ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2374/2022 от 04.08.2022 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2374/2022

39RS0004-01-2022-002615-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2022 г. г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Данкевич М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, что Прокуратурой Московского района г. Калининграда проведена проверка, в ходе которой выявлены Интернет-сайты: https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy, содержащие предложения об изготовлении и продаже чеков, в том числе, на стройматериалы.

В обоснование административного иска ссылается на положения п. 1ст. 10, п. 6 ст. 10 и п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. ст. 1, 3, 19, 171, 220 Налогового кодекса, указывая, что ст. 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, ст. 159.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, ст. 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов, ст. 15.11 КоАП РФ ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Просит признать информацию, размещенную на сайтах https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к сайту просит решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель прокуратуры Московского района г. Калининграда Орлова А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просит удовлетворить, пояснила, что на момент рассмотрения настоящего дела доступ к сайтам не ограничен.

Представитель заинтересованного Управления Роскомнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще в порядке ст. 99 КАС РФ, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные пояснения по иску (л.д. 20-22).

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Положения статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, определяющие перечень категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, предусматривают, что по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу положений ст. 1 КАС РФ, а также положений пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в том числе административные дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. п. 4, 13 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В силу ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как следует из ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Московского района г. Калининграда был выявлены Интернет-сайты https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy, на которых размещена запрещенная информация, содержащая предложения по изготовлению и продаже чеков, в том числе, чеков на стройматериалы, приобретение которых может быть обусловлено необходимостью получить финансовую выгоду, например, с целью уменьшения налогооблагаемой базы, получения налогового вычета.

Владелец доменных имен https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy на территории РФ не установлен (л.д. 31, 32).

Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Статьей 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Как следует из ст. 171 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Так, к вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и т.д.

В силу п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Кроме того, ст. 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, ст. 159.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, ст. 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов.

А также, ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 настоящего кодекса), понимается, в том числе: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %; регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе, неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета.

Таким образом, не допускаются предложения об изготовлении и продаже чеков, в том числе, на стройматериалы, для подтверждения расходов, которые фактически не производились, способствует совершению преступлений и правонарушений в налоговой сфере.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Следовательно, размещение информации на сайте в сети "Интернет" содержащей предложения об изготовлении и продаже чеков, в том числе, на стройматериалы, является противоправным деянием.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информацией.

Наличие информации, содержащей предложения об изготовлении и продаже чеков, в том числе, на стройматериалы на указанных интернет-сайтах https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy при наличии возможности неограниченного доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, распространением запрещенной информации.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, в связи с чем такая информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявление прокурора Московского района г. Калининграда подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Внести в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» доменные имена https://rus-cheki.ru/services/chek-na-strojmaterialy/ и https://vse.4eske.com/cheki-na-stroitelnye-materialy.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2022 г.

Судья: подпись