ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-237/2022 от 18.10.2022 Сунтарского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-237/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Сунтар 18 октября 2022 года

Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой А.Н., при секретаре Даниловой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии»,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <......> обратилось в Сунтарский районный суд РС(Я) с административным исковым заявлением о ликвидации частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии». В обоснование требований указано, что решение о государственной регистрации частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии» принято ../../.... и запись о государственной регистрации организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ../../...., с присвоением основного государственного регистрационного номера (далее-ОГРН): <......> Сведения о должностном лице организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ: ФИО1, директор. Организация не представляла в уполномоченный орган сведения за 2020-2021 гг., а именно сведения, предусмотренные п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Управлением Министерства юстиции РС(Я) ../../.... в адрес Организации направлено информационное письмо о необходимости предоставления в Управление ежегодной отчетности за 2021 год. Однако до настоящего времени выявленные нарушения Организацией не устранены, отчеты за 2020-2021 гг. в Управление не предоставлены, данные обстоятельства согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» являются основанием для ликвидации некоммерческой организации.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, им направлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика - директор частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии», будучи надлежаще извещенной в суд не явилась, причин уважительности неявки в суд не сообщила.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от ../../.... Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ../../.... «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (п.п. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

В соответствии с п. 86 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ../../...., должностное лицо Минюста России (территориального органа), установившее в ходе осуществления государственного контроля (надзора) факты нарушений, вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как видно из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации устанавливается, что решение о государственной регистрации некоммерческой организации частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии» принято ../../.... Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <.....> (Якутия) и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ../../.... за основным государственным регистрационным номером 1181447004650 (л.д. 8).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ некоммерческой организации частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии» по состоянию на ../../.... Учредителем Организации выступает ФИО1, адрес юридического лица: 678283, <.....> (Якутия), Сунтарский улус, <.....> (л.д. 9-11).

Судом установлено, что в нарушение указанных норм закона частное учреждение «Музей истории поисков алмазов в Якутии» не предоставляло в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) необходимые в соответствии с законом сведения о продолжении своей деятельности в период с 2020 года по день обращения административного истца в суд, тем самым, не исполнял возложенную на него законом обязанность.

В силу положений п.10 ст.32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Оценив в совокупности обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административный ответчик с 2020 года не предоставляет в уполномоченный орган сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, что свидетельствует о неоднократном нарушении организацией положений статьи 32 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и является самостоятельным основанием для ликвидации организации и его исключении из ЕГРЮЛ. При этом характер допущенных нарушений свидетельствует о том, что они являются грубыми, а повторное не выполнение требований изложенных в предупреждении подтверждает неоднократность.

При таких обстоятельствах, суд находит предъявленный административный иск подлежащим удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ - суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <.....> (Якутия) удовлетворить.

Ликвидировать частное учреждение «Музей истории поисков алмазов в Якутии», зарегистрированную по адресу: 678283, <.....> (Якутия), Сунтарский улус, <.....>.

Исключить некоммерческую организацию частное учреждение «Музей истории поисков алмазов в Якутии», зарегистрированную по адресу: 678283, <.....> (Якутия), Сунтарский улус, <.....> основным государственным регистрационным номером (ОГРН): 1181447004650 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с частного учреждения «Музей истории поисков алмазов в Якутии» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Сунтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья п/п А.Н. Федорова

Мотивированное решение суда

составлено ../../....

Копия верна

Судья А.Н. Федорова