ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2391/17 от 24.05.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2391/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2017 года Центральный районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Иванец С.В.

при секретаре Ольшанниковой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Благотворительному фонду содействия решению социальных проблем имени Фоминской о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным заявлением ссылаясь на то, что 01.02.2012 УФНС России по Забайкальскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц на основании решения о государственной регистрации, принятого Управлением Минюста России по Забайкальскому краю 19.07.2012 № 319-р внесена запись о государственной регистрации Благотворительного фонда содействия решению социальных проблем имени Фоминской с присвоением основного регистрационного номера Учредитель фонда ФИО2. Зарегистрированный адрес организации: <адрес> лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Фонда (генеральный директор) – ФИО2. При осуществлении полномочий в сфере контроля деятельности некоммерческих организаций Управлением установлено, что Организацией нарушены нормы законодательства Российской Федерации. По результатам проверки установлено, что отдельные положения устава Фонда противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации, в проверенном периоде фондом не соблюдались отдельные положения устава, фонд осуществлял благотворительную деятельность без утвержденных высшим органом благотворительных программ, фондом не проводился обязательный ежегодный аудит в период с 2012-2015, фондом не опубликованы отчеты об использовании своего имущества за 2012-2016. По результатам проверки 26.08.2016 в адрес Фонда вынесено письменное предупреждение со сроком устранения нарушений до 20 ноября 2016 года. В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что Фондом нарушения, содержащиеся в предупреждении, не устранены. Нарушения Фондом устраняться не будут, что подтверждается письменным заявлением исполнительного директора ФИО6, в том числе по причине фактического прекращения деятельности Фонда. Кроме того, 13.02.2017 от исполнительного директора Фонда поступило заявление об оказании содействия в ликвидации Фонда. Учитывая изложенное, просят ликвидировать Благотворительный фонд содействия решению социальных проблем имени Фоминской и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик - Благотворительный фонд содействия решению социальных проблем имени Фоминской, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили.

При таких обстоятельствах, на основании ч.7 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании решения о государственной регистрации, принятого Управлением Минюста России по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ-р внесена запись о государственной регистрации Благотворительного фонда содействия решению социальных проблем имени Фоминской с присвоением основного регистрационного номера Учредитель фонда ФИО2. Зарегистрированный адрес организации: 672000, <адрес>, лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Фонда (генеральный директор) – ФИО2.

На основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год Управления Минюста России по Забайкальскому краю (далее - Управление), утвержденным приказом Управления от 21.10.2015 № 457, с 01 по 26 августа 2016 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его уставом, и законодательству Российской Федерации, за период с 02.02.2012 по 26.08.2016, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

1. Отдельное положение Устава Благотворительного фонда содействия решению социальных проблем имени Фоминской, утвержденного решением учредителя от 25.11.2011 не соответствуют требованиям
законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Устава Фонд может иметь зарегистрированную в установленном порядке символику, в том числе эмблемы, флаги и вымпелы.

Данное положение Устава противоречит пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому некоммерческие организации вправе иметь эмблему, описание которой должно содержаться в учредительных документах, при этом регистрация эмблемы не требуется.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ
требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В нарушение указанной нормы Федерального закона № 7-ФЗ Фондом в проверенном периоде не соблюдались отдельные положения Устава.

- Согласно пункту 14 Устава генеральный директор Фонда назначается на должность на 3-летний срок полномочий и действуют от имени Фонда без
доверенности.

Генеральный директор Фонда назначен решением учредителя 25.11.2011. Срок полномочия генерального директора истек 25.11.2014.

В нарушение пункта 14 Устава генеральный директор на новый срок полномочий не назначался.

- Согласно пунктам 15, 16 Устава Попечительский совет на общественных началах осуществляет надзор за деятельностью Фонда. Попечительский совет осуществляет свою деятельность посредствам проведения регулярных (не реже одного раза в год) и внеочередных проверок.

В нарушение пункта 16 Устава Попечительский совет проверки Фонда в проверенный период не осуществлял.

- Согласно пункту 21 Устава Попечительский совет Фонда собирается на свои заседания не реже одного раза в год.

В нарушение пункта 21 Устава Попечительский совет Фонда в проверенном периоде свои заседания не проводил.

3. Согласно пунктам 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно
представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

В нарушение пунктов 2, 3, 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ Фонд отчеты о деятельности за 2011 -2015 годы в Управление Минюста России по Забайкальскому краю не представил, открытый доступ к отчетам не обеспечил.

4. Из положений статей 10 и 17 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что благотворительные организации осуществляют свою деятельность на основании утвержденных высшим органом управления организации благотворительных программ. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых
поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

В нарушение пункта 2 статьи 10, пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ Фонд осуществляет благотворительную деятельность без утвержденных высшим органом (правлением) благотворительных программ, что подтверждается отсутствием документов, утверждающих данные программы.

5. В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондом проводится обязательный аудит. Обязательный аудит проводится ежегодно.

В нарушение пункта 3 части 1, части 2 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ обязательный ежегодный аудит в 2012, 2013, 2014, 2015 гг. Фондом не проводился.

6. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В нарушение пункта 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ Фонд отчеты об использовании своего имущества за 2012-2016 гг. не опубликовывал.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фонда вынесено письменное предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Управления от 26.01.2017 № 30-р «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» с 27 февраля по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка Фонда с целью осуществления контроля за устранением нарушений, содержащихся в предупреждении, вынесенном Фонду Управлением (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ).

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что Фондом нарушения, содержащееся в предупреждении Управления, не устранены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы представления указанных документов и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (формы ОН0001, ОН0002) утверждены приказом Минюста России от 29.03.2010 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (далее - Постановление № 212) некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в уполномоченный орган или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организацией отчеты по формам ОН0001, ОН0002 за 2015 год (заявление и информация о продолжении своей деятельности в 2016 году) в установленный Постановлением № 212 срок и до настоящего времени в Управление не представлены.

Кроме того, согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности (далее - отчет) в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (далее — сообщение).

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Порядком размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок) некоммерческие организации размещают в сети Интернет отчеты и сообщения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 3 Порядка отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.

В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и Порядка, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, Фондом отчет (сообщение) в 2016 г. в установленный срок в сети Интернет не размещен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 6 положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 , Управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при осуществлении деятельности Фондом неоднократно нарушены нормы законодательства Российской Федерации.

Вышеуказанные нарушения Фондом устраняться не будут, что подтверждается письменным заявлением исполнительного директора Фонда ФИО2, в том числе по причине фактического прекращения деятельности Фонда. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление от исполнительного директора Фонда -ФИО2 об оказании содействия в ликвидации Фонда и об исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Допущенные Фондом неоднократные нарушения положений федеральных законов в совокупности по своему характеру являются существенными, доказательств их устранения в течение длительного периода времени не имеется, нарушения носят устойчивый системный характер, о чем свидетельствует, в том числе, отсутствие мер реагирования на письменное предупреждение Управления.

Таким образом, требования административного истца суд полагает подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Благотворительному фонду содействия решению социальных проблем имени Фоминской о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд содействия решению социальных проблем имени Фоминской и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 мая 2017 г.

Судья С.В. Иванец