РЕШЕНИЕ
г.Саранск 19 марта 2021 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Куриновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кержеманкиной Д.С.,
с участием в деле:
административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска,
административного ответчика - ФИО1,
заинтересованного лица – КБ «Ренессанс Кредит» (ООО),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 12 604 руб. 75 коп. и пени в размере 158 руб. 08 коп.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд к ФИО1 с указанным административным иском.
В обоснование административного иска административный истец указал, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Налоговым агентом - коммерческим банком «Ренессанс Кредит» (ООО) в ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска представлена справка о доходах и суммах налога физического лица ФИО1 за 2018 год с суммой налога, не удержанного налоговым агентом, в размере 43 310 руб.
В адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога сбора, пени, штрафа, процентов №62570 от 20 декабря 2019 года, которое ФИО1 исполнено не было.
В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени.
27 марта 2020 года мировым судьей судебного участка №3 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по НДФЛ, который 26 июня 2020 года на основании возражений административного ответчика отменен мировым судьей.
ФИО1 произведена частичная уплата недоимки по НДФЛ в размере 30 705 руб. 25 коп., тем самым остаток задолженности по НДФЛ составил 12 604 руб. 75 коп. Однако до настоящего времени требование не исполнено.
По данным основаниям административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 12 604 руб. 75 коп. и пени в размере 158 руб. 08 коп.
В судебное заседание представитель административного истца – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. Представитель инспекции ФИО2 представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком - уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации, дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 8 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года, при списании банками задолженности клиентов - физических лиц по образовавшимся у них долгам, у физического лица появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у него возникает экономическая выгода в денежной форме.
Таким образом, при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по кредиту у налогоплательщика появляется возможность распоряжаться соответствующими денежными средствами по своему усмотрению, что свидетельствует о наличии экономической выгоды, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно пункту 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, 14 августа 2014 года между КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО1 заключен кредитный договор на сумму 268 352 руб. ФИО1 обязательства по кредитному договору исполняла ненадлежащим образом. Последний платеж по кредиту осуществлен ФИО1 14 марта 2015 года.
06 июля 2018 года обязательство ФИО1 прекращено без исполнения, задолженность по кредитному договору <..> от 14 августа 2014 года, заключенному с ФИО1, в размере 333 153 руб. 91 коп., из них: основной долг –234 106 руб. 78 коп., проценты за пользование кредитом - 43 552 руб. 85 коп, проценты за просроченный основной долг - 55 494 руб. 28 коп., списана с баланса, как безнадежная задолженность, за счет сформированного резерва на возможные потери, данная задолженность отражена на внебалансовых счетах учета задолженности, списанной из-за невозможности взыскания.
02 марта 2019 года в ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска налоговым агентом КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) направлена справка о доходах и суммах налога физического лица ФИО1, в которой зафиксирована сумма дохода ФИО1 в размере 333 153 руб. 91 коп., по коду 4800 - сумма списанного безнадежного долга с баланса предприятия, а также сумма исчисленного налога в размере 43 310 руб., которая не была удержана налоговым агентом.
На основании полученных сведений о доходах ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № 21547017 от 04 июля 2019 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере в размере 43 310 руб.
20 декабря 2019 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска Республики Мордовия ФИО1 направлено требование № 62570 об уплате налога на доходы физических лиц в размере 43 310 руб., со сроком исполнения до 27 января 2020 года.
В связи с неуплатой ФИО1 в установленный срок НДФЛ за 2018 год на основании требования налогового органа, 10 марта 2020 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
27 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по НДФЛ в сумме 43 310 руб. и пени в сумме 158 руб. 08 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г.Саранска от 26 июня 2020 года судебный приказ от 27 марта 2020 года отменен на основании возражений ФИО1
До настоящего времени за налогоплательщиком ФИО1 числится недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 12 604 руб. 75 коп. (произведена частичная уплата недоимки по НДФЛ в размере 30 705 руб. 25 коп.), на которую на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени в размере 158 руб. 08 коп.
Расчет недоимки по налогу и пени, представленный административным истцом проверен судом, и является верным.
Проанализировав все представленные доказательства, установив возникновение у ФИО1 дохода в размере 333 153 руб. 91 коп., проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога, пени, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налога, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 12 604 руб. 75 коп. и пени в размере 158 руб. 08 коп. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Также суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, приведенную в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года, согласно которой, разрешая вопрос о получении гражданином дохода при списании его задолженности как безнадежной, суду необходимо выяснять реальное существование и наличие документального подтверждения долга.
Получение ФИО1 дохода, а также реальное существование и наличие документального подтверждения долга, судом выяснено и установлено, что полностью подтверждается административного материалами дела.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", задолженность по ссудам признается безнадежной в случае, когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата.
Согласно представленным сведениям КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), дальнейшее взыскание задолженности по кредитному договору, заключенному с ФИО1, является нецелесообразным по причине превышения затрат по взысканию над суммой долга.
ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска формирование налогового уведомления, в последующем требования произведено на основании справки, представленной ей налоговым агентом КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), оснований сомневаться в предоставленных налоговым агентом сведениях у налогового органа не имелось, справка, как на момент формирования налогового уведомления, требования, так и на момент рассмотрения дела не отозвана, какие-либо уточняющие сведения в налоговый орган, ни налоговым агентом, ни налогоплательщиком представлены не были.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
Срок для обращения в суд с данным административным иском, предусмотренный статьей 286 КАС Российской Федерации, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
Согласно части 2 статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен 26 июня 2020 года, административный истец обратился в суд с административным иском 24 декабря 2020 года.
Срок на обращение к мировому судье о вынесении судебного приказа также не пропущен, заявление о вынесении судебного приказа подано в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок (заявление о вынесении судебного приказа подано 27 марта 2020 года, срок исполнения по требованию 27 января 2020 год).
При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования ИФНС по Октябрьскому району г.Саранска основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ФИО1 в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 511 руб.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 12 604 руб. 75 копеек и пени в размере 158 руб. 08 коп. удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 12 604 руб. 75 коп. и пени в размере 158 руб. 08 коп., а всего в размере 12 762 (двенадцать тысяч семьсот шестьдесят два) рубля 83 коп.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 511 (пятьсот одиннадцать) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю.Куринова
Решение в окончательной форме
принято 25 марта 2021 года.
Судья Л.Ю.Куринова
1версия для печатиДело № 2а-243/2021 (2а-2379/2020;) ~ М-2699/2020 (Решение)