Дело № 2а-238/2021
УИД: 22RS0029-01-2021-000387-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кулунда 08 июня 2021 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Коваленко Г.М.,
с участием прокурора Присяжных Т.Н.,
представителей административного ответчика Моренко И.В., Денеко Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кулундинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кулундинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, указав, что ////// прокуратурой Кулундинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах, в ходе которой установлены нарушения. На земельных участках сельскохозяйственного назначения выявлены факты порчи плодородного слоя почвы в результате размещения твердых коммунальных отходов в виде строительного мусора, рубероида, металлосайдинга, пластиковых панелей, пластиковых бутылок, полипропиленовых пакетов, стеклотары, остатков древесины, биологические отходы (шкуры КРС), бытовой техники, упаковок от чистящих и моющих средств, твердых и жидких бытовых отходов. Указанные участки расположены: в кадастровом квартале №№№№--------, площадью 1,6 га (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№); в кадастровом квартале №№№№-------- на площади 1 га (географические координаты: №№№№, 52№№№№, №№№№, №№№№); в кадастровом квартале №№№№--------, на площади 0,5 га, (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№). Кучи мусора высотой от 0,5 до 1,5 м имеют неправильную геометрическую форму. Место размещения отходов не огорожено, доступ к отходам не ограничен. Аншлаги, запрещающие размещение отходов на земельном участке, отсутствуют. Перед размещением отходов плодородный слой почвы не снимался. На участке видны следы горения отходов. Для дальнейшего использования данного участка по целевому назначению необходимо проведение рекультивационных мероприятий.
Как установлено ч.3 ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Учитывая, что собственность на вышеуказанные земельные участки не разграничена, распоряжение указанными участками осуществляет администрация Кулундинского района.
Несанкционированное размещение отходов на земельных участках сельскохозяйственного назначения причиняет вред окружающей среде, влечет порчу земельных участков, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
////// в адрес главы Кулундинского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого предоставлена информация об устранении нарушений по мере возможности.
На запрос прокуратуры района ////// предоставлена информация согласно которой ликвидация свалок, указанных в представлении не производилась.
В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов Алтайского края Минприроды Алтайского края в адрес администраций муниципальных районов края, в том числе и Администрацию Кулундинского района направлялись письма о принятии мер по соблюдению требований законодательства при размещении отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации.
Однако до настоящего времени указанные объекты не узаконены и не ликвидированы.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать Администрацию Кулундинского района ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и иных отходов на вышеуказанных земельных участках, а также привести их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, установив ответчику срок для совершения действий в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Присяжных Т.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители административного ответчика Моренко И.В., Денеко Н.В. требования прокурора признали в части. Просили установить срок для исполнения решения суда не менее 4-х лет, поскольку ликвидация свалок и рекультивация земель сельскохозяйственного назначения очень дорогостоящие мероприятия.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Алтайском крае и Республике Алтай Карпенко С.В. в судебное заседание не явился. Представил отзыв, в котором исковые требования прокурора поддержал и просил удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Постановление N 800), согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.ч. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
На сегодняшний день, Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края утверждена приказом Минприроды Алтайского края от 24.05.2019 № 880 (далее – Территориальная схема).
В соответствии с ней на территории Кулундинского района имеется 1 полигон, введенный в эксплуатацию до ////// и включенный в ГРОРО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №№№№ по адресу: -------- (координаты: №№№№,№№№№, объект включен в ГРОРО: №№№№, №№№№№№№№ от //////, заявитель – администрация Кулундинского района Алтайского края).
Иных узаконенных объектов размещения отходов в соответствии с Территориальной схемой, ГРОРО, а также сайтом http://tko.altaipriroda.ru/map/obektyi-groro-tko.html на территории Кулундинского района нет.
Как установлено ч.3 ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Учитывая, что собственность на вышеуказанные земельные участки не разграничена, распоряжение указанными участками осуществляет Администрация Кулундинского района.
////// прокуратурой Кулундинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах, в ходе которой установлены нарушения. На земельных участках сельскохозяйственного назначения выявлены факты порчи плодородного слоя почвы в результате размещения твердых коммунальных отходов в виде строительного мусора, рубероида, металлосайдинга, пластиковых панелей, пластиковых бутылок, полипропиленовых пакетов, стеклотары, остатков древесины, биологические отходы (шкуры КРС), бытовой техники, упаковок от чистящих и моющих средств, твердых и жидких бытовых отходов. Указанные участки расположены: в кадастровом квартале №№№№--------, площадью 1,6 га (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№); в кадастровом квартале №№№№-------- на площади 1 га (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№); в кадастровом квартале №№№№--------, на площади 0,5 га, (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№). Кучи мусора высотой от 0,5 до 1,5 м имеют неправильную геометрическую форму. Место размещения отходов не огорожено, доступ к отходам не ограничен. Аншлаги, запрещающие размещение отходов на земельном участке, отсутствуют. Перед размещением отходов плодородный слой почвы не снимался. На участке видны следы горения отходов. Для дальнейшего использования данного участка по целевому назначению необходимо проведение рекультивационных мероприятий.
Несанкционированное размещение отходов на земельных участках сельскохозяйственного назначения причиняет вред окружающей среде, влечет порчу земельных участков, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
////// в адрес главы Кулундинского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого предоставлена информация об устранении нарушений по мере возможности.
На запрос прокуратуры района ////// предоставлена информация согласно которой ликвидация свалок, указанных в представлении не производилась.
В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов Алтайского края Минприроды Алтайского края в адрес администраций муниципальных районов края, в том числе и Администрацию Кулундинского района, направлялись письма о принятии мер по соблюдению требований законодательства при размещении отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации.
Однако до настоящего времени указанные объекты не узаконены и не ликвидированы.
Изложенное выше, позволяет суду прийти к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы.
Разрешая требования по сроку исполнения решения суда, суд, учитывая объем, характер и финансовую сторону выполнения необходимых работ, считает возможным установить срок исполнения 2 (два) года.
В соответствие с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ с административного ответчика государственная пошлина за обращение в суд прокурора с иском взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кулундинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию Кулундинского района Алтайского края ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных и иных отходов и привести их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения в законную силу на следующих земельных участках:
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале №№№№, расположенном в -------- (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№);
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале №№№№, расположенном в --------, (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№
№№№№);
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале №№№№, расположенном в -------- (географические координаты: №№№№, №№№№, №№№№, №№№№).
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Клименко