен не был, в адрес налогоплательщика были выставлены следующие требования:

- № 17710 сформированное по состоянию на 18 декабря 2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу 34767 рублей и пени 152 рубля 97 копеек в срок до 24 января 2018 года;

- № 13922 сформированное по состоянию на 13 февраля 2018 года об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 36625 рублей и пени 28 рублей 08 копеек в срок до 19 марта 2018 года ( л.д. 8-11).

В подтверждение направления требований в адрес административного ответчика приложены распечатки с сайта налогового органа ( л.д. 9,11).

Суд полагает, что налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 год.

Так, согласно положениям пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет направляется в течение трех месяцев. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2015 год должна была быть выявлена налоговым органом по истечении установленного законом срока для уплаты налога, то есть 2 декабря 2016 года, а недоимка по транспортному налогу за 2016 год – 2 декабря 2017 года, после чего МИФНС России № 18 по Челябинской области обязана была соответственно по каждому налоговому уведомлению в трехмесячный срок направить требование об уплате недоимки.Вместе с тем, доказательств соблюдения вышеуказанного порядка взыскания транспортного налога за 2015 год МИФНС России № 18 по Челябинской области суду не представлено. Требование № 13922 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 36625 рублей и пени 28 рублей 08 копеек выставлено лишь 13 февраля 2018 года, т.е. спустя 14 месяцев со дня истечения срока уплаты данного налога, каких-либо мер принудительного взыскания недоимки по налогу за указанный период не предпринималось, обратное суду не доказано.

При этом налоговый орган в результате несвоевременного совершения действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически продлил совокупный срок принудительного взыскания задолженности по налогу за 2015 год, который исчисляется в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 год и начисленных на нее сумм пени, тем более что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен об установленной налоговым законодательством правовой процедуре взыскания недоимки с физических лиц- налогоплательщиков в связи с нарушением порядка и сроков принудительного взыскания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Порядок исчисления и предъявления к взысканию налоговым органом с Третьякова А.Ю. транспортного налога за 2016 год, суд считает верным.

Так, срок уплаты транспортного налога за 2016 год истекал 1 декабря 2017 года. Как было указано выше, налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № 19797855 от 24 августа 2017 года со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года.

Требование № 17710 было сформировано по состоянию на 18 декабря 2017 года, т.е. в установленный законом срок.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.

В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налога, сбора, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В требовании № 17710 сформированном по состоянию на 18 декабря 2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 34767 рублей и пени 152 рубля 97 копеек был установлен срок его исполнения до 24 января 2018 года ( л.д. 8 ). Общая сумма подлежащих взысканию с Третьякова А.Ю. по данному требованию налога и пени превышала 3 000 рублей, т.е. 6 месячный срок подлежал исчислению с 25 января 2018 года и истекал 24 июля 2018 года.

12 июля 2018 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 4 города Аши и Ашинского района Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога в сумме 67973 рубля 05 копеек и пени 181 рубль 05 копеек ( л.д.70-73 ). 12 июля 2018 года мировой судья вынес судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени ( л.д.74-75 ). Определением от 23 июля 2018 года мировой судья отменил судебный приказ, в связи с поступившими от Третьякова А.Ю. возражениями, относительно его исполнения ( л.д. 76-78).

Настоящее исковое заявление направлено налоговым органом в суд почтой 23 января 2019 года ( л.д. 21). Т.е. и к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и в суд с иском административный истец обратился в пределах срока, установленного ст. 48 НК РФ.

Судом отклоняются возражения административного ответчика о том, что транспортный налог, исчисленный на автомашину МАН, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак М 442РЕ174 не подлежит взысканию, поскольку названным автомобилем он не пользовался вследствие его кражи в 2015году.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Приведенный в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации перечень транспортных средств, которые не облагаются транспортным налогом, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, исходя из содержания указанных норм материального права, не являются объектом налогообложения транспортные средства, выбывшие из владения лиц, на которых они зарегистрированы.

В Налоговом кодексе и изданных во исполнение Налогового кодекса нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства.

Вместе с тем, согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства", розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого указанный орган вынесет постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдаст заявителю справку об угоне зарегистрированного на него транспортного средства.

Т.е. к документам, подтверждающим факт кражи, в частности, может относиться справка об угоне (краже) транспортного средства, которая выдается правоохранительными органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж), иные документированные сведения, полученные от указанных органов.

При отсутствии вышеуказанной справки документом, подтверждающим факт угона (кражи), по мнению Минфина России, изложенному в письме от 09.08.2013 N 03-05-04-04/32382, может рассматриваться справка или постановление о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, информация об угоне (краже) транспортного средства может содержаться во вступивших в законную силу судебных постановлениях, решениях, определениях

Между тем документа, свидетельствующего о хищении (угоне) техники, нахождении ее в розыске, административным ответчиком не представлено и судом не добыто. Из содержания постановления от 17 июля 2015 года старшего следователя группы по обслуживанию Катангского района СО МО МВД России «Киренский» следует, что по результатам проверки проведенной по заявлению Третьякова А.Ю. о хищении автомашины МАН государственный регистрационный знак М442 РЕ 174 в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления ( л.д. 60-61). Названное транспортное средство снято налогоплательщиком с регистрационного учёта в органах ГИБДД 14 декабря 2016 года ( л.д. 38).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик является плательщиком транспортного налога по данному транспортному средству за 2016 год.

Таким образом, транспортный налог за 2016 год в сумме 34767 рублей подлежит взысканию с Третьякова А.Ю..

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Истцом предъявлена к взысканию пеня в размере 152 рубля 97 копеек, исчисленная на недоимку 34767 рублей за период с 02 декабря по 17 декабря 2017 года ( л.д.14 ). Расчет недоимки судом проверен и признан достоверным.

Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию с административного ответчика, составляет 34919 рублей 97 копеек ( 34767 руб. недоимка + 152 рубля 97 копеек пеня).

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований, госпошлина подлежит взысканию в размере 1243 рубля.

Руководствуясь ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области удовлетворить частично.

Взыскать с Третьякова <ФИО>7, ИНН <номер>, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области в доход бюджета недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 34767 рублей, пени 152 рубля 97 копеек, всего 34919 рублей 97 копеек ( тридцать четыре тысячи девятьсот девятнадцать рублей девяносто семь копеек).

Взыскать с Третьякова <ФИО>8 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1243 рубля (одна тысяча двести сорок три рубля).

В остальной части иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Дружкина И.В.