УИД 68RS0004-01-2021-002970-27
дело №2а-2372/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» ноября 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Паршиной О.А.,
при секретаре Земцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, администрации Тамбовской области об обязании установить границы и поставить на государственный кадастровый учет поставить памятника природы регионального значения «Лесные кольцевые овраги»,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Тамбовского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, администрации Тамбовской области возложении обязанности установить границы и поставить на государственный кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Лесные кольцевые овраги» в течении 6 месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Лесные кольцевые овраги», указывая, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий.
Отношения в Тамбовской область, связанные с организацией, охраной, использованием, управлением в области особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда регулируются Законом Тамбовской области от 06.07.2010 № 672-З « Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области».
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 « О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения ( памятники природы и биологические заказники).
В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включены – Лесные кольцевые овраги, являющиеся памятником природы и расположенные на территории Тамбовского района, Горельский лесхоз, Голдымское лесничество. Постановлением главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 г. № 251 утверждено Положение об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. Согласно п. 3.1.13.21 Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов ( содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений ( актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения. Полагает, что к полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие рений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, согласно информации Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 г. сведения о границах памятника природы «лесные кольцевые овраги» в единый государственный реестр недвижимости не внесены. Сведений о принятии решения об установления границ памятника природы «лесные кольцевые овраги» в ходе проверки также не представлено. В ответсвии сведений о границах земельного участка, на котором расположена особо охраняемая природная территория, невозможно осуществление надлежащего контроля за ее сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в е пределах.
«Лесные кольцевые овраги» учтены в качестве памятника природы в постановлении администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 « О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области». Таким образом, полагает, что у администрации Тамбовской области и Управлению по охране окружающей среды и природопользованию. Тамбовской области имелось достаточно времени для обеспечения надлежащего учета границ вышеуказанного памятника природы. Неисполнение обязанностей по надлежащему учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмакова С.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Лисицына С.С., действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что не возражает относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований. В ноябре-декабре 2021 года будет произведена регистрация памятника природы «Лесные кольцевые овраги».
В судебное заседание административный ответчик – администрация Тамбовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ, памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Отношения в <адрес>, связанные с организацией, охраной, использованием, управлением в области особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда регулируются Законом Тамбовской области от 06.07.2010 года № 672-З "Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области»
В силу ч. 1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 06.07.2010 года № 672-З "Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов от 21.01.1983 года № 12, памятник природы Лесные «Кольцевые овраги» был учтен в качестве памятника природы.
На основании постановления администрации Тамбовской области от 25.04.2011 г. № 414 « О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области, в перечень которой включены « Лесные кольцевые овраги», категория – памятник природы, статус – региональный, местоположение - Тамбовская область, Тамбовский район, ТОГУ «Горельское лесничество», Галдымское участковое лесничество, квартал 12,19,20.
Решением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов от 21.01.1983 года № 12, памятник природы Лесные «Кольцевые овраги» был учтен в качестве памятника природы.
Как установлено прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в области охраняемых природных территорий сведения о границах памятника природы Лесные «Кольцевые овраги» в единый государственный реестр недвижимости не внесены, что делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
Из содержания пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
В силу ч.4 и ч.4.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п. 3.1.13.21 Положения об Управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, утверждённому постановлением Главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 года № 251, Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области" в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, к полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие решения об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая приведенные нормы и установив, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения – «Лесные кольцевые овраги» в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, сведения о границах данной территории в ЕГРН отсутствуют, полномочия по установлению границ памятника природы находятся в компетенции административных ответчиков, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора Тамбовского района удовлетворить.
Обязать администрацию Тамбовской области и Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области установить границы памятника природы регионального значения «Лесные кольцевые овраги» и поставить их на государственный кадастровый учет в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2021 г.
Судья О.А. Паршина