УИД 34RS0019-01-2021-005099-97
Дело № 2а-351/2022 (2а-2381/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2022 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Журкиной-Бородиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Газиевой Е.А.,
с участием прокурора Браун О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность на территории сельского поселения, к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд с административным иском к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что Камышинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области законодательства в сфере организации предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности и физическим лицам. В адрес администрации Воднобуерачного сельского поселения 28 мая 2021 г. Камышинской городской прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства сфере организации предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля, в котором указывалось на наличие нарушений п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра страниц ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет» по адресу https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000045427 от 20 декабря 2021 г. Однако до настоящего времени административным ответчиком указанное представление не исполнено. На основании вышеизложенного, с учетом уточнения заявленных требований, прокурор просит суд: признать незаконным бездействие администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неактуализации в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» посредством внесения сведений в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» о следующих муниципальных услугах: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование»; «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»; «Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства); обязать администрацию Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию и размещение сведений в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», имеющий адрес в сети Интернет https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000045797, посредством внесения актуальных данных в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» о следующих муниципальных услугах: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование», «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования», «Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства).
Участвующий в судебном заседании прокурор уточненные требования административного иска поддержала в полном объеме по основаниям и доводам иска, просит суд их удовлетворить.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства административный ответчик – представитель администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суду не сообщил.
Извещенные в установленном законом порядке о времени и мессе рассмотрения дела заинтересованные лица - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. Материалы дела содержат письменные объяснения представителей Минцифры России и Минэконом России, в которых заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Располагая сведениями о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле суд, руководствуясь ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, обеспечивается Единым порталом государственных и муниципальных услуг.
Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Положение о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»).
Согласно пп. «а» п. 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральный реестр состоит из разделов и подсистем, один из таких разделов является «Реестр государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и акционерным обществом «Почта России», наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
Как следует из п. 9 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» для обеспечения создания и функционирования федерального реестра организуется информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, акционерного общества «Почта России», Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных органов, должностных лиц и организаций (далее - участники информационного взаимодействия).
В п. 13 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» установлено, что участники информационного взаимодействия выполняют, в том числе следующую функцию - размещают в разделах федерального реестра, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 настоящего Положения, сведения об органах (организациях) и соответствующих услугах посредством заполнения электронных форм федерального реестра.
В соответствии с п. 10 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» представление участниками информационного взаимодействия сведений об услугах, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», для размещения и их последующее размещение в федеральном реестре осуществляются в соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 (далее – Правила ведения ФГИС).
В п. 2 Правил ведения ФГИС закреплено, что формирование в федеральном реестре сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, акционерное общество «Почта России», органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные органы, должностные лица и организации, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление соответствующих услуг (далее - участник информационного взаимодействия).
В силу п. 3 Правил ведения ФГИС размещение сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», в соответствующих разделах и подсистемах федерального реестра осуществляется путем заполнения электронных форм федерального реестра.
Размещение и публикация в федеральном реестре сведений осуществляется: а) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», - органами, уполномоченными на принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) соответствующей услуги; б) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках реализации государственного полномочия Российской Федерации, переданного на основании федерального закона, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регулирования в соответствующей сфере деятельности; в) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, - соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра, в случае, предусмотренном Правилами ведения ФГИС (п. 5 Правил ведения ФГИС).
Согласно п.п. 7 – 13 Правил ведения ФГИС сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», создаются не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, содержащего полномочие по предоставлению соответствующих услуг. Сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», после создания направляются на согласование в орган, уполномоченный на ведение информационного ресурса федерального реестра, не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, содержащего полномочие по предоставлению соответствующей государственной услуги. В случае отказа в согласовании сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра осуществляется учет замечаний и повторное согласование соответствующих сведений. Сведения об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения, публикуются в соответствующем разделе федерального реестра в течение одного рабочего дня после согласования органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра. Внесение изменений в сведения, размещенные в федеральном реестре, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 12 Правил ведения ФГИС.
В соответствии с пп. «а» п. 12 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором федерального реестра и выполняет функцию по публикации сведений об услугах, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «д» пункта 2 Положения о ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», содержащихся в федеральном реестре, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФГИС единый портал) и обеспечивает круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям.
При рассмотрении дела судом установлено, что при мониторинге ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с целью проверки соблюдения администрацией Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области законодательства в сфере организации предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности и физическим лицам Камышинским городским прокурором Волгоградской области было установлено, что административным ответчиком не актуализированы сведения о муниципальных услугах, оказываемых субъектам предпринимательства и гражданам, среди которых следующие: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование»; «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»; «Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства).
Вследствие чего Камышинским городским прокурором Волгоградской области в адрес главы администрации Воднобуерачного сельского поселения внесено представление 28 мая 2021 г. об устранении нарушений законодательства сфере организации предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля с указанием на наличие нарушений п. 1 ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ.
Из ответа администрации сельского поселения от 11 июня 2021 г. на представление прокурора следует, что требования представления приняты к сведению, работа по размещению ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» актуальной информации о предоставляемых администрацией Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области муниципальных услугах. При этом, главой сельского поселения указано на исполнение выявленных прокурором нарушений в срок до 31 августа 2021 г.
Между тем, указанные выше нарушения не устранены административным ответчиком до настоящего времени, в частности не актуализированы сведения о следующих муниципальных услугах, оказываемых субъектам предпринимательства и гражданам: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование» - размещен текст административного регламента без учета изменений, внесенных в феврале 2020 и 2021 гг.; приведены недостоверные сведения об основаниях для отказа в предоставлении услуги;
«Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования» - приведен текст административного регламента, утвержденный постановлением от 26 февраля 2013 г. №9 (с изменениями), тогда как постановлением от 23 ноября 2020 г. №8 утвержден новый административный регламент; приведены не все основания для отказа в предоставлении услуги;
«Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства)» - приведен текст административного регламента, утвержденный постановлением от 02 июля 2012 г. №22, без учета изменений, в том числе о сроке предоставления услуги (неверно отражены сведения о сроке предоставления услуги, указано 30 рабочих дней вместо 10).
Перечисленные обстоятельства подтверждаются актом осмотра страниц ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет» по адресу https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000045797 от 20 декабря 2021 г., и не отрицаются административным ответчиком, что следует из письменного заявления представителя администрации, в котором он выразил полное признание заявленных прокурором требований.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку административный ответчик обязан в сети «Интернет» размещать вышеуказанную информацию, однако от исполнения данной обязанности уклонился, что свидетельствует о допущенном бездействии, то требования прокурора, направленные на защиту интересов неопределенного круга лиц, имеющего право на получение общедоступной информации, являются законными и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в числе прочего указание на совершение определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В данном случае, признав бездействие административного ответчика незаконным, суд с учетом характера нарушения, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на него обязанность разместить необходимую информацию на официальном сайте в сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доказательств объективной невозможности исполнить требования в указанный срок административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Камышинского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность на территории сельского поселения, к администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неактуализации в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» посредством внесения сведений в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» о следующих муниципальных услугах: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование»; «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»; «Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства).
Обязать администрацию Воднобуерачного сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию и размещение сведений в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», имеющий адрес в сети Интернет https://www.gosuslugi.ru/structure/3400000010000045797, посредством внесения актуальных данных в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о следующих муниципальных услугах:
«Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Воднобуерачного сельского поселения в безвозмездное пользование»,
«Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Воднобуерачного сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»,
«Присвоение адреса объекту недвижимого имущества (земельным участкам, домовладению, объекту капитального строительства).
После истечения установленного судом срока возложить обязанность на административного ответчика сообщить суду и прокурору об исполнении решения суда по административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Журкина-Бородина
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2022 года
Председательствующий Л.В. Журкина-Бородина