ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2386/19 от 02.10.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2386/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 октября 2019 года с. Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Шапаревой И.А.,

при секретаре Абрамян Ж.С.,

с участием ст. помощника прокурора Малкина И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области об обязании оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области об обязании оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Свои исковые требования мотивировал следующим, что прокуратурой Цильнинского района выявлены нарушения требований закона, регламентирующих организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды, а также сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Цильнинское городское поселение» имеются 50 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов.

В свою очередь в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 вышеуказанные места не оборудованы.

Просил обязать администрацию МО «Цильнинское городское поселение», оборудовать 50 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории: ***, в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, а именно путем оборудования специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта, в срок до 01.10.2020 года.

Определением суда от 13 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, ООО « Горкомхоз».

В судебном заседании участвующий прокурор Малкин И.Н. уточненные исковые требования поддержал, просил обязать оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями администрацию Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области.

Представитель административного ответчика МО « Цильнинкое городское поселение» Ульяновской области Шайхатаров М.Р. исковые требования не оспаривал, суду пояснил, что проведение указанных работ потребует бюджетных средств на сумму примерно 1.5 млн руб., а также просил суд учесть тот факт, что обустройство площадок невозможно в зимнее и весеннее время, поскольку бетонные работы невозможны в связи с погодными условиями.

Представители заинтересованных лиц МО « Цильнинский район» Ульяновской области, ООО « Горкомхоз» в судебное заседание не явились, извещены.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав объяснения участвующего прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п.1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно п.6 ч.3 ст.21 БК РФ, ч.1 ст.86 БК РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила

обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Таким образом, решение о создании и оборудовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должно быть оформлено в виде муниципального акта.

В судебном заседании установлено, что в состав МО «Цильнинского городского поселения» Ульяновской области входит 6 населенных пунктов: р.***.

Постановлением главы администрации МО «Цильнинское городское пселение» Ульяновской области от 15.01.2019 г. № 4 утверждена схема размещения и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории указанного муниципального образования.

Согласно приложениям к указанному реестру составлены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях населенных пунктов, входящих в состав МО «Цильнинское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

В силу ст.ст.2, 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утвержден СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее по тексту - СанПиН 2.1.2.2645-10).

В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Судом установлено, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области в адрес главы МО «Цильнинское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области 01.02.2019 года было вынесено представление об устранении выявленных нарушений в области законодательства об охране окружающей среды, выразившиеся в отсутствии оборудованных мест (площадок) для установки контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не оспаривался факт отсутствия в настоящее время оборудованных мест (площадок) для установки контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

Согласно ст. 8 Устава МО «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области к вопросам местного значения относится: участие в организации деятельности по накопление (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 8 Устава МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнение бюджета поселения.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, кроме прочего, относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.

Из положений ст.171 БК РФ следует, что составление проекта бюджета является исключительной прерогативой местной администрации муниципального образования.

Согласно ст.215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При таких обстоятельствах суд считает надлежащим административным ответчиком по настоящему делу – МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области, на которую считает необходимым возложить обязанность по оборудованию мест (площадок) по накоплению твердых бытовых отходов.

Поскольку в судебном заседании установлено, что для надлежащего исполнения решения суда потребуется решение вопроса по бюджетному финансированию, кроме того оборудование площадок в соответствии с нормами п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в зимнее и ранее весеннее время года невозможно в связи с погодными условиями, то суд полагает необходимым установить ответчику разумный и достаточный срок для проведения указанных работ до 01.10.2020 г.

Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Ульяновской области оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Цильнинское городское поселение», расположенных по следующим адресам:

***, в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, а именно путем оборудования специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта, в срок до 01.10.2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Шапарева И.А.