РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки
Нижегородской области
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатковского района Нижегородской области об оспаривании бездействия администрации рабочего поселка Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области,
установил:
Прокурор Шатковского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области, связанного с проведением органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов муниципального образования.
В заявлении административный истец указал, что администрацией р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области в рамках осуществления полномочий в сфере противодействия коррупции решением от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области, которым установлен порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также порядок подготовки заключений о результатах антикорруцинной экспертизы актов и проектов актов.
Однако, как указал прокурор, антикоррупционная экспертиза проектов, действующих на территории р.п.Лесогосрк муниципальных нормативных правовых актов, проводится не в полном объеме.
Как указал прокурор, администрацией р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, принят и введён в действие Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, антикоррупционная экспертиза проекта которого при этом, как показали результаты проверки не проводилась, соответствующее экспертное заключение на предмет наличия в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов как следствие не составлялось (не оформлялось).
Как считал административный истец, в рассматриваемом случае со стороны администрации р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований действующего законодательства, в форме незаконного бездействия.
В свою очередь, непринятие мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушениям связанным с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления и обеспечения их законности, создаёт предпосылки для возникновения коррупционных проявлений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью поселения, а также что не менее важно, не согласуется с целями и задачами государственной политики Российской Федерации реализуемой в настоящее время в сфере противодействия коррупции, что как следствие нарушает права и законные интересы муниципального образования - р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области по эффективному управлению и распоряжению муниципальным имуществом и государства - Российской Федерации по эффективной борьбе и недопущению коррупции и её проявлений.
Обосновав свои требования нормами Федерального закона от 25.12.2008 г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 г. №273 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Нижегородской области от 07.03.2008 г. №20-ФЗ «О противодействии коррупции в Нижегородской области», прокурор Шатковского района Нижегородской области просил суд:
признать незаконным бездействие администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№;
обязать администрацию р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ 334,установив ответчику десятидневный срок для совершения указанных действий.
В судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения в суд не прибыл, однако в своем письменном заявлении, адресованном суду, доводы заявления поддержал, заявление просил удовлетворить.
Глава администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области Сазанова Н.Г., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, однако в своем письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования признала и просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 № 150-З «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Нижегородской области на основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закреплен, в том числе и вопрос местного значения, предусмотренный, пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ - по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе и мер по антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов (ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения регламентированы нормами Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (статья 1).
Так, в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон №172 - ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательностьпроведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Согласно ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (статья 4 Федерального закона №172 - ФЗ).
В силу требований ч.4 ст.3 Федерального закона №172 - ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Исходя из положений ч.1 ст.3 Федерального закона №172 - ФЗ, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, при реализации полномочий в сфере противодействия коррупции вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.
По настоящему делу установлено, что администрацией р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, принят и введён в действие Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от 03.05.2018 №34.
Однако, до настоящего времени, что подтверждено в ходе проверки, проведенной прокурором Шатковского района, антикоррупционная экспертиза проекта указанного акта не проводилась, соответствующее экспертное заключение на предмет наличия в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов как следствие не составлялось (не оформлялось).
При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора обоснованным, а бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от 03.05.2018 №34, противоречащим приведенным положениям нормативных правовых актов, в связи с чем, признаёт его незаконным.
Для восстановления нарушенных прав Российской Федерации суд в соответствии с частями 3,9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на администрацию р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от 03.05.2018 №34.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Шатковского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации р.п. Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Обязать администрацию р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации р.п.Лесогорск Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, установив ответчику десятидневный срок для совершения указанных действий.
Об исполнении решения суда по настоящему административному делу административному ответчику необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Оганесян