ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-238/17 от 05.04.2017 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

дело № 2а-238/17 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2017 года с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.П.

При секретаре Полыниной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пензенской области поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Пензенской области обратилось в интересах неопределенного круга лиц в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

26.12.2016 г. в Управление из прокуратуры ФИО2 района Пензенской области поступило обращение ФИО1 по вопросу несоблюдения санитарно-защитной зоны между кладбищем и его земельным участком.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории кладбища по <адрес> ФИО2 <адрес> обнаружено нарушение требований санитарного законодательства, а именно:

  • при эксплуатации кладбища отсутствует проектная документация по устройству нового кладбища по <адрес> ФИО2 <адрес>;
  • территория санитарно-защитной зоны кладбища не спланирована, не благоустроена и не озеленена;
  • за территорией отведённой под кладбище, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) кладбища ведутся новые захоронения.

Кроме того, специалистом Управления проведены замеры расстояния от границы земельного участка З.С.В. по адресу: <адрес> - 1, до границы кладбища, данное расстояние составило 53,4 м, при СЗЗ для сельских кладбищ 50 м. Таким образом, дальнейшее увеличение территории кладбища в сторону жилых домов недопустимо.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882- 11). Согласно п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 данные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.1.2882-11 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

  • санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
  • геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

  • эрозионного потенциала и миграции загрязнений;
  • транспортной доступности.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно­-питьевых и бытовых целей;
  • не затопляться при паводках;
  • иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;
  • иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Согласно пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

  • наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;
  • систему дренажа;
  • обваловку территории;
  • характер и площадь зеленых насаждений;
  • организацию подъездных путей и автостоянок;
  • планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;
  • разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);
  • канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно п.7.1.12 и п. 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища относятся к V классу опасности с ориентировочной СЗЗ 50 м. СЗЗ или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктами 2.8 и 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях СЗЗ кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория СЗЗ должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно решения собрания представителей ФИО2 района Пензенской области от 13.03.2009 г. № 243 - 31/2 земельный участок площадью 143000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, передан в собственность ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области. Согласно свидетельства о государственной собственности права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка площадью 143000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Бессоновский сельсовет ФИО2 района Пензенской области. Согласно Постановления Администрации ФИО2 района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование данного земельного участка - для размещения общественного сельского кладбища.

Однако, при выборе земельного участка под размещение кладбища не была дана санитарно-эпидемиологической оценка следующих факторов:

  • санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
  • геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

  • эрозионного потенциала и миграции загрязнений;

- транспортной доступности.

На основании решения Комитета местного самоуправления ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области от 16.04.2010 г. № 20 создано Муниципальное унитарное предприятие ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское» (далее - МУП ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское»). В соответствии с Уставом МУП ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское» учредителем и собственником имущества Предприятия является Комитет местного самоуправления ФИО2 района Пензенской области, правомочия собственника имущества Предприятия осуществляет Бессоновский сельсовет. Согласно письма директора МУП «Спецбюро-Бессоновское» Г.В.С.СМ. при создании МУП ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское» какого-либо имущества на каком-либо праве учредителем не передавалось. Основными видами деятельности предприятия являются организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Таким образом, МУП ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское», как организация, непосредственно осуществляющая похоронную деятельность, является заинтересованным лицом в исходе данного дела.

В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 Устава ФИО2 сельсовета ФИО2 района к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение генерального плана ФИО2 сельсовета, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель ФИО2 сельсовета.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 4 Устава ФИО2 сельсовета ФИО2 района к вопросам местного значения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании свидетельства о государственной регистрации , Администрация ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области обладает правами юридического лица.

Администрация ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.

Следовательно, Администрация ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области при эксплуатации сельского кладбища обязано обеспечить соблюдение требований СанПиН 2.1.2882-11.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Невыполнение ответчиком требований санитарного законодательства нарушает конституционные права граждан. Таким образом, бездействие со стороны органов местного самоуправления затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Просил суд признать незаконным бездействие ответчика - Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области, выразившееся в эксплуатации сельского кладбища по <адрес> ФИО2 района Пензенской области с нарушением СанПиН 2.1.2882-11, а именно: отсутствует проектная документация по устройству кладбища, территория СЗЗ кладбища не спланирована, не благоустроена и не озеленена; допускаются новые захоронения за территорией отведенной под кладбище, в СЗЗ кладбища. Понудить ответчика- Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области разработать в соответствии с санитарным законодательством проектную документацию по устройству общественного сельского кладбища по <адрес> с. Бессоновка ФИО2 района Пензенской области, спланировать и обеспечить благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны кладбища; не допускать новые захоронения за территорией кладбища в санитарно-защитной зоне кладбища. Обязать Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области исполнить вышеуказанные требования санитарного законодательства после вступления решения суда в законную силу в срок и в порядке, установленном законом.

31 марта 2017 года от Управления Роспотребнадзора по Пензенской области поступило заявление об уточнении исковых требований, административный истец просил признать незаконным бездействие ответчика - Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области, выразившееся в эксплуатации сельского кладбища по <адрес> с нарушением СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.2882-11), а именно: отсутствует проектная документация по устройству кладбища; территория санитарно-защитной зоны кладбища не спланирована, не благоустроена и не озеленена; допускаются новые захоронения за территорией отведённой под кладбище, в СЗЗ кладбища.

Понудить ответчика - Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области разработать и утвердить в соответствии с санитарным законодательством проектную документацию по устройству общественного сельского кладбища по <адрес>, в котором необходимо предусмотреть следующее:

  • наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;
  • систему дренажа;
  • обваловку территории;
  • характер и площадь зеленых насаждений;
  • организацию подъездных путей и автостоянок;
  • планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;
  • разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);
  • канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории;

Разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны общественного сельского кладбища по <адрес>, после чего привести ее в соответствие с п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11, а именно: спланировать, благоустроить и озеленить, то есть организовать обваловку, организовать зеленую защиту по периметру кладбища; благоустроить территорию санитарно-защитной зоны кладбища;

Не допускать новые захоронения за территорией кладбища, в санитарно­защитной зоне кладбища.

Обязать Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области, исполнить вышеуказанные требования санитарного законодательства после вступления решения суда в законную силу в срок и в порядке, установленном законом.

Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Пензенской области по доверенности Б.И.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области по доверенности К.Л.В. с административным исковым заявлением согласилась, пояснила, что в ближайшее время выполнят требования санитарного законодательства.

Представитель третьего лица МУП ФИО2 сельсовета «Спецбюро-Бессоновское» извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующему.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882- 11). Согласно п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 данные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.1.2882-11 выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

  • санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
  • геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

  • эрозионного потенциала и миграции загрязнений;
  • транспортной доступности.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно­-питьевых и бытовых целей;
  • не затопляться при паводках;
  • иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;
  • иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.

Согласно пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

  • наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;
  • систему дренажа;
  • обваловку территории;
  • характер и площадь зеленых насаждений;
  • организацию подъездных путей и автостоянок;
  • планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;
  • разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);
  • канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно п.7.1.12 и п. 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища относятся к V классу опасности с ориентировочной СЗЗ 50 м. СЗЗ или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктами 2.8 и 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях СЗЗ кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория СЗЗ должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что согласно решения собрания представителей ФИО2 района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 143000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, передан в собственность ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области. Согласно свидетельства о государственной собственности права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка площадью 143000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Бессоновский сельсовет ФИО2 района Пензенской области.

Из Постановления Администрации ФИО2 района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что разрешенное использование данного земельного участка - для размещения общественного сельского кладбища.

В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 Устава ФИО2 сельсовета ФИО2 района к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение генерального плана ФИО2 сельсовета, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель ФИО2 сельсовета.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 4 Устава ФИО2 сельсовета ФИО2 района к вопросам местного значения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании свидетельства о государственной регистрации , Администрация ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области обладает правами юридического лица.

Таким образом, Администрация ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения при эксплуатации сельского кладбища не обеспечивает соблюдение требований СанПиН 2.1.2882-11.

Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ при осмотре территории кладбища по <адрес> в <адрес> установлено, что отсутствует проектная документация по устройству кладбища, не спланирована, не благоустроена и не озеленена территория санитарно-защитной зоны кладбища, имеются новые захоронения за территорией отведенной под кладбище в СЗЗ кладбища.

Данный довод не отрицался и представителем Администрации ФИО2 сельсовета по доверенности К.Л.В., которая в письменном заявлении подтвердила факт нарушения Администрацией ФИО2 сельсовета Пензенской области требований СанПиН 2.1.2882-11.

При таких обстоятельствах требования Управления Роспотребнадзора по Пензенской области являются обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Пензенской области поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области, выразившееся в эксплуатации сельского кладбища по <адрес> с нарушением СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а именно отсутствие проектной документации по устройству кладбища, не спланированность территории санитарно-защитной зоны кладбища, не благоустроенность и не озеленение, допущение новых захоронений за территорией отведенной под кладбище в СЗЗ кладбища.

Обязать Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области разработать и утвердить в соответствии с санитарным законодательством проектную документацию по устройству общественного сельского кладбища по <адрес>, ФИО2 района Пензенской области в котором необходимо предусмотреть следующее:

  • наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;
  • систему дренажа;
  • обваловку территории;
  • характер и площадь зеленых насаждений;
  • организацию подъездных путей и автостоянок;
  • планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;
  • разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);
  • канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Обязать Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны общественного сельского кладбища по <адрес>, после чего привести санитарно- защитную зону в соответствие с п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11, а именно: спланировать, благоустроить и озеленить, то есть организовать обваловку, организовать зеленую защиту по периметру кладбища; благоустроить территорию санитарно-защитной зоны кладбища.

Обязать Администрацию ФИО2 сельсовета ФИО2 района Пензенской области не допускать новые захоронения за территорией кладбища, в санитарно-­защитной зоне кладбища.

Об исполнении данного решения сообщить суду в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Л.П. Ефимова