РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации 20 февраля 2021 г. <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-236/21 по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд решил: В удовлетворении административного искового заявления отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 февраля 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-236/21 по заявлению прокурора Самарской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, установил: Прокурор Самарской области обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области осуществляет полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления, организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории Самарской области, утверждение порядка сбора твёрдых коммунальных отходов, разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами. Согласно разработанному Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Порядку накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, утверждённому постановлением Правительства Самарской области от 7.07.2020 г. №471 раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов на территории Самарской области внедряется поэтапно. В настоящее время территориальная схема обращения с отходами Самарской области, утверждённая приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. №228 места (площадки) раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов не содержит. Однако в регионе имеются места (контейнеры) для накопления пластиковых тар (бутылок), которые должны быть включены органами местного самоуправления в соответствующий реестр, после чего министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – в территориальную схему как место (площадка) раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов. Отсутствие в Самарской области раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов влияет на конечную плату, оплачиваемую потребителями, а также нарушает их жилищные права. В соответствии с Правилами коммерческого учета объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 3.06.2016 г. №505, в целях осуществления расчётов коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов или количества и объёма контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов. При раздельном накоплении твёрдых коммунальных отходов коммерческий учёт осуществляется исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления отходов. Бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области нарушает жилищные права неопредёленного круга лиц, у которых отсутствует возможность оплаты обращения с твёрдыми коммунальными отходами исходя из фактически оказанных услуг. Просит признать незаконным бездействие Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившееся в непринятии мер к организации раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Самарской области, обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области организовать работу органов местного самоуправления по определению мест (площадок) для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов и включение их в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включению мест (площадок) для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов в территориальную схему. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Представитель ответчика по доверенности от 20.08.2020 г. №МЖКХ-15/3453 Гладких Л.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.1, л.д. 31-40, 166-172). Представитель заинтересованного лица Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по доверенности от 8.06.2020 г. №ДГП-24-01/970 Ильясова Л.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д. 173-179). Представитель заинтересованного лица ООО «Экостройресурс» по доверенности от 18.01.2021 г. №5 Яковлева И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д. 204-206). Заинтересованное лицо Администрация г.о. Жигулёвск Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 124-126), в котором полагало разрешение дела на усмотрение суда, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Отрадный Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 139-142), в котором полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Кинель Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 156), в котором полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Сызрань Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 180-183), в котором полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Похвистнево Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 218), в котором полагало разрешение дела на усмотрение суда, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Октябрьск Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 231-233), в котором полагало разрешение дела на усмотрение суда, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованное лицо Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заинтересованные лица Администрация г.о. Тольятти Самарской области и Администрация г.о. Чапаевск Самарской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указанные отходы определяются как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Под накоплением отходов федеральный законодатель понимает складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Названным законом разграничены полномочия публично-правовых образования в сфере регулирования деятельности, связанной с обращением, в частности, с накоплением отходов (ст.5, 6, 8 закона). Так, к полномочиям РФ относятся установление правил определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правил ведения их реестра. К полномочиям субъектов РФ относятся установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления). К полномочиям муниципалитетов относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Согласно ст.13.3 того же закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с документами территориального планирования. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в частности: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ (с нанесением источников их образования на карту субъекта РФ); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов. Согласно ст.13.4 закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Накопление отходов может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; данные об источниках образования твёрдых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов, утверждённым органом исполнительной власти субъекта РФ. Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области утверждён постановлением Правительства Самарской области от 7.07.2020 г. №471. Согласно пп.32, 33 п.2.2 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. №337, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет разработку и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами, участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Самарской области, осуществляет разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Самарской области. Кроме того, согласно п.3 постановления Правительства Самарской области от 7.07.2020 г. №471 на министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области возложен контроль за выполнением указанного постановления. Федеральное законодательство упоминает о раздельном накоплении отходов как об одном из возможных способов их накопления, не раскрывая при этом содержания этого термина. Не устанавливает федеральный законодатель и юридической обязательности повсеместного перехода к раздельному накоплению отходов. Отсутствуют такие нормы и в подзаконных нормативных актах федерального уровня. Согласно п.19 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156, в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, потребители обязаны осуществлять разделение твёрдых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твёрдых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твёрдых коммунальных отходов. Таким образом, в настоящее время решение вопроса о введении системы раздельного сбора и накопления отходов, установление обязательности раздельного накопления отнесено к компетенции региональных законодателей. На день рассмотрения дела в Самарской области не принят закон, обязывающий осуществлять в каких-либо случаях раздельный сбор и накопление отходов. Отсутствует и законодательное решение о введении в действие такой нормы в будущем. Термин «раздельное накопление отходов», не имеющий дефиниции в федеральных нормативно-правовых актах, получил косвенное определение в Порядке накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области. Согласно п.14 названного Порядка раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями путём их разделения по отдельным видам отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры. Организация раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Самарской области осуществляется с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления: - отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (сухие перерабатываемые отходы); - прочих отходов. На местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов для раздельного накопления размещаются контейнер (контейнеры) для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов. Контейнеры для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение о видах отходов, подлежащих накоплению в соответствующих контейнерах. При этом текстовое и (или) графическое обозначение о видах отходов на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления сухих перерабатываемых отходов, должно быть выполнено с применением зелёной цветовой индикации, а на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления прочих отходов, – с применением жёлтой цветовой индикации. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд под раздельным накоплением отходов понимает описанную в вышеприведённой норме систему двухкомпонентного («дуального») накопления с разделением на сухие перерабатываемые отходы и все прочие отходы. Согласно п.15 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области предусматривается поэтапное введение данной системы накопления. Органы местного самоуправления должны определить места (площадки) для раздельного накопления отходов, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления отходов, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления и включение в реестр мест (площадок) накопления отходов. В случае, если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления отходов с органом местного самоуправления. Уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области, т.е. ответчик, включает места (площадки) раздельного накопления отходов в территориальную схему по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года. После реализации указанных условий (т.е., определения мест раздельного накопления отходов и их включения в территориальную схему) осуществляется транспортирование отходов с учётом их раздельного накопления, а также информирование населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о введении раздельного накопления отходов на соответствующей территории. Указанные условия реализации раздельного накопления (т.е., определение мест раздельного накопления отходов и их включение в территориальную схему) выполняются с учётом плана мероприятий («дорожной карты») по введению раздельного сбора отходов на территории РФ, утверждаемого Правительством РФ. Таким образом, Правительством Самарской области принято принципиальное решение о поэтапном переходе к раздельному накоплению отходов, однако какие-либо временные параметры внедрения этой системы не заданы. Кроме того, осуществление перехода обусловлено реализацией федерального плана мероприятий по введению раздельного сбора отходов. Федеральный план мероприятий («дорожная карта») по введению раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов утверждён распоряжением заместителя Председателя правительства РФ от 1.06.2020 г. №4586/п-П11 (т.1, л.д. 69-73). Указанным документом, помимо прочего, предусматриваются подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство в части регулирования отношений по обращению с вторичными ресурсами (в IV квартале 2020 г.), внесение изменений в акты Правительства РФ в части установления правил осуществления раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов и в части системы коммерческого учёта раздельно накопленных твёрдых коммунальных отходов, установления особенностей расчёта платы за обращение с отходами при их раздельном накоплении (в I квартале 2021 г.). Особо оговорено в плане мероприятий внесение изменений в постановление Правительства РФ от 31.08.2018 г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра» в части включения в реестры мест (площадок) накопления отходов сведений о количестве и видах контейнеров для раздельного накопления (в I квартале 2021 г.). Таким образом, федеральным правительством запланировано изменение существующей нормативной базы в сфере обращения с отходами в целях создания условий для внедрения раздельного сбора и накопления отходов. Как уже было отмечено, в настоящее время правовое регулирование раздельного сбора и накопления отходов на федеральном уровне, по существу, отсутствует. Так, Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра в действующей редакции вообще не содержат положений о раздельном накоплении. В обоснование заявленных требований истец указывает, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, во-первых, не внесло в территориальную схему уже имеющиеся места раздельного накопления отходов, а во-вторых, не предпринимает никаких мер к внедрению в Самарской области системы раздельного их накопления. Однако суд не может согласиться с доводами административного истца. Не соответствующим закону бездействием органа государственной власти следует признать неисполнение им своей юридической обязанности в сфере осуществления публичной власти (непринятие решения, несовершение действий) в установленный законом срок. В силу п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания факта бездействия органа государственной власти лежит на истце. В настоящее время единственной прямо определённой юридической обязанностью ответчика в сфере внедрения системы раздельного сбора и накопления отходов является включение обустроенных органами местного самоуправления и иными обязанными к тому лицами мест (площадок) раздельного накопления отходов в территориальную схему. Однако срок исполнения этой обязанности определён Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области посредством формулировки «по мере необходимости», но не реже, чем 1 раз в 2 года. Названный Порядок введён в действие 8.07.2020 г., следовательно, предельный срок обновления территориальной схемы ответчиком с очевидностью не нарушен. По мнению истца, ответчиком нарушен разумный срок обновления территориальной схемы. Представители истца в ходе разбирательства дела полагали, что ответчик должен был запросить муниципалитеты об имеющихся на их территориях местах раздельного накопления отходов, после чего включить соответствующие места в территориальную схему в течение 1 месяца. Однако действующие нормативные правовые акты не возлагают на ответчика такой обязанности. Истец также указывает, что в реестрах мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов городских округов Самара и Похвистнево содержатся сведения о площадках, на которых установлены контейнеры для утилизируемых отходов, т.е. для раздельного сбора мусора. Действительно, в указанных реестрах, размещённых в открытом доступе на сайтах соответствующих органов местного самоуправления (https://samadm.ru/authority/the_department_of_development_and_ecology/the-registry-container-sites-for-the-accumulation-of-municipal-solid-waste-in-the-city-district-of-s/ и http://www.pohgor.ru/gradostroitelstvo/information/), имеются сведения о наличии мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов с контейнерами для утилизируемых отходов. Как следствие, у ответчика имелась возможность включить сведения о таких площадках в территориальную схему в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, в Самарской области. Однако данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о противоправном бездействии ответчика. Как уже было указано, определённый срок включения мест (площадок) раздельного накопления отходов в территориальную схему не установлен. Порядок ведения территориальных схем, внесения в них новых сведений регулируется Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 г. №1130, в действующей редакции которых не содержится положений, регламентирующих порядок внесения и состав подлежащих внесению сведений о местах раздельного накопления отходов. В то же время, Планом мероприятий Правительства РФ по введению раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства РФ в части установления правил осуществления раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов в I квартале 2021 г. Мероприятия по поэтапному введению системы раздельного накопления отходов в Самарской области должны проводиться с учётом федерального Плана мероприятий. При таких обстоятельствах поведение ответчика, который ожидает внесения анонсированных изменений в нормативные акты федерального правительства, соответствует критериям разумности. Как следствие, у суда отсутствуют основания для вывода о нарушении ответчиком разумного срока включения указанных в опубликованных реестрах Самары и Похвистнева мест раздельного накопления отходов в территориальную схему. Следует также отметить, что упомянутые в административном исковом заявлении контейнеры (точнее, металлические сетки) для полиэтиленовой тары, которые, по мнению истца, должны быть включены в территориальную схему, не описаны в п.14 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, соответственно, площадки, где такие сетки установлены, не являются местами раздельного накопления отходов в терминологии названного Порядка и не подлежат включению в этом качестве в территориальную схему. Доводы истца о том, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области никак не ограничено в способах внедрения системы раздельного накопления отходов и поэтому должно по своей инициативе принимать любые меры к её внедрению, а также организовывать работу органов местного самоуправления по её внедрению, отклоняются судом как нерелевантные. Для удовлетворения заявленных требований истец должен доказать факт неисполнения ответчиком конкретных юридических обязанностей. Таких доказательств истцом не представлено. Доводы истца о том, что непринятие мер к введению системы раздельного накопления отходов в Самарской области нарушает законные интересы неопределённого круга лиц, лишённых возможности оплачивать услуги по обращению с отходами исходя из фактического объёма отходов, не нашли подтверждения в ходе разбирательства дела. Во-первых, действующая редакция Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 3.06.2016 г. №505, в принципе не допускает осуществление коммерческого учёта твёрдых коммунальных отходов при осуществлении расчётов с их собственниками исходя из массы отходов, определённой с использованием средств измерения. В силу п.5, 6 названных Правил в расчётах с собственниками отходов учёт осуществляется исключительно расчётным путём, расчёт производится либо на основании нормативов накопления, либо исходя из количества и объёма установленных контейнеров для накопления отходов. Выбор между двумя способами расчёта осуществляется на основе договора между собственниками отходов и региональным оператором, однако в любом случае речь не идёт об измерении количества фактически принятых отходов. У собственников помещений в многоквартирных домах в их отношениях с региональным оператором возможность свободного выбора между двумя указанными выше способами расчёта количества отходов вообще отсутствует. В силу п.148(30) и раздела II(1) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354, размер платы за обращение с отходами для указанных лиц рассчитывается исходя из нормативов накопления при отсутствии раздельного накопления и исходя из объёма контейнеров для накопления отходов при раздельном накоплении. Возможность учёта фактического количества отходов (т.е. объёма фактически оказанных собственникам услуг) не предусмотрена. Во-вторых, в настоящее время собственники твёрдых коммунальных отходов, в том числе, собственники помещений в многоквартирных домах, не лишены возможности оборудовать площадки для раздельного накопления отходов в соответствии с п.14 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области. Согласование заявки на оборудование такой площадки осуществляется органами местного самоуправления, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области участия в этой процедуре не принимает, следовательно, заведомо не может создавать препятствия в их обустройстве. Создание места (площадки) для раздельного накопления является достаточным основанием для заключения с региональным оператором договора оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по правилам, установленным для случаев раздельного накопления сортированных отходов. При отказе регионального оператора в заключении такого договора спор подлежит разрешению судом в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства на основании ст.445, 446 ГК РФ. В ходе разбирательства дела представители Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и регионального оператора ООО «Экостройресурс» пояснили, что в настоящее время в Самарской области не утверждены тарифы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами исходя из объёма и количества контейнеров, предусмотренные пп. «б» п.5 Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов и п.9(3), 9(4) раздела II(1) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Однако утверждение тарифов является обязанностью Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, а не ответчика, их отсутствие не свидетельствует о противоправном бездействии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Передельский В.А. и Сергеев О.В. показали, что, являясь руководителями товариществ собственников жилья, столкнулись с отказом регионального оператора в заключении договоров оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по правилам, установленным для случаев раздельного накопления сортированных отходов. Однако из показаний свидетелей не следует, что препятствия во внедрении системы раздельного сбора мусора в их домах были связаны с каким-либо бездействием ответчика. Оба свидетеля показали, что не обращались в суд для разрешения спора о заключении договора с региональным оператором. Кроме того, из показаний свидетелей с очевидностью явствует, что в обоих домах не были оборудованы площадки для раздельного накопления отходов, предусмотренные п.14 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области. Таким образом, доводы истца о противоправном бездействии ответчика, нарушающем права и законные интересы неограниченного круга лиц, не нашли подтверждения при разбирательстве дела. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд решил: В удовлетворении административного искового заявления отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2021 г. Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь |