ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2390/2022 от 10.02.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-02-2022-000224-76

Дело № 2а-2390/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Акининой А.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконными действий/бездействия Министра экологии Сахалинской области ФИО и Министерства экологии Сахалинской области по заявлению о проведении служебной проверки и привлечении к ответственности виновных лиц, возложении обязанности восстановить нарушенные права,

с участием:

административного истца – ФИО;

представителя административных ответчиков (Министра экологии Сахалинской области ФИО, Министерства экологии Сахалинской области) – ФИО;

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением в обоснование которого указал следующее. Истец в период с 2017 года неоднократно обращается в различные государственные органы с целью защиты своих прав на благоприятную окружающую среду. Так, по мнению истца, на территории земель лесного фонда Сахалинского лесничества осуществляется строительство и эксплуатация территории горно-лыжной трассы «Горный воздух». В 2017 году на утверждение в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области был предоставлен Проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ОАУ «Горный воздух» для осуществления рекреационной деятельности. Однако, по мнению истца, в указанном Проекте освоения лесов фактически отражено строительство объектов в местах, где их строительство было запрещено. Отмечает, что часть объектов поименовано иначе, чем это есть на самом деле, указанный Проект освоения лесов был подписан и согласован уполномоченными лицами, в том числе Министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО Полагая, что в рассматриваемом случае имеет место служебный подлог, а также усматривая наличие признаков состава преступления, предусмотренного статьей 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, истец обратился с заявлением в Министерство экологии Сахалинской области, которым просил рассмотреть заявление, провести служебную проверку в отношении ФИО и привлечь к ответственности виновных лиц. Ответом от 14.10.2021 г., подписанным Министром экологии Сахалинской области заявление истца рассмотрено, однако, в проведении служебной проверки и привлечении лиц к ответственности отказано по причине отсутствия у Министерства экологии Сахалинской области на то полномочий. Полагая, что данный ответ, а также бездействие по не рассмотрению обращения истца уполномоченным лицом, нарушают права истца на рассмотрение его обращения уполномоченным лицом, истец обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий/бездействия Министра экологии Сахалинской области ФИО выраженное бездеятельным письмом – ответом от 14.10.2021 г. Миэкологии Сахалинской области и возложении обязанности объективно и всесторонне рассмотреть факты подлога в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. и Изменениях 18.07.2017 г. в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. изложенные в обращении от 13.09.2021 г., выявить виновных лиц, допустивших данные нарушения.

ФИО в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, на вопросы суда показал, что оспаривает действия/бездействие как Министра экологии Сахалинской области, так и Министерства экологии Сахалинской области и просит суд удовлетворить требования к надлежащему ответчику. Отметил, что своим заявлением от 13.09.2021 г., поданным в адрес Министерства экологии Сахалинской области он просил провести служебную проверку в отношении, в том числе, ФИО уполномоченным лицом, а также просил привлечь всех выявленных виновных лиц к ответственности также уполномоченным лицом, а в случае, если Министерство экологии Сахалинской области не является уполномоченным лицом для исполнения данных требований, то переадресовать заявление уполномоченному лицу, поскольку сведениями о полномочиях всех органов исполнительной власти он не обладает.

ФИО в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях. На вопросы суда показала, что в процессе рассмотрения заявления ФИО от 13.09.2021 г. стороной ответчика какие либо запросы в Правительство Сахалинской области и в органы, уполномоченные на рассмотрение сообщений о преступлениях, не направлялись, заявление истца от 13.09.2021 г. в указанные органы не переадресовывалось. Отметила, что ответ истцу от 14.10.2021 г. подготовлен на основании поступившего, по запросу стороны ответчика, ответу руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства <адрес>ФИО, предоставленному по результатам рассмотрения заявления истца от 13.09.2021 г. Указала, что полномочиями по проведению служебной проверки, а также полномочиями по поручению проведения служебной проверки в отношении ФИО сторона ответчика не обладает, поскольку не является его работодателем. Дополнительно пояснила, что поставленные в заявлении истца от 13.09.2021 г. вопросы не относятся к полномочиям стороны ответчика, установленным в пунктах 3.6.11 – 3.6.13 Положения о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением правительства Сахалинской области 08.12.2020 г. № 566.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания искового заявления усматривается, что истцу стало известно о вероятном нарушении его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями/бездействием - 14.10.2021 г., а следовательно, с учетом выходных дней, последней датой для подачи административного иска в суд являлось 13.01.2022 г.

Согласно материалам дела, рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд 13.01.2022 г., то есть без пропуска процессуального срока.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закона о порядке рассмотрения обращений граждан), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Кроме этого, пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено следующее. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Из материалов дела усматривается, что 13.09.2021 г. истец обратился с заявлением в Министерство экологии Сахалинской области, которым, со ссылкой на статью 292 Уголовного кодекса Российской Федерации и со ссылкой на соответствующее должностное лицо Субъекта Российской Федерации (Сахалинской области), просил рассмотреть заявление, провести служебную проверку и привлечь к ответственности виновных лиц.

В соответствии с пунктом 3.24 Положения о Министерстве государственного управления Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области 20.12.2019 г. № 600, Министерство государственного управления Сахалинской области организует по поручению представителя нанимателя (работодателя) рассмотрение случаев нарушения служебной дисциплины членами Правительства Сахалинской области, работниками Правительства Сахалинской области, проведение служебных проверок в отношении гражданских служащих Правительства Сахалинской области и руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области.

В судебном заседании ФИО показала, что сторона ответчика не является работодателем по отношению к заявленному стороной истца в заявлении от 13.09.2021 г. должностному лицу Субъекта Российской Федерации, отметив, что заявление истца от 13.09.2021 г. в Правительство Сахалинской области на рассмотрение не направлялось (не переадресовывалось).

Согласно подпункту 1 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38, Следственный комитет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проводит проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета.

В судебном заседании ФИО показала, что сторона ответчика не направляла (не переадресовывала) заявление истца от 13.09.2021 г. в орган, уполномоченный на рассмотрение сообщений о преступлении.

Факт не направления и отсутствия переадресации заявления истца от 13.09.2021 г. в уполномоченные на рассмотрение поставленных в заявлении вопросов также подтверждается материалами дела и предоставленными стороной ответчика материалами рассмотрения указанного заявления.

Из Положения о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области 08.12.2020 г. № 566, а также из оспариваемого письма Министерства экологии Сахалинской области от 14.10.2021 г. усматривается, что Министерство экологии Сахалинской области не обладает полномочиями по проведению и инициации в проведении служебных проверок в отношении указанного в заявлении должностного лица, как не является и уполномоченным лицом по рассмотрению сообщений о преступлении.

Согласно части 3 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Однако, в нарушение части 3 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, Министерство экологии Сахалинской области не переадресовало заявление истца от 13.09.2021 г., в части вопросов, не относящихся к компетенции данного министерства, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, чем нарушило право истца, предусмотренное пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан.

При таких данных, в указанной части требование истца подлежит удовлетворению с возложением на Министерство экологии Сахалинской области обязанности переадресовать заявление ФИО от 13.09.2021 г., в части требований о проведении служебной проверки и привлечении к ответственности виновных лиц, в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением ФИО о переадресации обращения, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования ФИО в отношении Министра экологии Сахалинской области ФИО, а также требования о возложении обязанности объективно и всесторонне рассмотреть факт подлога в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. и Изменениях 18.07.2017 г. в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. изложенные в обращении от 13.09.2021 г., выявить виновных лиц, допустивших данные нарушения, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в части своей компетенции Министром экологии Сахалинской области ФИО, а также Министерством экологии Сахалинской области, заявление истца от 13.09.2021 г. рассмотрено, ответ дан по существу вопросов, входящих в компетенцию указанного органа и должностного лица.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО о признании незаконными действий/бездействия министра экологии Сахалинской области ФИО выраженное бездеятельным письмом – ответом от 14.10.2021 г. Миэкологии Сахалинской области и возложении обязанности объективно и всесторонне рассмотреть факты подлога в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. и Изменениях 18.07.2017 г. в Проекте освоения лесов от 22.05.2017 г. изложенные в обращении от 13.09.2021 г., выявить виновных лиц, допустивших данные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области выразившееся в не переадресации заявления ФИО от 13.09.2021 г., в части требований о проведении служебной проверки и привлечении к ответственности виновных лиц, в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Возложить на Министерство экологии Сахалинской области обязанность переадресовать заявление ФИО от 13.09.2021 г., в части требований о проведении служебной проверки и привлечении к ответственности виновных лиц, в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением ФИО о переадресации обращения, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административное исковое заявление ФИО оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев