Дело №2а-47/2022 (2а-238/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2022 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре - Налисник Е.В.,
с участием прокурора - Алескерова Д.А.,
представителя административного истца - Раджабова Р.Н.,
представителя административных ответчиков - Крючковой Е.П.,
представителей заинтересованных лиц - Романенко Д.И., Калинкиной М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «АЛИСОН» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, главе Феодосийского городского совета Республики Крым Сердюковой Анжеле Владимировне, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
28 декабря 2021 года в Верховный Суд Республики Крым от Общества с ограниченной ответственностью «АЛИСОН» поступило вышеуказанное административное исковое заявление, в котором заявлены требования о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Приложение 1 решения Феодосийского городского совета Республики Крым №61 от 10 января 2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления процентной ставки в размере 5,63 % для земель в видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым;
- Приложение 1 решения Феодосийского городского совета Республики Крым №61 от 10 января 2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления процентной ставки в размере 4,86 % для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым;
- Приложение №2 решения Феодосийского городского совета Республики Крым №61 от 10 января 2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления минимального значения арендной платы за 1кв.м./год (Зmin) для земель с видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят, по мнению административного истца, без учёта требований действующего законодательства, что приводит к нарушению прав ООО «АЛИСОН». Так, между ООО «АЛИСОН» и Администрацией города Феодосия Республики Крым заключён договор аренды №1017 от 16.08.2018 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 44 365 кв. м., кадастровый №. Земельный участок предоставлен для эксплуатации комплекса зданий и сооружений, вид разрешенного использования - спорт, запись о договоре внесена в ЕГРН 05.08.2020. Арендная плата за использование земельного участка рассчитана из расчёта нормативно-денежной оценки земель и установлена в размере 1 380 938,43 руб. в год (приложение № 4 к договору аренды). Указанные положения расчёта размера арендной платы определены в соответствии с действующим на день заключения договора аренды земельного участка постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым». Административный истец принятое на себя обязательство по оплате арендных платежей исполняет надлежащим образом, задолженности по договору аренды не имеет. В то же время, в адрес Общества от арендодателя поступил новый расчёт арендной платы за земельный участок на 2020 год, согласно которому арендная плата в год составила 7 414 044,86 руб. Расчёт арендной платы произведён на основании процентной ставки 5,63%, с учётом дифференциации стоимости 1 кв. земли (Зmin, Зmах) для населенного пункта пгт. Коктебель, утверждённой решением Феодосийского городского совета №61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (далее - Порядок №61). Также, в адрес Общества от арендодателя земельного участка - Администрации города Феодосия, поступила претензия №03-02/1209 о наличии задолженности по договору аренды в размере 7 982 509,89 руб. образовавшейся по состоянию на 16.07.2021 с предложением её погасить либо возвратить земельный участок. Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативно-правовым актом. Порядок №61 обнародован на официальном сайте Феодосийского городского Совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном портале Правительства Республики Крым, дата публикации 14.01.2020, и опубликован в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым. Пунктом 2.1 и 2.1.2 Порядка №61 предусмотрено, что размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется, в том числе, без проведения торгов на основании кадастровой стоимости земельных участков. Согласно пункту 2.3 Порядка №61, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв. м. земельного участка с учётом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок и рассчитывается по формуле: ЗАП 1 кв.м. = КС * САП%, где: ЗАП 1 кв. м. - значение арендной платы за 1 кв. м. земельного участка; КС - кадастровая стоимость земельного участка; САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку, S - площадь земельного участка. В приложении 1 Порядка №61, установлены фиксированные процентные ставки арендной платы от кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и места его нахождения. В частности, земельный участок административного истца расположен в границах населенного пункта пгт. Коктебель и имеет несколько видов разрешенного использования, для которых установлена фиксированная процентная ставка: - «Спорт» (код 5.1) - 4,86% от кадастровой стоимости; - «Развлечения» (код 4.8) - 5,63% от кадастровой стоимости. Пунктом 2.5 Порядка №61 установлено, что если согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, а также в соответствии с условиями договора аренды земельного имеют место основания для применения одновременно нескольких значений ставки арендной платы, при определении размера арендной платы применяется наибольшее значение ставки арендной платы. Между тем, согласно данным ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 90:24:020101:227 установлена в размере 29 658 002,5 руб.Учитывая, что земельный участок административного истца имеет несколько видов разрешенного использования, то при расчете арендной платы берется наибольшее значение ставки, установленной для вида разрешенного использования - «Развлечения» в размере 5,63%. В то же время, в оспариваемом акте установлен альтернативный метод расчета арендной платы, который подлежит обязательному применению в случае, если стоимость 1 кв. м будет меньше или выше установленных лимита минимального (Зmin) или максимального (Зmах) значения (п. 2.3.1 - 2.3.3 Порядка). То есть, фактически установлена дифференциация стоимости 1 кв. м. земли. Стоит отметить, что основной вид экономической деятельности ООО «АЛИСОН» - деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная другие группировки (код ОКВЭД 93.29.9). На земельном участке Общество ведет коммерческую деятельность по предоставлению водной услуги по организации досуга и отдыха, представляющую собой комплекс бассейнов, водных горок и аттракционов. И такая услуга не рассчитана на ежедневную круглогодичную эксплуатацию, зависит от климата региона и востребована на территории Республики Крым в летний период времени (4 месяца в году), остальное время года деятельность на земельном участке не ведется, услуга не предоставляется, так как объект находится в законсервированном состоянии. Административный истец с установленной процентной ставкой и дифференциацией арендных платежей не согласен, считает такой порядок расчета арендной платы незаконным, поскольку он противоречит требованиям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 29 декабря 2021 года, 24 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - Раджабов Р.Н. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Феодосийского городского совета Республики Крым, главы Феодосийского городского совета Республики Крым Сердюковой А.В. по доверенности - Крючкова Е.П. административный иск не признала, считая его необоснованным.
Представители заинтересованных лиц Администрации города Феодосии Республики Крым по доверенности - Романенко Д.И., и.о. начальника МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» - Калинкина М.Э. также считали, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Частями 1 и 4 статьи 7 поименованного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», город Феодосия наделён статусом городского округа. В части 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК установлен перечень населенных пунктов, входящих в состав городского округа Феодосия, в том числе поселок городского типа Коктебель.
Частью 1 статьи 23 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17 ноября 2014 года №65 (далее - Устав) предусмотрено, что Феодосийский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Срок полномочий Городского совета составляет 5 лет.
В силу части 1 статьи 27 Устава, к исключительной компетенции Феодосийского городского совета Республики Крым относятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава, Феодосийский городской совет Республики Крым по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Феодосийского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поименным, или <данные изъяты> голосованием.
В силу пункта 2 части 1 статьи 31 Устава, председатель городского совета в пределах своих полномочий: подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Городским советом.
Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов городского округа Феодосия регламентирован статьёй 45 Устава.
Правовые акты Феодосийского городского совета Республики Крым об установлении изменений и отмене местных налогов и сборов вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 45 Устава).
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления городского округа Феодосия, либо иных печатных средствах массовой информации, определяемых органами местного самоуправления городского округа Феодосия (части 8, 9 статьи 45 Устава).
Из материалов дела следует, что Феодосийским городским советом Республики Крым 10 января 2020 года принято решение №61 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (т. 1 л.д. 166-179). Пунктом 1 указанного решения утверждён Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (прилагается).
В Приложении 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, определены ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе в размере 5,63 % для земель с видом разрешенного использования «Развлечение» (код 4.8.), 4,86 % для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
В Приложении 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, установлены минимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) и максимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmax) исходя из вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, минимальная стоимость арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 173,69 рублей для земель с видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Как установлено, договором аренды земельного участка №1017 от 16 августа 2018 года, заключенным административным истцом с Администрацией города Феодосии Республики Крым, сроком до 11.07.2067, Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 44365 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации комплекса зданий и сооружений, в соответствии с видом разрешенного использования – спорт (т. 1 л.д. 33-37).
Согласно пункту 3.1 указанного договора, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном отношении к нормативной цене земельного участка согласно расчёту арендной платы за землю, который является неотъемлемой частью данного Договора (приложение №4) и составляет 1380938, 43 рублей в год. Размер арендной платы за неполный период (месяц, квартал) исчисляется пропорционально количеству календарных дней аренды.
Пункт 3.5 договора аренды земельного участка №1017 от 16.08.2018 устанавливает, что размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения размера ставок арендной платы, нормативной цены земельного участка, инфляции и индексации цен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым.
16 июля 2021 года Администрацией города Феодосии Республики Крым направлена в адрес административного истца претензия №2-45-5744, в которой указано, что по состоянию на 16 июля 2021 года у ООО «Алисон» образовалась непогашенная задолженность по арендной плате за землю перед бюджетом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, рассчитанная в соответствии с Порядком, установленным Решением №61, в размере 7982509, 89 руб. (т. 1 л.д. 44).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятое Феодосийским городским советом Республики Крым 10 января 2020 года решение №61 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» очевидно затрагивает права и интересы административного истца.
Как усматривается из материалов административного дела, 27 декабря 2019 года главой Администрации города Феодосии в адрес Главы муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - Председателя Феодосийского городского совета Сердюковой А.В. направлено письмо №2-43/10340, в котором указывалось о направлении проекта решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» для рассмотрения на внеочередной сессии Феодосийского городского совета Республики Крым. Указанный проект размещён на официально сайте Совета (т. 1 л.д. 201).
10 января 2020 года состоялась внеочередная 10 сессия Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва, на которой присутствовало 24 депутата из общего количества 28 избранных депутатов (т. 1 л.д. 164-165).
В повестку дня внеочередной 10 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва под №1 включён вопрос «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», решение по указанному вопросу принято единогласно.
Решение Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года №61 размещено на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https:// feo.rk.gov.ru) 14 января 2020 года и опубликовано в газете «Победа» №4 от 18.01.2020 года (т. 2 л.д. 29,30-31,32).
Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решение Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года №61 принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение административным истцом.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указано выше, решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года №61 утверждён Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, пунктом 2.3 которого определено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м. земельного участка с учётом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок, рассчитывается по формуле:
ЗАП 1 кв.м. = КС * САП%,
S
где:
ЗАП 1 кв.м. - значение арендной платы за 1 кв.м. земельного участка;
КС – кадастровая стоимость земельного участка;
САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка.
Согласно подпункту 2.3.2 Порядка, в случае если ЗАП 1 кв.м. меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м., приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = Зmin * S, где
АП – годовой размер арендной платы,
Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м., приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка.
В Приложении 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждеёного Решением №61, установлена, в том числе, минимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) исходя из вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, минимальная стоимость арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 173,69 рублей для земель с видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
В Приложении 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного Решением №61, определены ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе: в размере 5,63% - для земель с видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), 4,86% - для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 (далее - Постановление №582), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.02.2017 года №424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представителем МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» в судебном заседании предоставлены пояснения по вопросу расчета размера ставки аренды к Порядку (т. 3 л.д. 40-41).
Также от Администрации города Феодосии Республики Крым поступили возражения на административное исковое заявление (т. 3 л.д. 32-38).
По результатам изучения указанных выше документов Верховным Судом Республики Крым установлена следующая процедура установления минимальной стоимости арендной платы.
До 01.01.2020 арендная плата за земельный участок, переданный в аренду административному истцу, рассчитывалась в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (Далее - Постановление №450), исходя из нормативной цены земельного участка. Годовой размер арендной платы рассчитывался в процентах от нормативной цены земельного участка.
Согласно Постановлению № 450, нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» (код 4.0.), в который входит ВРИ - «Развлечения» (код 4.8.), с учётом ежегодных индексов инфляции (1.064 х 1,04 х 1.04 х 1.043) в 2019 году составляла по пгт. Коктебель 2705,41 рубля.
Арендная плата за 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» в 2019 году составляла в пгт. Коктебель:
2 705,41 х 6%= 162,32 рублей.
Это значение арендной платы и было принято за минимальное значение (Зmin) арендной платы за 1 кв.м. Разница между минимальным и максимальным значение -7%.
Зmax = 162,32 рубля + 7% = 173,69 рублей.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» (Далее - Распоряжение №1498-р) установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель (далее УПКС) по видам разрешенного использования.
В соответствии с Распоряжением №1498-р УПКС 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» (код.4.0) в пгт. Коктебель составляет 2884,62 рубля за 1 кв.м., что больше нормативной цены за 1 кв.м. такого земельного участка на 179,21 рубль.
Смысл равновесной ставки аренды состоит в том, что она установлена в таком размере, чтобы сумма арендных платежей для соответствующего вида разрешенного использования оставалась в том же размере, что и сумма арендных платежей с применением ранее установленных ставок к нормативной цене земельного участка.
Ставка равновесия = ставка от нормативной стоимости/кадастровая стоимость за 1 кв.м./ нормативная стоимость за 1 кв.м.
6%
________________________
2884,62/2705,41
6%/1,066 = 5,63%
Таким образом, ставка арендной платы земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» (код 4.0) в пгт. Коктебель определена Порядком в размере 5,63 % от кадастровой стоимости.
В соответствии с Распоряжением №1498-р УПКС 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Спорт» (код.5.1) в пгт. Коктебель составляет 667,51 рубль за 1 кв.м., что больше нормативной цены за 1 кв.м. такого земельного участка на 126,42 рубля.
Ставка равновесия = ставка от нормативной стоимости/кадастровая стоимость за 1 кв.м./ нормативная стоимость за 1 кв.м.
6%
__________________________
667,51/541,09
6%/1,233 = 4,86%
Таким образом, ставка арендной платы земельного участка с видом разрешенного использования «Спорт (код 5.1)» в пгт. Коктебель определена Порядком в размере 4,86 % от кадастровой стоимости.
Расчет начисленной арендной платы на 2020 год производится согласно Порядку, утвержденному решением №61.
Расчетные показатели: годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м. земельного участка с учетом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок и рассчитывается по формуле:
ЗАП 1 кв.м = КС * САП%,
S
где:
ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;
КС – кадастровая стоимость земельного участка;
САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка.
Согласно пункту 2.5 Порядка, если имеют место основания для применения одновременно нескольких значений ставки арендной платы при определении размера арендной платы применяется наибольшее значение ставки арендной платы.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 29658002,50 рублей
ЗАП 1 кв.м = 29658002,50 х 5,63% = 37,64
_____________________________
44365
В соответствии с пунктом 2.3.3 Порядка, в случае, если ЗАП 1кв.м. меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м., приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = Зmin * S, где
АП – годовой размер арендной платы,
Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;
S – площадь земельного участка.
АП = 162,32 х 44365 = 7201326,80 рублей.
Верховный Суд Республики Крым, изучив расчеты размеров арендной платы, предоставленные заинтересованными лицами, в подтверждение экономической обоснованности установленного минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (Зmin), размеры ставок арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, приходит к выводу, что материалы административного дела не содержат доказательств установления минимальной стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) для земель с видом разрешенного использования «Развлечение» (код 4.8.), а также для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, поскольку фактически указанная величина установлена исключительно в целях определения размера платы за аренду земельных участков исключительно для обеспечения максимального поступления арендных платежей в бюджет муниципального образования, без принятия во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю.
Предоставленные документы также не подтверждают то, что определение ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Развлечение» (код 4.8.), для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, установленные в Приложении 1 к Порядку, утвержденному Решением №61, было осуществлено в соблюдением принципов, установленных Постановлением №582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.
Верховный Суд Республики Крым считает, что выводы о целесообразности применения равновесных ставок сделаны Администрацией, Управлением в результате анализа конкретного случая изменения базы расчета арендных платежей с целью обеспечить поступление в бюджет арендных платежей, сопоставимых с их суммами, имевшими место до принятия Решения №61.
Материалы административного дела не содержат доказательств, что при установлении указанных выше величин ставок арендной платы, а также минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (Зmin) осуществлялась оценка местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Предоставленное финансово-экономическое обоснование (т.2 л.д. 69-96) не является документом, подтверждающим осуществление при принятии оспариваемого в части решения расчета, показывающего доходность земельных участков, и не содержит доказательств изучения оценочных характеристик земельных участков, вследствие чего не может являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении равновесной ставки Зmin, определения ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Развлечение» (код 4.8.), для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административным ответчиком, заинтересованными лицами производились какие-либо расчеты доходности земельных участков, основанные на многофакторном анализе их оценочных характеристик, при установлении с 01.01.2020 года равновесной ставки Зmin, определения ставок арендной платы для земель с указанными видами разрешенного использования, находящимися на территории населенного пункта пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
При таких обстоятельствах, является очевидным, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в оспариваемой части без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, то есть, без соблюдения требований нормативного правового акта большей юридической силы: Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», чем нарушены права административного истца, как арендатора земельного участка муниципальной собственности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленный ООО «АЛИСОН» административный иск подлежит удовлетворению.
Признавая недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, суд выходит из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «АЛИСОН» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, главе Феодосийского городского совета Республики Крым Сердюковой Анжеле Владимировне об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Приложение 1 решения Феодосийского городского совета Республики Крым №61 от 10 января 2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части: установления процентной ставки в размере 5,63 % для земель в видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым; установления процентной ставки в размере 4,86 % для земель с видом разрешенного использования «Спорт» (код 5.1.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым;
- Приложение №2 решения Феодосийского городского совета Республики Крым №61 от 10 января 2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления минимального значения арендной платы за 1кв.м./год (Зmin) для земель с видом разрешенного использования «Развлечения» (код 4.8.), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым и в официальном печатном издании Феодосийского городского совета Республики Крым в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 06 апреля 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>