№ 2а-236/2022 УИД 18RS0004-01-2021-004052-68Решение Именем Российской Федерации |
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2022 года.
24 марта 2022 года г. Ижевск УР
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР в составе судьи Чернышовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Полянцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике к Берестову Д.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на медицинское страхование, пени по транспортному налогу,
установил:
административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике обратился с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика Берестова Д.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения до -Дата- в размере 136,11 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения с 01.01.2017 в размере 254,27 руб., пени по страховым взносам на пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 2205,39 руб., пени по транспортному налогу в размере 548,81 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик по сведениям регистрирующих органов имеет в собственности транспортные средства, которые являются объектами налогообложения: автомобиль Хонда CBR600RR, -Дата- года выпуска, государственный регистрационный знак № дата регистрации факта владения на объект собственности -Дата-
На основании указанных сведений налоговым органом начислен транспортный налог: -Дата- год в размере 1563,00 руб., налог взыскан по судебному приказу; за -Дата- год в размере 570,00 руб., налог взыскан по судебному приказу; за -Дата- год в размере 1368,00 руб., налог взыскан по судебному приказу; за -Дата- год в размере 1368,00 руб., налог уплачен -Дата-.
Поскольку в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком не уплачены суммы налога, указанные в налоговых уведомлениях, налоговым органом начислены пени.
Административный ответчик зарегистрирован в качестве адвоката с -Дата- года и обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.
Истец указал, что за административным ответчиком числится задолженность по уплате страховых взносов, взысканная в судебном порядке, в связи с чем ему были начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде, за каждый день просрочки.
Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с поступившими от должника возражениями судебный приказ отменен.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, судом о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства суд приходит к следующему.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе, по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичная норма закреплена в ст. 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Административный ответчик, по сведениям регистрирующих органов, имеет в собственности указанные в налоговом уведомлении транспортные средства:
- автомобиль Хонда CBR600RR, -Дата- года выпуска, государственный регистрационный знак №
В соответствии с п.1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании сведений регистрирующих органов, налоговым органом начислен транспортный налог:
за -Дата- год в размере 1563,00 руб., налог взыскан в судебном порядке.
за -Дата- год в размере 570,00 руб., налог взыскан в судебном порядке.
за -Дата- год в размере 1368,00 руб., налог взыскан в судебном порядке.
за -Дата- год в размере 1368,00 руб., налог уплачен -Дата-.
Поскольку в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком не уплачены суммы налога, указанные в налоговых уведомлениях, налоговым органом начислены пени.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Представленный истцом расчет пени соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, может быть положен в основу решения суда, удовлетворяющего исковые требования.
Согласно уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе, Берестов Д.А. зарегистрирован в качестве адвоката с -Дата- года.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далееплательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее Закон №243-Ф3), а также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее Закон № 250-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 250-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Согласно информации, представленной ГУ «Отделение Пенсионного фонда РФ по УР» по состоянию на 01 января 2017 года за Берестовым Д.А. числилась задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам за 2016 год.
В соответствии с Законом №250-ФЗ налоговой инспекции были переданы суммы недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС, пенсионное страхование на выплату страховой, накопительной частей пенсии.
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Налоговым органом был произведен расчет страховых взносов:
за -Дата- год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС на сумму 3796,85 руб. Страховой взнос взыскан по судебному приказу № № от -Дата-
за -Дата- год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии – 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000,00 руб.
1 536 870,00 руб. (сумма общего дохода согласно справке 2 НДФЛ) – 300 00,00 руб.*1% = 12 368,70 руб.
Срок уплаты – -Дата-, налог уплачен -Дата-
за -Дата- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС на сумму 5840,00 руб. Налог уплачен -Дата-
за -Дата- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС на сумму 6884,00 руб. Налог уплачен -Дата-
за -Дата- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии на сумму 29 354,00. Налог уплачен -Дата-
В связи с отсутствием уплаты, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, сумм страховых взносов налогоплательщику, были начислены пени по страховым взносам на медицинское страхование в федеральный фонд ОМС, пенсионное страхование на выплату страховой, накопительной частей пенсии.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы страховых взносов, налоговым органом были начислены пени на непогашенную задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование.
Суммы пеней начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Правила, предусмотренные статьей 75 НК РФ, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, направить налогоплательщику требование об уплате (статьи 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога.
Согласно ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате пени № № от -Дата- с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока её уплаты в добровольном порядке до -Дата- года.
Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении всех документов, связанных с налоговым контролем, предполагает вручение налогоплательщику соответствующих документов либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Из материалов дела следует, что -Дата- Берестову Д.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате пени.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с п.23 Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщик» датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Факт направления налогового требования через личный кабинет налогоплательщика подтвержден скриншотом экрана компьютера «Личный кабинет налогоплательщика/Сообщения из налогового органа», согласно которому уведомление получено налогоплательщиком 18 июня 2020 года.
В установленный в требовании срок налогоплательщик пени не уплатил.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В установленный в требовании срок налогоплательщик обязанность по уплате в бюджеты задолженностей не исполнил, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Таким образом, -Дата- года сумма задолженности по налогам превысила 3 000 руб., в связи с чем, у административного истца возникло право на обращение в суд.
28 сентября 2020 года в установленный законом срок Межрайонная ИФНС России № 8 по УР обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Индустриального района г.Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа, -Дата- года судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Административное исковое заявление налоговой инспекции поступило в Индустриальный районный суд г. Ижевска -Дата- года, что свидетельствует о соблюдении установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока для обращения в суд с настоящим иском.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход муниципального образования «город Ижевск», от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике к Берестову Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу, пени по страховым взносам, удовлетворить.
Взыскать с Берестова Д.А. в доход бюджета на расчетный счет 40101810922020019001, БИК 049401001, ИНН 1834030163, ОКТМО 94701000, Отделение НБ Удмуртская Республика г.Ижевск, УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС РФ № 8 по УР):
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2205,39 руб. (КБК 18210202140062110160)
пени по страховым взносам на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 136,11 руб. (КБК 18210202103082013160);
пени по страховым взносам на медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 254,27 руб. (КБК 18210202140062110160);
пени по транспортному налогу в размере 548,81 руб.;
Взыскать с Берестова Д.А. в доход муниципального образования «город Ижевск» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Э.Л. Чернышова