Дело №2а-236/2022 (73RS0001-01-2021-011915-95) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ульяновск 10 января 2022 года Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Фролова В.В., при секретаре Юсуповой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области о признании постановления незаконным, У С Т А Н О В И Л : Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1 (судебному приставу-исполнителю МОСП УФССП России по Ульяновской области ФИО1), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (УФССП России по Ульяновской области) о признании постановления незаконным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Ульяновской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек, в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, вынесенного на основании вступившего в законную силу решения суда. Так, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Заволжским районным судом г. Ульяновска по делу №, вступившему в законную силу, на предмет исполнения: обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г. Ульяновска, занятого полигоном твердых бытовых отходов курганного типа. Данное постановление считает вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО1 установила 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ должник сообщил судебному приставу-исполнителю, что в соответствии с положением о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№, к их полномочиям отнесены вопросы в области обращения с отходами производства и потребления, в числе которых осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, а также разработка, утверждение и реализация региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Согласно имеющейся информации, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в рамках мероприятий государственной программы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» реализует мероприятие по «Ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Для реализации указанного мероприятия Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области проводилась работа по включению в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде полигона твердых бытовых отходов курганного типа в районе села Красный Яр города Ульяновска, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В целях предоставления информации об исполнении решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области направлен соответствующий запрос. Также ими было сообщено о результатах проведенных Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области мероприятий. Однако полномочия, связанные с обращением с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, у Министерства отсутствуют. В этой связи, в государственной программе Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 №26/583-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», отсутствует мероприятие, предусматривающее расходное обязательство, связанное с ликвидацией свалок твердых бытовых отходов и мусора. Таким образом, у административного истца отсутствует денежное финансирование на ликвидацию свалок. Вместе с тем, с целью исполнения судебного акта письмом от ДД.ММ.ГГГГ должник ходатайствовал перед Правительством Ульяновской области о выделении денежных средств на мероприятия по ликвидации свалок. Однако денежное финансирование на указанные цели до должника не доведены. Дополнительно сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ в Правительстве Ульяновской области проведено совещание под руководством Председателя Правительства Ульяновской области ФИО2 по вопросу установления порядка ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования «город Ульяновск», по выделению финансирования из областного бюджета Ульяновской области на их ликвидацию, а также по вопросу принятия мер по предупреждению их образования. По итогам данного совещания принято решение о внесении изменений в Государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части конкретизации мероприятий по рекультивации и ликвидации всех видов свалок, в том числе включенных в реестры, стихийных свалок и объектов накопленного вреда окружающей среде, а также ликвидировать образовавшиеся на территории Ульяновской области свалок в соответствии с графиком ликвидации свалок. Считают, что в их действиях отсутствует виновное поведение в результате которого на них подлежит возложению обязанность по уплате исполнительского сбора. Просят признать постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству № и установлении нового срока исполнения незаконным. Административный истец – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного заседания. Просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие. Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1, в судебном заседании не присутствовала, судом извещалась о времени и месте судебного разбирательства. Представлены материалы исполнительного производства. Административный ответчик – УФССП России по Ульяновской области, в лице представителей, действующих по доверенности – ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что принятое постановление является законным и оснований для его отмены не имеется. Привлеченный судом в качестве заинтересованных лиц – Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, администрация города Ульяновска, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, Министерство природы и цикличной экономики по Ульяновской области, в лице представителей в судебном заседании не присутствовал. Судом извещался. Суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав явившегося административного ответчика, изучив материалы административного дела, а также материалы исполнительного производства суд приходит к следующему. Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2). Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3). В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в окрестностях села Красный Яр (южнее очистных сооружений) в Заволжском районе г. Ульяновска, занятого полигоном твердых бытовых отходов курганного типа в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течении 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (апелляционное определение Ульяновского областного суда). На основании исполнительного листа ФС №, выданного Заволжским районным судом г. Ульяновска по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – административного истца. Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. В связи с неисполнением указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50 000 рублей 00 копеек, не согласившись с которым должник по исполнительному производству обратился в суд с настоящим административным иском, оценив представленные доказательства в рамках рассмотрения дела по которому, суд приходит к следующим выводам. Как уже отмечалось оспариваемое постановление было принято в связи с неисполнением стороной должника обязательства, возникшего на основании вступившего в законную силу решения суда, срок для выполнения которого, был установлен в решении – 1 год. Тем самым с учетом вышеуказанных положений закона и установленных судебным приставом в рамках исполнительного производства обстоятельств, правовых оснований для признания оспариваемого постановления, с учетом последующего (от ДД.ММ.ГГГГ) внесения изменений в него, незаконным, у суда не имеется. Следовательно, данные требования удовлетворению не подлежат. Между тем, согласно абз.2 п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Как следует из Постановления Правительства Ульяновской области №25/557-П от 16.11.2018 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области» указанное министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (1.1); Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности на территории Ульяновской области подведомственных организаций (1.4). Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2021 год, утвержденной Законом Ульяновской области от 27.11.2020 №141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Тем самым, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от финансирования необходимых работ связанных процедурой рекультивации земли. Вместе с тем согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимаются действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Так, письмом от ДД.ММ.ГГГГ должник сообщал судебному приставу-исполнителю о данных обстоятельствах. При этом сообщено, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в рамках мероприятий государственной программы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» реализует мероприятие по «Ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Для реализации указанного мероприятия Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области проводилась работа по включению в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде полигона твердых бытовых отходов курганного типа в районе села Красный Яр города Ульяновска, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В целях предоставления информации об исполнении решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области направлен соответствующий запрос. Также должником по исполнительному производству было сообщено о результатах проведенных Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области мероприятий. Кроме того с целью исполнения судебного акта письмом от ДД.ММ.ГГГГ должник ходатайствовал перед Правительством Ульяновской области о выделении денежных средств на мероприятия по ликвидации свалок. Однако денежное финансирование на указанные цели до должника не доведены. Дополнительно сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ в Правительстве Ульяновской области проведено совещание под руководством Председателя Правительства Ульяновской области по вопросу установления порядка ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования «город Ульяновск», по выделению финансирования из областного бюджета Ульяновской области на их ликвидацию, а также по вопросу принятия мер по предупреждению их образования. По итогам данного совещания принято решение о внесении изменений в Государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части конкретизации мероприятий по рекультивации и ликвидации всех видов свалок, в том числе включенных в реестры, стихийных свалок и объектов накопленного вреда окружающей среде, а также ликвидировать образовавшиеся на территории Ульяновской области свалок в соответствии с графиком ликвидации свалок. Сведений об уклонении должника по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л : в удовлетворении административных исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области о признании постановления незаконным отказать. Освободить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству №-ИП. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: В.В. Фролов |