ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-238/18 от 20.08.2018 Первомайского районного суда (Томская область)

Административное дело № 2а-238/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Первомайское 20 августа 2018 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

Председательствующего судьи Литвинович С.Н.,

при секретаре – Жарниковой А.В.,

с участием представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

представителя заинтересованного лица - прокурора Юрьевой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» в лице Администрации Муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» к отделу судебных приставов по Первомайскому району, Управлению ФССП по Томской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о назначении нового срока исполнения, о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Комсомольское сельское поселение» в лице Администрации Муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» (далее по тексту – Администрация МО «Комсомольское сельское поселение») обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Первомайскому району Алиной Е.В., Управлению ФССП по Томской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства /номер/ от /дата/, постановления от /дата/ о назначении нового срока исполнения, от /дата/ о взыскании исполнительского сбора. В обоснование своего заявления указали, что Первомайским районным судом Томской области 19.07.2017 было вынесено решение, которым административного истца обязали разместить на официальном интернет-сайте поселения для каждого вида муниципального контроля перечни нормативно-правовых актов или их отдельные части, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативно-правовых актов, обобщение практики муниципального контроля за 2016 год в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения нарушений. Указанная информация должна быть размещена на официальном сайте сельского поселения в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

31.05.2018 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области было вынесено постановление /номер/ о возбуждении исполнительного производства. На что администрацией сельского поселения был дан ответ от 14.06.2018 об исполнении требований исполнительного документа – необходимая информация размещена в срок, установленный исполнительным листом серии ФС /номер/ от /дата/.

29.06.2018 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области было вынесено постановление о взыскании с должника - Администрации МО Комсомольского сельского поселения исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа не исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения, а доказательств уважительности причин неисполнения в данный срок должником не представлено.

Административный истец полагает вынесенное постановление незаконным, нарушающим ст.ст. 2 и 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушающим законные интересы и права истца, что подтверждается распечатками скриншотов страниц официального интернет-сайта поселения, в связи с чем, просит признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2018, постановления от 29.06.2018 о назначении нового срока исполнения и взыскании исполнительного сбора.

В судебном заседании представитель административного истца - глава администрации МО Комсомольское сельское поселение – ФИО1, заявленные исковые требования поддержал, обстоятельства дела изложил в соответствии с административным исковым заявлением.

Согласно письменным пояснениям административного истца указали, что в возражении административный ответчик указал, что 22.06.2018 был проведен осмотр сайта, по результатам которого составлен акт осмотра, из которого следует, что документов, указанных в исполнительном листе, на сайте размещено не было. Однако, на 22.06.2018, сайт поселения не работал по причине не оплаты услуги по переносу домена и осмотр сайта был невозможен, следовательно, обжалуемые постановления судебного пристава-исполнителя вынесены без законных оснований. Изложенные обстоятельства подтверждаются:

- договором об оказании услуг по продлению регистрации домена сроком на один год от 07.06.2017,

- платежным поручением от 16.06.2017, которым совершена оплата услуги по продлению домена на 1 год (средства поступили на счет в течение 1 дня, следовательно датой прекращения работы домена является - 17.06.2018);

- договором от 18.06.2018 об оказании услуг по продлению домена, платежным поручением от 25.06.2018, которым совершена оплата услуги по продлению домена на 1 год (средства поступили на счет в течение 1 дня – 26.06.2018, следовательно, сайт должен был возобновить работу 26.06.2018);

- перепиской с департаментом по работе с клиентами от 3-4 июля 2018, из которой следует, что сайт сельского поселения на данную дату не работал.

Дополнительная переписка, подтверждающая дату возобновления работы сайта, в настоящее время не может быть предоставлена, поскольку персональный компьютер сельского поселения, с которого она велась, в настоящее время находится в следственном органе с целью проведения следственных мероприятий, а вход на официальную электронную почту поселения возможен только с этого компьютера.

Представитель административного ответчика - Управления ФССП по Томской области в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие; неявка названного лица в соответствии со ст.150 КАС РФ не препятствует рассмотрению настоящего дела.

Представитель административного ответчика – и.о. начальника отдела, старший судебный пристав ОСП по Первомайскому району УФССП по Томской области ФИО2, действующая на основании доверенности от /дата/, и представляющая интересы административного ответчика на период находящейся в очередном отпуске судебного пристава-исполнителя Алиной Е.В., в судебном заседании административный иск не признала. В обоснование своих возражений указала, что после возбуждения исполнительного производства административным истцом не было представлено в установленном порядке документов, подтверждающих исполнение судебного акта.

В соответствии с письменными возражениями представитель административного ответчика указала, что требования административного истца являются незаконными и необоснованными. Статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом. 29.05.2018 в отдел судебных приставов прокуратурой Первомайского района был предъявлен исполнительный лист ФС /номер/ в отношении должника – Администрации МО «Комсомольское сельское поселение». 30.05.2018 было возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП, оснований для отказа в возбуждении не было, поскольку исполнительный документ соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, согласно ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве». На указанное постановление от должника посредством факсимильной связи поступило сообщение 26.06.2018 о размещении на сайте всей необходимой информации в полном объеме, однако документы, подтверждающие исполнение не приложены. Из актов осмотра сайта от 22.06.2018 следует, что сайт не содержит документов, указанных в исполнительном листе; от 26.06.2018 – сайт не работает. Право судебного пристава-исполнителя выносить соответствующее постановление предусмотрено ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве». Частью 1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 12 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2018 получено должником 09.06.2018. В период с 09.06.2018 по 22.06.2018 года требование исполнительного документа администрацией муниципального образования не исполнено. Документы, предусмотренные ч.2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должником судебному приставу исполнителю не представлялись, в связи с чем, оснований для освобождения должника от исполнительского сбора не имеется. Законодательством срока вынесения исполнительского сбора после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в течении исполнительного производства не установлено. При назначении нового срока исполнения решения суда какие-либо меры административного воздействия к должнику не применялись. Полагает, что обжалуемые постановления вынесены законно и обоснованно, в связи с чем, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Первомайского района Юрьева А.И. возражала против удовлетворения административного иска, полагая заявленные требования не основанными на законе.

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчинённости и оспорены в суде.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяется Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно п.1 ст.12 Закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

Требования, предъявляемые к исполнительному документу, перечислены в статье 13 Закона. Согласно подпункту 4 части 1 данной статьи, в исполнительном документе должна быть указана дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение.

Право судебного пристава-исполнителя выносить соответствующее постановление предусмотрено в ст.14 ФЗ, с перечислением требований к содержанию постановления.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьёй 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с решением Первомайского районного суда от 19.06.2017 по иску прокурора Первомайского района к МО «Комсомольское сельское поселение» о понуждении к размещению информации на официальном сайте в сети «Интернет», иск удовлетворен. На основании исполнительного листа, выданного судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Первомайскому району УФССП России по Томской области от 31.05.2018 возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП в отношении должника администрации МО «Комсомольское сельское поселение». Предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» Томской области разместить не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на интернет-сайте в сети интернет для каждого вида муниципального контроля перечни нормативно-правовых актов или их отдельные части, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных актов, а также обобщение практики осуществления муниципального контроля за 2016 год в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения нарушений.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.06.2018 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 13.07.2018.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении требования административного иска, поскольку, должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа; доказательств обратного в силу ч.1 ст. 62 КАС РФ не представлено.

Из акта осмотра сайта, составленного 22.06.2018 судебным приставом-исполнителем Алиной Е.В. следует, что сайт должника не содержит документов, указанных в исполнительном листе. Согласно акту осмотра сайта от 26.06.2018 – сайт сельского поселения на дату составления акта не работает.

Представитель административного истца в суде подтвердил, что помимо сообщения от 14.06.2018 в адрес судебного пристава-исполнителя о размещении необходимой информации на сайте администрации никаких других документов подтверждающих исполнение судебного акта представлено не было.

Представитель административного ответчика указал, что вышеуказанное сообщение должника поступило в Отдел судебных приставов по Первомайскому району по факсимильной связи только 26.06.2018; оригинал сообщения поступил по почте 04.07.2018.

Суд относится критически к доводам административного истца о том, что на момент 22.06.2018 все необходимые требования исполнительного листа были исполнены, поскольку из документов, представленных суду – договора об оказании услуг по продлению домена от 18.06.2018, платежного поручения от 25.06.2018, следует, что на 22.06.2018 – сайт сельского поселения не работал. Из представленной в материалы дела переписки сотрудников администрации сельского поселения с департаментом по работе с клиентами по вопросам функционирования сайта – по состоянию на 03.07.2018 сайт также не работал. Представленные скриншоты страниц (разделов) официального интернет-сайта сельского поселения - раздел «Муниципальное управление», «Муниципальный контроль», «Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля по видам контроля» не позволяют установить дату распечатки документа, а из разделов «Административные регламенты по проведению муниципального контроля», «Планы и итоги проведения муниципального контроля» следует, что они распечатаны 07.08.2018, – то есть уже после вынесения обжалуемых постановлений.

Согласно ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Материалами дела установлено, что оспоренное постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2018 поступило должнику – 09.06.2018; постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения от 29.06.2018 поступило в Администрацию сельского поселения 31.07.2018. Следовательно, последний день срока обращения с административным исковым заявлением в суд относительно оспаривания постановления от 31.05.2018, – 19.06.2018; относительно оспаривания постановлений от 29.06.2018, – 10.08.2018. Административный иск поступил в суд – 08.08.2018. Таким образом, срок обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2018 пропущен, административное исковое заявление ходатайства о восстановлении срока для обжалования не содержит. Из представленных административным истцом материалов и заявленных в суде доводов, уважительных причин к пропуску срока обращения в суд об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства, не установлено.

Учитывая, что доводы административного истца о незаконности и необоснованности постановлений судебного пристава-исполнителя не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» в лице Администрации Муниципального образования «Комсомольское сельское поселение» к отделу судебных приставов по Первомайскому району, Управлению ФССП по Томской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2018 за /номер/, о назначении нового срока исполнения от 29.06.2018, о взыскании исполнительского сбора от 29.06.2018.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд Томской области.

Судья /подпись/ С.Н. Литвинович

На момент размещения не вступило в силу.