ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-236/2022УИД470007-01-2021-003604-43 от 18.03.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-236/2022 УИД 47RS0007-01-2021-003604-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Баталовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца – помощника Кингисеппского городского прокурора Поздеевой А.А.,

административное дело по административному исковому заявлению Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Котельское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

10 декабря 2021 года Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Котельское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выраженного в непроведении обследования и оценки технического состояния следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения:

- подъездная дорога к д. Большое Руддилово 41-221-820 ОП МП 41-037, протяженностью 170 м;

- подъездная дорога к д. Нарядово 41-221-820 ОП МП 41-036, протяженностью 225 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-026, протяженностью 2230 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>,
41-221-820 ОП МП 41-007, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-006, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-005, протяженностью 151 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-004, протяженностью 74 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-003, протяженностью 140 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-002, протяженностью 77 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-035, протяженностью 97 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-001, протяженностью 322 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-010, протяженностью 301 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-009, протяженностью 389 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-008, протяженностью 145 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-034, протяженностью 1850 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-033, протяженностью 1970 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-032, протяженностью 3998 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-031, протяженностью 3378 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-030, протяженностью 3110 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-027, протяженностью 2905 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-025, протяженностью 5260 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-023, протяженностью 2803 м.

и об обязании административного ответчика в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и оценку технического состояния указанных автомобильных дорог. В обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведенной Кингисеппской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в области безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности установлено, что в отношении указанных дорог в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ, 196-ФЗ, 257-ФЗ, а также Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог № 288, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020, находящихся в ведении ответчика, обследование и оценка технического состояния последний раз осуществлялась 13.03.2020 года, то есть более года назад. Принимая во внимание, что соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к безопасности дорожного движения, подтверждаемое проводимой ежегодной оценкой технического состояния дорог, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском (л.д. 2-9).

В судебном заседании представитель Кингисеппского городского прокурора иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил предоставить срок для исполнения решения до 30.12.2023 (л.д. 61, 65, 68).

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 67, 69).

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог".

Согласно нормативным положениям п.п. 3,4 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;

2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);

3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Ранее действующие Правила N 150, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" устанавливали аналогичные требования о ежегодном повторном обследования технического состояния дорог.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на территории МО «Котельское сельское поселение» имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, в том числе:

- подъездная дорога к д Большое Руддилово 41-221-820 ОП МП 41-037, протяженностью 170 м;

- подъездная дорога к д Нарядово 41-221-820 ОП МП 41-036, протяженностью 225 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-026, протяженностью 2230 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>,
41-221-820 ОП МП 41-007, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-006, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-005, протяженностью 151 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-004, протяженностью 74 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-003, протяженностью 140 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-002, протяженностью 77 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-035, протяженностью 97 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-001, протяженностью 322 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-010, протяженностью 301 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-009, протяженностью 389 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-008, протяженностью 145 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-034, протяженностью 1850 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-033, протяженностью 1970 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-032, протяженностью 3998 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-031, протяженностью 3378 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-030, протяженностью 3110 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-027, протяженностью 2905 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-025, протяженностью 5260 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-023, протяженностью 2803 м.

Указанные объекты находятся в собственности ответчика, который, являясь органом местного самоуправления, обязан в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивать обследование и оценку технического состояния указанных объектов ежегодно.

Тогда как согласно результатам проведенной прокуратурой проверки, установлено, что оценка технического состояния указанных автодорог общего пользования местного значения не проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, обследование и оценка технического состояния указанных автомобильных дорог проводилась в 2019 году, то есть более года назад.

Исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности объективно свидетельствуют об обоснованности заявленных Кингисеппским городским прокурором требований, поскольку установленную законодательством обязанность по своевременному проведению оценки технического состояния автомобильных дорог административный ответчик не выполнил, что объективно соответствующими доказательствами не оспорено, тем самым, допустил незаконное бездействие, которое нарушает права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.

Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с настоящим иском.

Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в связи с чем иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

С учетом обстоятельств спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, объема устранений нарушений, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 84, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Котельское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в непроведении обследования и оценки технического состояния следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения:

- подъездная дорога к д Большое Руддилово 41-221-820 ОП МП 41-037, протяженностью 170 м;

- подъездная дорога к д Нарядово 41-221-820 ОП МП 41-036, протяженностью 225 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-026, протяженностью 2230 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>,
41-221-820 ОП МП 41-007, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-006, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-005, протяженностью 151 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-004, протяженностью 74 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-003, протяженностью 140 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-002, протяженностью 77 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-035, протяженностью 97 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-001, протяженностью 322 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-010, протяженностью 301 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-009, протяженностью 389 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-008, протяженностью 145 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-034, протяженностью 1850 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-033, протяженностью 1970 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-032, протяженностью 3998 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-031, протяженностью 3378 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-030, протяженностью 3110 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-027, протяженностью 2905 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-025, протяженностью 5260 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-023, протяженностью 2803 м.

Обязать администрацию МО «Котельское сельское поселение» МО "Кингисеппский муниципальный район" <адрес> в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и оценку технического состояния следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения:

- подъездная дорога к д Большое Руддилово 41-221-820 ОП МП 41-037, протяженностью 170 м;

- подъездная дорога к д Нарядово 41-221-820 ОП МП 41-036, протяженностью 225 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-026, протяженностью 2230 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>,
41-221-820 ОП МП 41-007, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-006, протяженностью 115 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-005, протяженностью 151 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-004, протяженностью 74 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-003, протяженностью 140 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-002, протяженностью 77 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-035, протяженностью 97 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-001, протяженностью 322 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-010, протяженностью 301 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-009, протяженностью 389 м;

- подъездная дорога к жилому дому в <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-008, протяженностью 145 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-034, протяженностью 1850 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-033, протяженностью 1970 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-032, протяженностью 3998 м;

- дорога в границах населенного пункта <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-031, протяженностью 3378 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-030, протяженностью 3110 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-027, протяженностью 2905 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-025, протяженностью 5260 м;

- дорога в границах населенного пункт <адрес>
41-221-820 ОП МП 41-023, протяженностью 2803 м.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 25 марта 2022 года.

Судья