Дело № 2а-237/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Дигора 27 декабря 2018 года Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Кадзаева К.Р., с участием: административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представившей доверенность <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика - АМС МО Дигорский район РСО-Алания, ФИО3, при секретаре Золоевой Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к АМС МО Дигорский район РСО-Алания о признании незаконным постановления главы АМС МО Дигорский район РСО-Алания УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к АМС МО Дигорский район РСО-Алания, где просит признать незаконным и отменить постановление главы АМС МО Дигорский район РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка». Административное исковое заявление мотивировано тем, что в производстве Дигорского районного суда РСО-Алания находится гражданское дело по иску АМС МО Дигорский район РСО-Алания к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец ссылается на то, что земельный участок предоставлен ему с нарушением процедур проведения аукциона. Однако, административный истец считает, что были соблюдены все требования земельного законодательства, действовавшие в момент подачи заявления о предоставлении земельного участка и процедуры заключения договора аренды без проведения аукциона. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в 1,6 км западнее <адрес>, общей площадью 60 га, для производства сельскохозяйственной продукции сроком на 49 лет. В дальнейшем за его счет было обеспечено выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществлен его государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик разместил в районной газете «Вести Дигории» информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № (<адрес> общей площадью 60 га, расположенный в 1,6 км западнее <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду. В установленный месячный срок со дня опубликования сообщения в средствах массовой информации кроме него никто не обращался с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка. В дальнейшем административный ответчик обязан был заключить с ним договор аренды земельного участка. Несмотря на его неоднократные обращения, административный ответчик всячески уклонялся от заключения договора аренды земельного участка, и только ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка. Кроме того, ФИО1 указывает в административном исковом заявлении, что о существовании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка» ему стало известно в октябре 2018 года, когда получил копию искового заявления АМС МО Дигорский район о расторжении договора. Тогда же он и узнал о нарушении его права. Административный истецФИО1 по существу административного иска показал, что он полностью прошел процедуру, которая положена по закону для заключения договора аренды земельного участка. В АМС МО Дигорский район никакого постановления о приостановлении приема заявления не было. ДД.ММ.ГГГГ в местной газете опубликовали сообщение о том, что приостановлен прием заявлений. Он подал заявление о предоставлении земельного участка в аренду ДД.ММ.ГГГГ. После этого он периодически обращался с заявлениями о продолжении процедуры заключения договора. Копии заявлений имеются, проходили регистрацию в АМС МО Дигорский район. Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему земельного участка ему стало известно при обращении АМС МО Дигорский район в суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка. Ранее он никаких уведомлений не получал. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям закона. Административное исковое заявление поддерживает и просит отменить постановление АМС МО Дигорский район об отмене ранее вынесенного постановления о предоставлении в аренду земельного участка. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании показала, что поскольку оспариваемое ими постановление неразрывно связано с первым постановлением о предоставлении земельного участка ФИО1, сначала следует обратить внимание на некоторые моменты издания этого постановления. Как изложено в исковом заявлении, ФИО1 первый раз обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Из документов, приобщенных в ходе судебного заседания к материалам дела, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомили о направлении запроса в Росреестр. ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение Росреестра о том, что указанный земельный участок относится к категории пашни. То есть этот участок мог быть выделен ФИО1 или другому лицу. ФИО1 разрешили сформировать земельный участок, утвердили в 2014 году кадастровый номер земельного участка и схему, что важно для нашего случая, поскольку в ст.34 Федерального Закона Земельного Кодекса были внесены изменения Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, органом Государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и эксплуатации зданий и сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ. На тот момент в соответствии ч.2 ст.10 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст.34 Земельного Кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участок в средствах массовой информации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Полагает, что закон двоякому толкованию не подлежит и, в силу названных ею норм закона, ФИО1 совершенно законно получил впоследствии земельный участок другим постановлением. По окончании срока подачи заявлений ДД.ММ.ГГГГ он вовремя подал еще одно заявление, чтобы с ним заключили договор аренды. Но при этом пошли какие-то другие манипуляции, ему отвечают, что подача заявлений приостановлена по непонятным основаниям. Во-первых, потому что приостанавливать к этому времени было уже нечего, поскольку срок весь вышел. В течение этого срока поступило только одно заявление. Насколько ей известно, манипуляции пошли от того, что пришла группа из села, которые потребовали оставить эти земли под пастбища, что в данном случае недопустимо и им предложили подать свои заявления. Это было в последний день подачи заявлений, но никто из них так и не обратился с заявлением. Фактически, кроме ФИО1 эта земля никому не нужна была. С ним не заключили договор аренды в 2014 году, в чем нет его вины. Из представленных ими документов видно, что ФИО1 обращался неоднократно и в 2014 году, и в 2015 году неоднократно, и в 2017 году. Только в 2017 году издали постановление, которым ему выделили земельный участок. Согласно постановлению он заключил договор аренды на законных основаниях и зарегистрировал его тоже на законных основаниях. С указанного времени ФИО1 считается уже владельцем этого земельного участка. Администрация района, выйдя за пределы своих полномочий, ДД.ММ.ГГГГ издает постановление об отмене первого своего постановления. Налицо здесь злоупотребление правом, что в соответствии со ст.10 ГК РФ не допустимо. Постановление об отмене направлено исключительно на причинение вреда ФИО1, который не сделал ни единого неверного шага при оформлении земельного участка, что также не допускается законом. Указанное оспариваемое постановление носит формальный характер, поскольку администрация и сама понимала, что оно ничего не решает. Если бы оно решало и отменяло договор аренды, то администрация не обратилась бы с иском в суд о расторжении договора аренды. Законом не предусмотрено в качестве прекращения состоявшегося договора аренды основание - в целях приведения в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проведения торгов по продаже, находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или право на заключение договора арены таких земельных участков». Нет такого основания, чтобы его указать в постановлении. Проведение торгов не требовалось, так как поступило только одно заявление от ФИО1 Заключить такой договор аренды по схеме, утвержденной в 2014 году, администрация имела право до ДД.ММ.ГГГГ. Это правило тоже соблюдено, постановление издано, договор аренды заключен в 2017 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Постановление об отмене первого постановления не имеет юридической силы. На основании постановления, которое отменили, уже заключен договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в Росреестре. Представитель административного ответчика не может внятно ответить на вопрос о том, чем незаконно первое постановление и чем законно второе постановление. Ей известно, что основанием для отмены первого постановления послужили не заявления граждан, а представление прокурора района, которое поступило на имя администрации района, в котором приведены все те же обстоятельства. В конце представления сделан вывод, что ФИО1 незаконно владеет земельным участком. Единственное, на что ссылался представитель прокуратуры, что в течение двух недель не был заключен договор аренду между администрацией района и ФИО1 То, что этот срок был упущен, в этом вина администрации. Только в этом их вина, во всем остальном договор аренды законный. ФИО1 все время пытался уложиться в сроки. Административный иск ФИО1 поддерживает, просит отменить постановление, незаконно вынесенное Администрацией района. Представитель административного ответчика – АМС МО Дигорский район, ФИО3 в судебном заседании показала, что требования, указанные в административном исковом заявлении, не признает, так как постановление о предоставлении ФИО1 земельного участка в аренду вынесено с нарушениями действующего законодательства. Эти нарушения тянутся с 2014 года, начиная с информационного сообщения, и только лишь в 2018 году было вынесено постановление об отмене предыдущего постановления. Считает, что первое постановление не соответствует нормам закона. Было опубликовано информационное сообщение в районной газете о предоставлении земельного участка в аренду, но прием заявлений был приостановлен, так как поступали письменные обращения граждан, также приходили и выражали свою волю устно. Были многочисленные обращения граждан, они приходили и утверждали, что эти земли относятся к пастбищам, для выгула скота. Газета издается три раза в неделю и, вероятнее всего, из-за этого сообщение о приостановлении приема заявлений было опубликовано по истечении месяца. На основании какого документа прекратили прием заявлений, она не знает. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено, в частности, по этим основаниям, но в самом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ это не указано. Считает, постановление администрации Дигорского района об отмене постановления о предоставлении в аренду земельного участка законным. В течение двух недель договор аренды с ФИО1 не был заключен, с ним был заключен договор аренды только через два года. Просит в удовлетворении административного иска отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Административный истец ФИО1 утверждает, что о нарушении его права ему стало известно при получении копии искового заявления административного ответчика, на основании которого возбуждено гражданское дело в Дигорском районном суде РСО-Алания. Из материалов гражданского дела 32-215/2018 по иску АМС МО <адрес> РСО-Алания к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка усматривается, что исковое заявление зарегистрировано в суде ДД.ММ.ГГГГ, а копия искового заявления ответчику ФИО1 направлена ДД.ММ.ГГГГ. К исковому заявлению приложено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное ФИО1, об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «о предоставлении в аренду земельного участка ФИО1», однако сведения о его вручении в материалах дела отсутствуют. Административное исковое заявление ФИО1 зарегистрировано в Дигорском районном суде РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что не располагает сведениями о вручении ФИО1 уведомления об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд исходит из доводов административного истца о том, что о нарушении его права ему стало известно после обращения в суд административного ответчика с исковым заявлением о расторжении договора аренды. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленный трехмесячный срок для обращения в суд ФИО1 не пропущен, и потому административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу. Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии с ч.9 данной статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В силу ч. 11 указанной статьи обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в АМС МО Дигорский район РСО-Алания с заявлением о предоставлении ему земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 60 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ главой АМС МО Дигорский район ФИО1 было сообщено, что по его заявлению направлен запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания для выяснения землепользователя и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. На обращение главы администрации Управление Росреестра по РСО-Алания письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что согласно карте землепользователей Дигорского района, составленной картографическим предприятием «Южземкадастрсъемка» в 1996 году, земельный участок площадью 60 га, расположенный в 1,6 км западнее <адрес>, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и является пашней. К письму приложен фрагмент карты землепользований. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 60000 кв.м., с кадастровым номером 15:05:0010201:172, расположенный по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес> (местность «Хуасгарца»), из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зерноводческого направления, поставлен на кадастровый учет. Также, из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что указанный земельный участок сформирован с установлением границ по характерным точкам. Из копии страницы газеты «Вести Дигории» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60000 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес> (местность «Хуасгарца»), с кадастровым номером 15:05:0010201:172, из земель сельскохозяйственного назначения, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зерноводческого направления. Как усматривается из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, после публикации сообщения в газете «Вести Дигории» о предоставлении земельного участка в аренду поступило одно заявление – от ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, и было постановлено предоставить ФИО1 в аренду сроком на 15 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 15:05:0010201:172, находящийся по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес>, общей площадью 60,0 га, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зерноводческого направления. ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного постановления был заключен договор аренды земельного участка № между АМС МО Дигорский район и ФИО1 Согласно постановлению главы АМС МО Дигорского района РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях приведения в соответствии с Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером 15:05:0010201:172, расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статьей 48 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Полномочный орган или должностное лицо обязаны обосновать необходимость отмены правового акта и указать в чем заключается его несоответствие закону. Иное толкование указанной нормы допускало бы возможность произвольного прекращения права без судебной процедуры путем отмены муниципального правового акта, наделяющего данным правом, что противоречит статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, основанием для принятия оспариваемого постановления явилось приведение акта органа местного самоуправления о предоставлении ФИО1 земельного участка в аренду в соответствие с Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков». При этом в постановлении главы АМС МО Дигорского района РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ не указано, в чем именно заключается несоответствие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ закону. Между тем, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, то есть, не действовало на момент вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ст. 34 Земельного кодекса, устанавливающие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ч. 3 ст. 34 Закона N 171-ФЗ для случаев, когда до дня вступления в силу данного Закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предусмотрено предоставление такого земельного участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Оценив имеющиеся в деле доказательства, применяя вышеприведенные нормативные положения, в связи с тем, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером 15:05:0010201:172 была утверждена до ДД.ММ.ГГГГ, предоставление этого участка в аренду в целях сельскохозяйственного производства должно было осуществляться в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса в действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ редакции. Право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялось согласно процедуре, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), а также с учетом порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регламентирован ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве. Указанная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 34 Земельного кодекса, которая не требует обязательной заблаговременной публикации и информации о предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно п. 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве (в ранее действовавшей редакции) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Закона). Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (п. 5 ст. 12 Закона). Принимая во внимание, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ранее действовавшей редакции) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса (п. 3 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Правовое регулирование спорной ситуации положениями п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным ст. 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Из представленных материалов следует, что до ДД.ММ.ГГГГ (дата истечения срока подачи заявлений) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:05:0010201:172 в аренду было подано ФИО1 Других заявлений не было зарегистрировано, следовательно, указанный земельный участок должен был предоставлен ФИО1 без проведения аукциона (торгов), согласно опубликованному информационному сообщению. Доводы представителя административного ответчика о том, что прием заявлений по указанному земельному участку был приостановлен, о чем было опубликовано сообщение в районной газете ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает во внимание, так как данная публикация имела место по истечении срока подачи заявок на приобретение прав на земельный участок и не имеет какого-либо правового значения. Доводы представителя ответчика о том, что были многочисленные заявления и жалобы граждан <адрес> по факту предоставления указанного земельного участка в аренду, так как является пастбищем, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Наоборот, представителем истца представлено суду обращение 50 жителей <адрес>, адресованное главе АМС МО Дигорский район и прокурору Дигорского района, в котором они просят о передаче данного земельного участка в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Представитель административного истца в судебном заседании ссылалась также на представление прокурора Дигорского района РСО-Алания, на основании которого было принято решение об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Из представления прокурора Дигорского района, внесенного по результатам проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вести Дигории» размещена информация о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60000 кв.м. с кадастровым номером 15:05:0010201:172, расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, 1,6 км западнее <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявления принимались в Управлении муниципальной собственности в течение 30 календарных дней со дня опубликования сообщения. Также было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка. Согласно объяснению ФИО1, ранее, в феврале 2014 года, между ним и главой АМС МО Дигорский район был составлен акт согласования границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выдан кадастровый паспорт на земельный участок. Все расходы, связанные с формированием земельного участка, были осуществлены ФИО1 за свой счет. АМС МО Дигорский район ДД.ММ.ГГГГ, спустя более 30 дней с момента публикации от ДД.ММ.ГГГГ, разместило в районной газете информацию о приостановлении приема заявлений на предоставление земельного участка в аренду до выяснения обстоятельств. Спустя более трех лет с момента публикации, ФИО1 вновь обратился в АМС МО Дигорский район с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ главой АМС МО Дигорский район вынесено постановление № о предоставлении ФИО1 земельного участка в нарушение ст. 39.11 ЗК РФ, без проведения каких-либо аукционов и размещения в СМИ сведений о предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка №. Однако, суд не усматривает каких-либо нарушений со стороны ФИО1, свидетельствующих о его незаконном владении земельным участком на праве аренды. Нарушение сроков заключения договора аренды земельного участка административным ответчиком, с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не влечет отмену постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, которым спорный земельный участок предоставлен в аренду ФИО1 Кроме того, административным истцом и его представителем представлены копии заявлений ФИО1, адресованных главе АМС МО Дигорский район, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в которых указывается просьба о заключении договора аренды спорного земельного участка на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, АМС МО Дигорский район РСО-Алания не представила доказательств наличия оснований для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка ФИО1 Административный ответчик в соответствии с положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ не доказал соответствие закону оспариваемого ненормативного акта. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО1 Пунктом 2 ст.227 КАС РФ разъяснено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае административный ответчик обязан устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО1 к АМС МО <адрес> РСО-Алания удовлетворить. Признать постановление главы АМС МО <адрес> РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка» незаконным. Главе АМС МО <адрес> РСО-Алания устранить нарушения прав ФИО1 Об исполнении решения суда сообщить в месячный срок в Дигорский районный суд РСО-Алания и административному истцу ФИО1 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Дигорский районный суд РСО-Алания. Судья К.Р.Кадзаев |