ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2380/20 от 25.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

51RS0003-01-2020-003927-43

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Мурманск

25 сентября 2020 года

Ленинский районный суд города Мурманска в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыненко В. Г. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2380/2020 по административному иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца Сухотько Ю. Н., исследовав письменные доказательства по административному делу, Ленинский районный суд города Мурманска

установил:

прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в Ленинский районный суд города Мурманска с административным иском, в котором просил суд признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, содержащуюся на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты>.

В обоснование доводов об отнесении данной информации к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административный истец ссылался на отдельные положения Конвенции о правах ребенка, Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации».

Кроме этого, в обоснование доводов об отнесении названной информации к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административным истцом приведено описание значения слова «сатанизм» из толкового словаря.

Как утверждал административный истец в своем административном исковом заявлении, доступ к спорной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», неограничен для неопределенного круга лиц, при этом на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты> содержатся призывы к присоединению к «сатанистам», негативное воздействие идей которого может способствовать формированию психических расстройств и непредсказуемости поведения, совершению детьми асоциальных поступков; в этой связи, по мнению административного истца, данная информация способна повлиять на психоэмоциональное состояние несовершеннолетних, спровоцировать отклоняющееся от социальных норм поведение, побудить к причинению вреда собственной жизни и здоровью.

Из административного искового заявления следует, что владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокурором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области не установлен.

Представитель административного истца на судебном заседании представил суду объяснения, согласно которым он поддерживает заявленные административные исковые требования полностью по основаниям и доводам, приведенным в административном иске. Дополнительно пояснил суду, что на момент рассмотрения и разрешения настоящего административного дела указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», данный сайт является действующим, о чем представил суду свидетельствующие о названных обстоятельствах документы. Каких-либо сведений об обращении прокурора в суды с аналогичными административными исковыми требованиями (в отношении того же сайта в сети Интернет) представителем административного истца суду не сообщено. Также представитель административного истца пояснил суду, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты> содержит информацию исключительно на иностранном языке; перевод данной информации в целях определения административным истцом наличия среди нее информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, при предъявлении настоящего административного иска был выполнен браузером, и каким-либо иным образом, в том числе в соответствии с требованиями части 5 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, перевод спорной информации административным истцом не осуществлялся.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области извещалось о времени и месте судебного разбирательства, представитель заинтересованного лица Куделин А. В. просил провести судебное разбирательство настоящего административного дела в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области.

Лицо, действия которого послужили поводом для предъявления настоящего административного иска, для участия в судебном разбирательстве административного дела в судебное заседание не явилось, извещалось о времени и месте рассмотрения административного дела посредством размещения информации о производстве по настоящему административному делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о производстве по настоящему административному делу извещались все иные лица, права и законные интересы которых может затронуть решение суда.

Как видно из материалов настоящего административного дела и установлено судом при его рассмотрении и разрешении, доступ к информации, размещенной на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты>, не ограничен для неопределенного круга лиц.

Данный указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не включен.

Владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокурором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области не установлен.

Из объяснений представителя административного истца следует, что информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержится на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты> только в следующей части данной страницы: «Присоединяйтесь к нам. Приведите сатану домой»; наличие на этой странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также других страницах этого же сайта какой-либо иной информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, представителем административного истца не уточнено и из административного иска не следует.

При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, суд, руководствуясь приведенными ниже нормативными правовыми актами, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также обеспечении защиты информации регулирует Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информацией, согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (пункт 4 статьи 2 этого же федерального закона).

Согласно пунктам 13 и 14 статьи 2 названного федерального закона сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Страница сайта в сети «Интернет» – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 2 Федерального закона
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования, а под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Исходя из пункта 10 статьи 2 данного федерального закона, информация передается или получается пользователями информационно-телекоммуникационной сети посредством электронных сообщений.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 этого же федерального закона одними из принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, являются принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, а также принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется также на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 данного федерального закона).

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 15 указанного федерального закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, названного федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из приведенных законоположений следует, что права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации могут быть ограничены федеральным законом, в том числе путем определения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и установления запрета на распространение такой информации.

Так, например, частью 6 статьи 10 Федерального закона
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Информация, содержащая информацию порнографического характера, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей, пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Также в части 2 статьи 5 этого же федерального закона приведен перечень иной информации, запрещенной для распространения среди детей.

Производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными, запрещаются частью 2 статьи 12 Федерального закона от
27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пунктом 2.1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа
2013 года № 582-ст, определяет электронную торговлю как форму торговли, осуществляемой с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур (термин 77), а интернет-торговлю – как форму электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет (термин 80).

Статьей 57 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ
«Об обращении лекарственных средств» запрещается продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 20 июля 2012 года
№ 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» запрещается продажа донорской крови и (или) ее компонентов, полученных в пределах территории Российской Федерации, в другие государства.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года
№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом продажи. Частью 8 этой же статьи запрещается торговля (и оптовая, и розничная) сосательным табаком (снюсом), при этом частью 2 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оптовую или розничную продажу сосательного табака (снюса).

Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность на основании статьи 5.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае совершения действий с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»)).

Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет административную ответственность на основании
статьи 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

Публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества и (или) предоставления средств или иного имущества в рамках данной деятельности и (или) призыв к участию в такой деятельности, в том числе совершенное с использованием средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 14.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность на основании части 3 статьи 20.1 данного кодекса.

Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, наказывается на основании части 1 статьи 110.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пропаганда терроризма, под которой понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, наказывается на основании части 2
статьи 205.2 указанного кодекса (в случае совершения деяния с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»). Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств наказывается на основании статьи 207.1 этого же кодекса. Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается на основании части 1 статьи 207.2 названного кодекса.

Между тем, вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено суду относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральным законом, либо информации, за распространение которой предусмотрена какая-либо юридическая ответственность.

В том числе административным истцом не представлено суду таких доказательств в обоснование доводов о наличии на указанном сайте информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленной на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий, запрещенной к распространению среди детей пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Равно как судом не установлено наличие на данном сайте иной информации, запрещенной к распространению среди детей другими положениями части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в том числе информации, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.

Истолкование административным истцом понятия «сатанизм», вопреки пункту 3 части 2 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не основано на нормах права.

Каким федеральным законом запрещено распространение информации, распространение которой просит суд запретить административный истец, ни в административном исковом заявлении, ни представителем административного истца не приведено, равно как ни в административном исковом заявлении, ни представителем административного истца не указано, что за распространение данной информации предусмотрена какая-либо юридическая ответственность.

Ссылки административного истца и его представителя на положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» суд считает несостоятельными, поскольку сведений о признании в установленном законом порядке информации, содержащейся на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, экстремистской не имеется, равно как применительно к обстоятельствам настоящего административного дела не имеется сведений о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным названным федеральным законом, какой-либо организации.

Таким образом, суд не нашел оснований согласиться с суждениями административного истца о том, что на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> на момент рассмотрения и разрешения настоящего административного дела содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 175, частью 2 статьи 176, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 178, частью 6 статьи 180 и положениями статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Мурманска

решил:

в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского административного округа города Мурманска о признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, содержащуюся на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю <данные изъяты>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска.

Судья

М. Ю. Завражнов