ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2380/2021 от 18.02.2022 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-350/2022

УИД 34RS0019-01-2021-005096-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камышин 18 февраля 2022 года

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Ветлугина В.А.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Е.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника Камышинского городского прокурора Волгоградской области Браун О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по размещению актуальной информации о муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Камышинский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд с административным иском к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по размещению актуальной информации о муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области законодательства в сфере организации предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности и физическим лицам. В адрес администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области 28.05.2021 Камышинской городской прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства сфере организации предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля, в котором указывалось на наличие нарушений п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ, однако до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра страниц ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет» по https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000044316 от 20.12.2021. Однако, административным ответчиком представление до настоящего времени не исполнено.

На основании изложенного, с учетом уточнения административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, Камышинский городской прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неактуализации в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» информации о следующих муниципальных услугах: Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Антиповского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно; Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Антиповского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования; Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства); Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; обязать администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить актуализацию и размещение сведений в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг», имеющий адрес в сети интернет https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000044316, посредством внесения актуальных данных в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услугах (функций)» о следующих муниципальных услугах: Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Антиповского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно; Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Антиповского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования; Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства); Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Старший помощник Камышинского городского прокурора Браун О.А. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, с учетом уточнений в полном объеме.

Административный ответчик администрация Антиповского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещен, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с признанием иска.

Заинтересованное лицо администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области, извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

Заинтересованное лицо Министерство экономического развития Российской Федерации, извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

При изложенном суд, руководствуясь положениями статей 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, обеспечивается Единым порталом государственных и муниципальных услуг.

Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Положение).

Согласно пп. «а» п. 2 Положения, федеральный реестр состоит из разделов и подсистем, один из таких разделов является «Реестр государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и акционерным обществом «Почта России», наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Как следует из п. 9 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», для обеспечения создания и функционирования федерального реестра организуется информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, акционерного общества «Почта России», Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных органов, должностных лиц и организаций (далее - участники информационного взаимодействия).

В п. 13 Положения о ФГИС установлено, что участники информационного взаимодействия выполняют, в том числе следующую функцию - размещают в разделах федерального реестра, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 настоящего Положения, сведения об органах (организациях) и соответствующих услугах посредством заполнения электронных форм федерального реестра.

В соответствии с п. 10 указанного Положения представление участниками информационного взаимодействия сведений об услугах, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения, для размещения и их последующее размещение в федеральном реестре осуществляются в соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861.

В п. 2 Правил ведения ФГИС закреплено, что формирование в федеральном реестре сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, акционерное общество «Почта России», органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные органы, должностные лица и организации, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление соответствующих услуг (далее - участник информационного взаимодействия).

В силу п. 3 Правил ведения ФГИС, размещение сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», в соответствующих разделах и подсистемах федерального реестра осуществляется путем заполнения электронных форм федерального реестра.

Размещение и публикация в федеральном реестре сведений осуществляется: а) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», - органами, уполномоченными на принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) соответствующей услуги; б) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках реализации государственного полномочия Российской Федерации, переданного на основании федерального закона, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регулирования в соответствующей сфере деятельности; в) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, - соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра, в случае, предусмотренном Правилами ведения ФГИС (п. 5 Правил ведения ФГИС).

Согласно п.п. 7 – 13 Правил ведения ФГИС, сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», создаются не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, содержащего полномочие по предоставлению соответствующих услуг. Сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», после создания направляются на согласование в орган, уполномоченный на ведение информационного ресурса федерального реестра, не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, содержащего полномочие по предоставлению соответствующей государственной услуги. В случае отказа в согласовании сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра осуществляется учет замечаний и повторное согласование соответствующих сведений. Сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения, публикуются в соответствующем разделе федерального реестра в течение одного рабочего дня после согласования органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра. Внесение изменений в сведения, размещенные в федеральном реестре, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 12 Правил ведения ФГИС.

В соответствии с пп. «а» п. 12 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором федерального реестра и выполняет функцию по публикации сведений об услугах, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», содержащихся в федеральном реестре, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечивает круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям.

В судебном заседании установлено, что при мониторинге ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» ответчиком не актуализированы сведения о следующих муниципальных услугах, оказываемых субъектам предпринимательства и гражданам:

1) «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Антиповского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно» - размещен текст административного регламента без учета внесенных в него изменений постановлениями от 15.02.2021 № 14-п, от 11.06.2021 № 51-п; приведены недостоверные сведения о сроке, в течение которого заявление о предоставлении услуги должно быть зарегистрировано (указано 17 календарных дней вместо 3 рабочих дней), максимальном сроке ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично (отражено 15 рабочих дней вместо 15 минут); в качестве получателя услуги отражены сведения о физических лицах, тогда как названная услуга предоставляется только юридическим лицам); в разделе «основания для отказа в предоставлении услуги» - содержится информация, что такие основания законодательством РФ не предусмотрены, тогда как основания отказа в предоставлении услуги закреплены в п. 2.11 административного регламента, а основание для приостановления предоставления услуги в п. 2.10.1 административного регламента;

2) «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Антиповского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования» - приведен текст административного регламента, утвержденный постановлением от 25.05.2013 № 7-п (с изменениями), тогда как постановлением администрации Антиповского сельского поселения от 23.11.2020 № 165-п утвержден новый административный регламент названной услуги; неверно отражены сведения о сроке предоставления услуги (2 рабочих дня вместо 60 дней в случае заключения договора без аукциона, в сроки определенные документацией об аукционе – при заключении договора по итогам аукциона), об основаниях для отказа в предоставлении услуги (предусмотрены в п. 2.8 административного регламента);

3) «Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства)» - приведен текст административного регламента утвержденный постановлением от 02.07.2012 № 29-п, без учета изменений (в том числе о сроке предоставления услуги), неверно отражены сведения о сроке предоставления услуги (указано 30 рабочих дней вместо 10);

4) «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» - неверно отражены сведения о сроке предоставления услуги (3 рабочих дня вместо 45 рабочих дней), об отсутствии оснований для отказа в предоставлении услуги (предусмотрены в п. 2.8 административного регламента).

Аналогичные недостоверные сведения приведены и о других муниципальных услугах.

В адрес администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области 28.05.2021 Камышинской городской прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений законодательства сфере организации предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля, в котором указывалось на наличие нарушений п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ, однако до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра страниц ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет» по https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000044316 от 20.12.2021.

На момент рассмотрения настоящего дела указанные нарушения административным ответчиком также не устранены.

Таким образом, данное бездействие является незаконным, подлежит его признанию таковым с возложением по устранению имеющих место нарушений закона.

Проанализировав положения действующего законодательства и фактические обстоятельства административного спора, суд приходит к выводу о том, что требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по размещению актуальной информации о муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неактуализации в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» информации о следующих муниципальных услугах:

«Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Антиповского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно»;

«Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Антиповского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»;

«Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства)»;

«Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Обязать администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить актуализацию и размещение сведений в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг», имеющий адрес в сети интернет https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000044316, посредством внесения актуальных данных в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услугах (функций)» о следующих муниципальных услугах:

«Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Антиповского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно»;

«Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Антиповского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»;

«Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства)»;

«Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Ветлугин

Мотивированный текст решения изготовлен 05 марта 2022 года