ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2370/2022 от 20.05.2022 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при секретаре Данилович Е.В., с участием представителей сторон и заинтересованного лица, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2370/2022 по административному исковому заявлению ФИО1,ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании неправомерного бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером <№> на основании соглашения о выделе долей, изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> по заявлениям №ПВД-0157/2021-282768-276, №ПВД-0157/2021-282768-1; №ПВД-0157/2021-282768-278, №ПВД-0157/2021-282768-188; №ПВД-0157/2021-282768-133, №ПВД-0157/2021-282768-277 с учетом дополнительно предоставленных документов по заявлению №MFC–0502/2022-20187-1 от 26.02.2022г. и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав граждан, путем принятия решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером <№> на основании соглашения о выделе долей, изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> на основании заявлений от 19 октября 2021г.: №ПВД-0157/2021-282768-276, №ПВД-0157/2021-282768-1; №ПВД-0157/2021-282768-278, №ПВД-0157/2021-282768-188; №ПВД-0157/2021-282768-133, №ПВД-0157/2021-282768-277 с учетом дополнительно предоставленных документов по заявлению №MFC–0502/2022-20187-1 от 26.02.2022г.

В заявлении ФИО1, ФИО2, ФИО3 указали, что им на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: г. Новороссийск. Они обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации прав в связи с изменением вида разрешенного использования исходного участка и его раздела на несколько земельных участков на основании соглашения о выделе долей. 03.11.2021г. они были уведомлены о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 27.02.2022г., в связи с имеющимися техническими ошибками, а также запретом на изменение вида разрешенного использования земельного участка и недопустимости его раздела на земельные участки площадью менее 1,5 га, то есть на участки площадью 400 кв.м. по причине отнесения исходного участка к сельскохозяйственным угодьям и особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории г. Новороссийска.

Исправленный межевой план от 25.02.2022г., ответы Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.10.2021г. и 19.01.2022г. на их письменные обращения были поданы заявителями одновременно с заявлением о возобновлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в Управление Росреестра 26.02.2022г. номер заявления МFС-0502/2022-20187-1), однако до настоящего времени решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с изменением вида разрешенного использования исходного участка и его раздела на несколько земельных участков ввиду выдела долей в натуре не принято. Считают бездействие органа кадастрового учета и регистрации прав незаконным, нарушающими их права на землю.

ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, уведомив суд через своего представителя о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов ФИО4 иск подержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером <№> относится к сельскохозяйственным угодьям на территории г. Новороссийска, а поэтому его раздел в соответствие с представленным межевым планом и соглашением не представляется возможным. Также пояснила, что ввиду сбоя программы не могут принять решения по заявлению (и дополнительно поданных документов) административными истцами, в связи с чем в настоящее время административным ответчиком подано заявление в Управление Росреестра России для устранения данных причин.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО г. Новороссийска просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По правилам ст. 226КАСРФпри рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи3Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, с 1 января 2017 года относится к компетенции уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти и его территориальным органам (органы регистрации прав).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В соответствии с ч. 2 ст.26Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу п. 5 ч. 1 ст.26Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст.29Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст.18Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация прав проводится на основании заявления. К заявлению о государственном кадастровом учете должны быть приложены документы, необходимые для его проведения.

Из представленных суду документов видно, что ФИО1 принадлежит 67716/137716 доли в праве общей собственности на земельный участок площадью 137716 кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, гр. ФИО3 принадлежит 30000/137716 доли, ФИО2 принадлежит 40000/137716 в праве общей собственности на указанный земельный участок.

Административные истцы 19.10.2021г. обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации прав в связи с изменением вида разрешенного использования исходного участка и его раздела на несколько земельных участков на основании соглашения.

03.11.2021г. административные истцы были уведомлены о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, вследствие технических ошибок, связанных с неточным указанием координат образуемых земельных участков, выходящих за границы исходного земельного участка, а также связанных со средней квадратической погрешностью местоположения характерной точки не более 0,20 м. Регистратором выявлена ошибка, связанная с расхождением условия соглашения о доступе, содержащим пункт об общей долевой собственности и соглашения о выделе долей, не предусматривающем общей долевой собственности, а также указано на запрет изменения вида разрешенного использования земельного участка и недопустимости его раздела на земельные участки площадью менее 1,5 га, то есть на участки площадью 400 кв.м. по причине отнесения исходного участка к сельскохозяйственным угодья и особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории г. Новороссийска.

Кадастровым инженером исправлены недостатки межевого плана, а именно ошибки, связанные с неточным указанием координат образуемых земельных участков, выходящих за границы исходного земельного участка, в частности, исправлены координаты точек образующихся земельных участков; ошибка, связанная с расхождением условия соглашения о доступе, содержащим пункт об общей долевой собственности и соглашения о выделе долей, не предусматривающем общей долевой собственности, в частности, соглашение о доступе, включенное в приложение межевого плана, приведено в соответствие с соглашением о выделе долей. Соответственно из соглашения о доступе исключено условие о сохранении общей долевой собственности на спорные земельные участки; а также ошибки, связанные со средней квадратической погрешностью местоположения характерной точки не более 0,20 м. Кадастровым инженером исправлена средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки с 2,50 на 0,20 м. путем внесения изменения в межевой план.

Межевой план от 25.02.2022г. с внесенными исправлениями и дополнительно представленными документами, были поданы административными истцами в Управление Росреестра по Краснодарскому краю 26.02.2022г., что подтверждается заявлением № МFС-0502/2022-20187-1.

Как следует из письма Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новороссийск от 11.05.2020 г. №02.02.7-16-2945/22, земельный участок площадью 137716 кв. м с кадастровым номером <№> в г. Новороссийске не входит в границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.03.2006 № 283-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством».

Как указано в ответе Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.10.2021 г. №52-2382-ж/21-12-02, земельный участок с кадастровым номером <№> не попадает в границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.03.2006 №283-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством».

Согласно письму Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19.01.2022г. №52-31-04-1777/22 следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> не попадает в границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.03.2006 №283-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством»

В части раздела земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно пунктам 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по категориям, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида пользования в соответствии с зонированием территорий, которые устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

В соответствии с представленной схемой градостроительного зонирования №1945 (ИСОГД) фрагмента Правил землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск от 16 августа 2021г., земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в зоне СХ-3 «Зона садоводства» для которой предусмотрен основной вид разрешенного использования «ведение садоводства, (код 13.2)».

Согласно ст. 18 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственные угодья, занятые многолетними насаждениями (садами, чайными плантациями, виноградниками и другими многолетними насаждениями), а также которые использовались в целях возделывания виноградных насаждений не менее 5 лет в течение последних 50 лет, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий муниципального района (городского округа) более чем на 5 процентов, подлежат включению в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В соответствие с п.1 ст.26 Закона Краснодарского края об основах регулирования земельных отношений, минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и настоящей статьей.

Норма минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленная настоящей статьей, не применяется в отношении земельных участков, образуемых в соответствии с федеральным законом при выделе в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок (пп. 3 п. 2 Закона Краснодарского края об основах регулирования земельных отношений). Более того, при образовании указанного земельного участка путем раздела на несколько земельных участков административные истцы меняют одновременно вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков, в результате которого вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков становится «ведение садоводства», т.к. исходных участок расположен в территориальной зоне СХ-3, утвержденной Правилами землепользования и застройки на территории администрации МО г. Новороссийск.

Таким образом, выбранный истцами вид разрешенного использования «ведение садоводства» соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, содержащихся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования.

Принимая во внимание наличие утвержденных Правил землепользования и застройки, согласно которым земельный участок административных истцов расположен в территориальной зоне СХЗ 3, (а не другая территориальная зона например СХЗ 1 - зона сельскохозяйственных угодий), суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

Также административным ответчиком не представлено доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Административные истцы, являясь правообладателем земельного участка, вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка без дополнительных разрешений и согласования, а испрашиваемый ими вид разрешенного использования соответствует градостроительным и техническим регламентам, в связи с чем бездействие административного ответчика выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером <№> на основании соглашения о выделе долей, изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№> нельзя признать обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями177-180и227КАСРФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить полностью:

- признать неправомерным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учет и государственной регистрации права на основании документов, представленных с заявлениями ФИО1 №ПВД-0157/2021-282768-276, №ПВД-157/2021-282768-1 от 19 октября 2021 года, и дополнительно представленных документов с заявлением №MFC-0502/2022-201-1 от 26 февраля 2022 года;

- признать неправомерным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учет и государственной регистрации права на основании документов, представленных с заявлениями ФИО2 №ПВД-0157/2021-282768-278, №ПВД-021-282768-188 от 19 октября 2021 года и дополнительно представленных документов с заявлением №MFC-0502/2022-201-1 от 26 февраля 2022 года;

- признать неправомерным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учет и государственной регистрации права на основании документов, представленных с заявлениями ФИО3 №ПВД-0157/2021-282768-133, №ПВД-021-282768-277 от 19 октября 2021 года и дополнительно представленных документов с заявлением №MFC-0502/2022-201-1 от 26 февраля 2022 года;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав ФИО1, ФИО2, ФИО3 в полном объеме, путем принятия по их заявлениям 19 октября 2021 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером <№>, законного и обоснованного решения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов