ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2373/16 от 23.05.2016 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

№ 2а-2373/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 23 мая 2016

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

при секретаре Скорюпиной Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гатчинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Таицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль участка автодороги по *** в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда,

установил:

в обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки в сфере безопасности дорожного движения на территории Гатчинского муниципального района установлено отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек в границах населенного пункта Тайцы. В рамках поверки Гатчинской городской прокуратурой с привлечением специалистов отдела Госавтоинспекции УМВД России по Гатчинскому району *** проведено обследование данного отрезка автодороги, в ходе которого установлено, что тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц в части безопасности дорожного движения, а также надлежащего благоустройства территории населенного пункта, в связи с чем Гатчинский городской прокурор обращается в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании прокурор Агеева Е.С. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, результаты обследования автодороги и прилегающей местности от *** не оспорила.

Представитель ответчика Администрации МО «Таицкое г.п.» Пугачев А.А. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. ***).

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как следует из акта проверки улично-дорожной сети Гатчинского района, проведенной сотрудниками УГИБДД и Гатчинской городской прокуратуры, от *** и проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге *** в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.39 СНиП 2.05.02-85, п. 2.9, 6.17, 6.18, а именно, на дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт, отсутствуют пешеходные дорожки и тротуары.

Из технического паспорта дороги следует, что улица имеет протяженность 860 м, находится в исторически сложившемся районе индивидуальной жилой застройки пос. Тайцы, ширина дорожного покрытия от 5 до 6 метров. Вдоль дороги проходят 47 опор освещения.

Допрошенный в качестве специалиста ст. госинспектор дорожного надзора ОГИБДД Гатчинского района ***В. показал, что техническая возможность обустроить тротуары вдоль автодороги следующими способами: 1) провести работы по выявлению фактических границ заборов и проверке сложившихся границ индивидуальных жилых участков их кадастровым планам; 2) провести обустройство ливневой канализации на месте сточных канав вдоль дороги; 3) обустроить дорожки посредством наложения плит П-образной формы на сточные канавы; 4) ввести одностороннее движение по некоторым направлениям, и провести обустройство тротуаров с одной стороны шириной не более 0,75 метра.

В акте комиссионного обследования, проведенного специалистами администрации Таицкого г.п. совместно с представителями Гатчинской прокуратуры и ГИБДД по Гатчинскому району *** отмечено, что дорога относится к 5 технической категории с односторонним движением. Ширина дорожного полотна согласно паспорту дороги составляет на спорном участке от 3,75 до 5,6 м. Полоса отвода автомобильной дороги составляет от 12,2 до 13,2 м. Ширина кромки дорожной одежды до границ земельных участков ИЖС составляет от 3,5 до 4,5 метра (л.д. 46).

Спорная дорога относится к дорогам местного значения, включена в реестр дорог общего пользования Таицкого г.п.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5, п. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона « О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Никем из сторон по делу не оспаривалось, что в местном бюджете не выделены денежные средства на обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль спорной автодороги, муниципальный контракт на подобные работы не заключался, в связи с чем обязанность по содержанию автодороги возлагается на местную администрацию.

В соответствие с п. 4.5 ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1 -3 категории тротуары обязательны на всех участках, проходящие через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраиваются в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

В «Правилах землепользования и застройки» Таицкого городского поселения отсутствуют какие-либо требования к обустройству пешеходных дорожек и тротуаров на территории поселения, в связи с чем суд руководствуется общефедеральными стандартами и техническими регламентами.

Согласно п. 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 г № 233, на участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед/сут., и более, также на подходах к ним, следует предусматривать тротуары, размещая их, как правило, за пределами земляного полотна.

В п. 4.4 СНиП 2.05.02-85 предусмотрено, что ширина обочины для дороги 5 категории технической категории составляет 1,75 метра.

Установлено, что спорный участок местной автомобильной дороги находится в черте населенного пункта. Дорога относится к 5 технической категории с интенсивным дорожным движением, однако, тротуары или пешеходные дорожки вдоль дорожного полотна не обустроены.

В отсутствие специально выделенных зон для движения пешеходы, зачастую вынуждены двигаться непосредственно по проезжей части, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что дает прокурору право обратиться в суд за защитой их интересов на основании ст. 39 КАС РФ.

Вместе с тем, конструктивно невозможно расширить полосу отвода автомобильной дороги до требуемых 15 метров в ширину, поскольку непосредственно к дороге прилегают частные земельные участки. На приобщенных к материалам дела фотографиям визуально можно определить, что с одной стороны дороги по всей длине улицы расположена высоковольтная линия уличного освещения, от которой запитаны также жилые дома. Вдоль улицы проложены водопровод и газопровод, доступ к которым в целях обслуживания и ремонта не может преграждаться.

При ширине дорожного полотна 6 метров, при ширине обочин по 1,75 метра с каждой стороны (всего ширина 9,5 метра), имеется техническая возможность обустроить тротуар или пешеходную дорожку шириной 1,5 метра вдоль *** от *** до ***, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению лишь в части.

В оставшейся части в удовлетворении иска должно быть отказано, поскольку снос линии электроосвещения не допустим. Также, по смыслу Правил дорожного движения важнейшую роль в обеспечении безопасности играют обочины, в том числе, служащие для разъезда встречных автомашин в аварийных ситуациях, в связи с чем создание тротуаров или пешеходных дорожек за счет уничтожения обочин не допустимо. Напротив, при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек обочины должны использоваться пешеходами для прохода.

В данной конкретной ситуации обустройству тротуаров придорожные канавы не препятствуют, в связи с чем обустройство ливневой канализации проблему не разрешит.

В случае, если в дальнейшем будет изменена граница полосы отвода дороги, в том числе в результате удовлетворения исков прокурора о сносе самовольных построек, освобождении земельных участков, обустройства надземных пешеходных переходов, или будет изменена ширина полосы проезжей части, прокурор не лишен возможности обратиться с аналогичным иском в суд, в связи с изменившимися обстоятельствами, но в настоящий момент выполнение его требований фактически не возможно.

На ответчике лежит обязанность осуществлять содержание и развитие дорожной сети в целях соблюдения безопасности всех участников дорожного движения и соответствия действующим регламентам.

Закон не связывает исполнение обязанностей по выполнению работ по содержанию и ремонту дорог с наличием, либо отсутствием достаточных денежных средств у правообладателя, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии достаточных денежных средств на производство требуемых работ суд считает не состоятельными.

В обязанности Администрации МО «Таицкое г.п.» входит внесение в органы представительной власти поселения предложений о порядке, сроках и условиях строительства пешеходных дорожек или тротуаров, о включении подобных работ в действующие программы по развитию дорожного движения на территории муниципального образования, и заявок на выделение бюджетных средств.

После этого, ответчик выполняет непосредственные обязанности по определению подрядчиков на выполнение проектно-изыскательских работ, работ по строительству, осуществляет контроль за качеством и сроками проводимых работ.

В случае продолжения бездействия ответчика подобные работы никогда не будут выполнены, и нарушение прав неопределенного круга лиц продолжится.

Вместе с тем, с учетом специфики бюджетных правоотношений, больших объемов работ, суд соглашается с мнением представителя ответчика о необходимости установления значительного срока для выполнения всех действий, в связи с чем по правилам ст. 187 КАС РФ определяет его не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию муниципального образования «Таицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области организовать обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль участка автодороги *** от *** до *** в границах населенного пункта пос. Тайцы Гатчинского района Ленинградской области не позднее 2 лет с момента вступления в законную силу решения суда, в оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда.

Судья: Е.В. Лобанев

Решение изготовлено ***