Дело № 2а-237/2020
УИД 65RS0017-01-2019-002162-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2020 года г. Холмск
Холмский городской суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего судьи Рудопас Л.В.,
при секретаре Григорьевой Н.А.,
с участием представителя административного истца помощника Холмского городского прокурора Шабриной Е.В., представителя заинтересованного лица «Холмский городской округ» Цукановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории МО «Холмский ГО»: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Холмск, Гидрологического поста II разряда «Чистоводное – р. Тиобут», Гидрологического поста II разряда «Чапланово – р. Лютога», Гидрологического поста I разряда «Правда – р. Правда»; о возложении обязанности осуществить подготовку и представление в администрацию МО «Холмский ГО» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Холмск, Гидрологического поста II разряда «Чистоводное – р. Тиобут», Гидрологического поста II разряда «Чапланово – р. Лютога», Гидрологического поста I разряда «Правда – р. Правда», в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
у с т а н о в и л:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с настоящим административным иском к ФГБУ «Сахалинское УГМС», указав, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГБУ «Сахалинское УГМС» требований Федерального закона от 19.07.1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе при установлении охранных зон метеорологических станций ФГБУ «Сахалинское УГМС». В ходе проверки установлено что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории МО «Холмский ГО» эксплуатируется 4 стационарных пункта наблюдения: Морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда Холмск; Гидрологический пост II разряда «Чистоводное - р.Тиобут»; Гидрологический пост II разряда «Чапланово – р.Лютога»; Гидрологический пост I разряда «Правда – р.Правда», при этом стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствие охранной зоны вокруг метеорологической станции может повлиять на достоверность получаемой с нее информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации в населенном пункте, что приведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований административного иска настаивал в полном объёме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Холмский городской округ» Цуканова М.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований административного иска не возражала.
Представители административного ответчика ФГБУ «Сахалинское УГМС» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, направил в суд заявление о признании административного иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Согласно ст.ст. 63, 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
В соответствии с п. 2, пп. «а» п.3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного постановлением Правительства РФ от 9.08.2013 № 681.
Государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путём создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется: Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.07.1998 года №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) является комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения;
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 года №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» одним из основных принципов деятельности гидрометеорологической службы являются: глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среду, ее загрязнением; единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации; эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей).
В силу ст. 5 Федерального закона от 19.07.1998 года №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» одними из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются: формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети; осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 года №113-Ф3 государственная наблюдательная сеть, в том числе отведённые под неё земельные участки, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Частью 2 рассматриваемой статьи предусмотрено, что организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной статьи, в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определённом Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением.
В силу п. 3 Положения в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих Пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
Предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утверждённых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения установлено, что в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Согласно материалам проведённой Сахалинской межрайонной природоохранной - прокуратурой проверки установлено, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Холмский городской округ» эксплуатируется 4 стационарных пункта наблюдения: Морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда Холмск, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№), Гидрологический пост II разряда «Чистоводное-р. Тиобут», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№), Гидрологический пост II разряда «Чапланово -р.Лютога», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№), Гидрологический пост I разряда «Правда -р.Правда», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№), которые не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ г. Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника ФГБУ «Сахалинское УГМС» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Согласно содержанию писем ФГБУ «Сахалинское УГМС», направленных на обращение прокурора работы по оформлению охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети планируются к проведению при наличии финансирования Росгидромета.
Из письма администрации МО «Холмский городской округ» следует, что заявлений от ФГБУ «Сахалинское УГМС» о необходимости установления охранных зон вокруг 4 стационарных пунктов наблюдения, а также об их фактическом установлении, в администрацию не поступало.
Отсутствие охранной зоны вокруг метеорологической станции может повлиять на достоверность получаемой с неё информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении, в том числе экстренной информации в населённом пункте, что приведёт к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны.
В силу пункту 3 статьи 56 названного Кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Таким образом, обязанность осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети ФГБУ «Сахалинское УГМС» на территории муниципального образования «Холмский городской округ» является публичной обязанностью ФГБУ «Сахалинское УГМС», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчика.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты неисполнения административным ответчиком положений вышеизложенных норм действующего законодательства в области оказания услуг в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, установленные в ходе прокурорской проверки, что влечет за собой невозможность осуществления государственного мониторинга окружающей среды, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов с целью получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации в населенном пункте, и может повлечь нарушение прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц требований к ФГБУ «Сахалинское УГМС» и удовлетворении их в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по непринятию мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Холмский городской округ»: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Холмск, Гидрологического поста II разряда «Чистоводное - р. Тиобут», Гидрологического поста II разряда «Чапланово - р. Лютога», Гидрологического поста I разряда «Правда - р.Правда»незаконным
Возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети: Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Холмск, Гидрологического поста II разряда «Чистоводное- р. Тиобут», Гидрологического поста II разряда «Чапланово - р.Лютога», Гидрологического поста I разряда «Правда - р.Правда» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Л.В.Рудопас