ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2391/202022ОК от 22.10.2020 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2020-001451-33

Дело №2а-2391/2020 22 октября 2020 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца Кваши Ю.Н., его представителя Тимофеева Ю.А.,

представителя административных ответчиков Федосеевой М.С.,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Кваши Юрия Николаевича к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение и главе данного муниципального образования Егоровой Наталье Борисовне о признании незаконным бездействия,

установил:

Кваша Ю.Н. обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия совета депутатов данного муниципального образования, выразившегося в не рассмотрении его обращения от 13.04.2020 и в не направлении ответа на указанное обращение.

В обоснование административного иска указал, что 13 апреля 2020 г. посредством почтовой корреспонденции им было подано обращение в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Кваша Ю.Н. просил направить в свой адрес заверенные надлежащим образом копии решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. о досрочном прекращении его депутатских полномочий, протокола заседания совета депутатов от того же числа или выписки из него, в части затрагивающей права и законные интересы административного истца, заключения юриста совета депутатов о правомерности принятия указанного решения и иных документов, послуживших основаниями для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов четвертого созыва муниципального образования Тельмановское сельское поселение <адрес> Кваши Ю.Н. Также просил дать пояснения в части сокрытия от него факта заседания совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ и содержания повестки дня этого заседания, где решался вопрос о досрочном прекращении его депутатских полномочий. В обращении было указано, что обязательным условием направления ответа будет отправление такого ответа заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресу: <адрес>, или же вручение ответа лично ему на руки с получением соответствующей расписки за его подписью. По настоящее время обращение не рассмотрено советом депутатов, и ответ на него не направлен в адрес административного истца.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Очевидно, что решение совета депутатов от 12 марта 2020 г. о досрочном прекращении депутатских полномочий административного истца непосредственно затрагивает его права, свободы и законные интересы, а совет депутатов обязан был в ответ на обращение от 13 апреля 2020 г. предоставить Кваше Ю.Н. испрашиваемые документы в установленный действующим законодательством срок, чего сделано не было.

Исходя из положений Федерального закона Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" советом депутатов допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения от 13 апреля 2020 г. по существу поставленных в нём перед советом депутатов вопросов и ненаправлении в адрес заявителя ответа в установленный действующим законодательством тридцатидневный срок. Поскольку ответ совета депутатов в адрес Кваши Ю.Н. на обращение от 13 апреля 2020 г., полученное административным ответчиком 15 апреля 2020 г., должен был быть направлен не позднее 15 мая 2020 г., то трехмесячный срок на обжалование вышеуказанного бездействия совета депутатов заканчивается 15 августа 2020 г. Данный срок им не пропущен (л.д.142-147).

В судебном заседании 5 октября 2020 г. Кваша Ю.Н. изменил предмет административного иска, просил признать незаконным ненаправление советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в свой адрес надлежащее заверенной копии решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции»; копии протокола заседания совета депутатов от 12 марта 2020 г. либо выписки из него в части, затрагивающей права и законные интересы административного истца; заключения юриста о правомерности принятия вышеуказанного решения; обязании совета депутатов устранить допущенные нарушения прав административного истца, путём направления в его адрес истребованных в обращении от 13 апреля 2020 г. документов, затрагивающих его права и законные интересы (л.д.180).

Кваша Ю.Н. также обратился в суд с административным иском к главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Егоровой Наталье Борисовне о признании незаконным бездействия главы данного муниципального образования, выразившегося в неисполнении своей обязанности по организации рассмотрения его обращения от 13.04.2020 советом депутатов на заседании совета депутатов и в не направлении ответа на указанное обращение; обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем организации рассмотрения советом депутатов этого обращения.

В обоснование административного иска указал, что 13 апреля 2020 г. им было подано обращение в адрес главы муниципального образования Егоровой Н.Б. о направлении в его адрес копий документов, принятых в отношении его (тех же самых документов, которые указаны в вышеуказанном обращении к совету депутатов), и даче объяснения в части сокрытия от него факта заседания совета депутатов 12 марта 2020 г. и содержания повестки дня этого заседания, где решался вопрос о досрочном прекращении его депутатских полномочий.

В части 1 статьи 27 Устава определены полномочия главы муниципального образования. Согласно п.3.1 Регламента совета депутатов в новой редакции, утвержденного решением совета депутатов от 28 августа 2018 г. №60 заседания совета депутатов являются высшей и основной формой работы совета депутатов. Очередные заседания совета депутатов созываются главой МО не реже одного раза в два месяца. Согласно абзацу 3 пункта 4.10 Регламента подлежат обязательному включению в повестку дня заседания совета депутатов предложения главы МО и главы администрации муниципального образования, касающиеся статуса объектов муниципальной собственности, получения и использования финансовых ресурсов, охраны прав и свобод граждан, а также предложения органов прокуратуры и предоставляемая ими информация о незаконных действиях органов местного самоуправления.

Из вышеизложенного следует, что глава МО Егорова Н.Б., осуществляющая свои полномочия на постоянной основе (ч.4 ст.26 Устава), возглавляющая совет депутатов и исполняющая полномочия председателя совета депутатов (ч.2 ст.26 Устава), обязана была после получения обращения от 13 апреля 2020 г. включить вопросы, поставленные в обращении перед ней и советом депутатов в повестку дня очередного или внеочередного заседания совета депутатов, издав соответствующее распоряжение в силу п.п.3 и 7 ч.1 ст.27 Устава; довести содержание обращения, в котором указаны сведения о нарушении прав и свобод административного истца до совета депутатов в порядке установленном пунктами 3.2 и 4.9 Регламента – при проведении очередного заседания совета депутатов или пунктом 3.4 Регламента – при проведении внеочередного заседания совета депутатов; после рассмотрения советом депутатов обращения направить в адрес административного истца в установленный ч.1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тридцатидневный срок законный и обоснованный ответ за своей подписью в силу ч.2 ст.26 и п.2 ч.1 ст.27 Устава и испрашиваемые в обращении документы. Однако глава МО Егорова Н.Б. не исполнила своих прямых обязанностей в нарушение вышеуказанных положений Устава и Регламента, чем грубо нарушила право административного истца на рассмотрение его обращения уполномоченным органом местного самоуправления в установленном законом порядке.

Исходя из положений Федерального закона Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" главой МО Егоровой Н.Б. допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении своих прямых обязанностей по организации рассмотрения обращения от 13 апреля 2020 советом депутатов на заседании совета депутатов и ненаправлении в адрес заявителя ответа за своей подписью в установленный действующим законодательством тридцатидневный срок (л.д.32-39).

В судебном заседании 21 октября 2020 г. Кваша Ю.Н. изменил предмет административного иска, просил признать незаконным бездействие главы муниципального образования Егоровой Н.Б., выразившееся в неисполнении обязанности по организации рассмотрения его обращения от 13 апреля 2020 г. в заседании совета депутатов и ненаправлении по указанному в обращении адресу, в установленный законом тридцатидневный срок заверенных надлежащим образом копий решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции», протокола заседания совета депутатов от 12 марта 2020 г. (или выписки из него в части, затрагивающей права и законные интересы Кваши Ю.Н.), заключения юриста совета депутатов о правомерности принятия решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. №158; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кваши Ю.Н., путём организации рассмотрения его обращения от 13 апреля 2020 г. в заседании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и направления в адрес заявителя выписки из протокола заседания совета депутатов данного муниципального образования, на котором состоялось рассмотрение вышеуказанного обращения, в части, затрагивающей права и законные интересы Кваши Ю.Н. (л.д.101-102).

Определением от 21 октября 2020 г. вышеуказанные административные дела объединены в одно производство (л.д.106-107).

В судебном заседании Кваша Ю.Н. поддержал административные иски, пояснил, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 февраля 2000 г. №3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный её содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью. Вся иная информация, в том числе полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, гарантируется статьёй 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации и может быть реализовано не только при личном ознакомлении с соответствующими документами и материалами, – не противоречит ему и получение их копий, а также ознакомление с помощью адвоката или иного представителя (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 №1040-О, от 27.02.2020 №266-О, от 19.12.2019 №3304-О, от 24.10.2019 №2687-О, от 26.11.2018 №2853-О, от 28.09.2017 №2117-О и №2239-О и др.).

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч.1); гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.2).

Гражданин вправе получить копии документов, необходимых для решения вопросов, затрагивающих его права и законные интересы. Соответствующая процедура регламентирована также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г.

В соответствии со ст.62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. По аналогии с данной нормой на совете депутатов лежит обязанность безвозмездно предоставить депутату, чьи полномочия досрочно прекращены по решению совета депутатов, по его письменному заявлению копии документов, связанных с принятием советом депутатов вышеуказанного решения.

Как следует из материалов дела и ответа главы муниципального образования Егоровой Н.Б. от 29.04.2020 №48, а также одноименного ответа совета депутатов за тем же номером, от того же числа на обращение Кваши от 13.04.2020, якобы, отправленного административному истцу 05.05.2020 простым письмом (нерегистрируемым почтовым отправлением), которое в действительности не было получено Квашой Ю.Н., административным ответчиком не исполнена его обязанность по направлению административному истцу заверенных надлежащим образом копий документов, напрямую затрагивающих его права и законные интересы. В тоже время неправомерный отказ предоставления гражданину или организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное её предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет административную ответственность соответствующего должностного лица по ст.5.39 КоАП РФ.

В нарушение частей 5 и 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ч.2 ст.16 и п.7 ч.1 ст.27 Устава поселения, а также абзаца 3 пункта 4.10 Регламента деятельности совета депутатов, принятого решением совета депутатов от 28.08.2018 №60, глава муниципального образования Егорова Н.Б. неправомерно в единоличном порядке, вне заседания совета депутатов рассмотрела обращение Кваши от 13.04.2020. Этим глава МО Егорова злоупотребила правом, не исполнив свою прямую обязанность по доведению содержания обращения административного истца до совета депутатов, как коллегиального органа местного самоуправления, которым и принималось решение о досрочном прекращении полномочий административного истца в качестве депутата. Тем самым Егорова не обеспечила рассмотрение обращения административного истца уполномоченным органом, неправомерно ограничила право на доступ Кваши к информации и документам, непосредственно затрагивающим его права и законные интересы. Действия административного ответчика главы муниципального образования Егоровой в понимании административного истца воспринимаются как злоупотребление правом.

Он просил направить ответ на своё обращение заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить лично под расписку. Соответственно, этот спор бы не состоялся, если бы хотя бы было отправлено письмо с уведомлением о вручении. И уже был бы спор по существу полученного ответа, но не по самому факту направления или не направления. Считает, что злоупотребление правом было совершено намерено со стороны административных ответчиков с целью максимально воспрепятствовать в получении информации по принятию тех решений, которыми были затронуты права административного истца. В случае, когда административные ответчики не могут подтвердить получение ответа, якобы, направленного административному истцу неким простым письмом 5 мая 2020 года, вызывает очевидное недоверие то, что такое письмо было отправлено. Допустимым и надлежащим доказательством по делу являлось бы уведомление о вручении регистрируемого почтового отправления административному истцу со стороны, как главы муниципального образования, так и совета депутатов (л.д.188-195).

Его полномочия были прекращены советом депутатов, поэтому он хотел, чтобы обращение уполномоченным органом, который прекратил его полномочия, было рассмотрено. Сейчас необходимости получать заверенные надлежащим образом копии документов, у него нет, поскольку он их получил 13 октября 2020 года. Несмотря на то, что 13 октября документы ему представлены, от этого бездействие совета депутатов и главы муниципального образование не перестало быть незаконным. Его право будет восстановлено после того, как ему компенсируют расходы по оплате государственной пошлины. Полагает, что глава муниципального образования должен доложить совету депутатов о поступлении обращения Кваши, поскольку депутаты не знают, что такое обращение было. Также глава пояснит, что были предоставлены такие-то документы в рамках судебного спора по истечении срока, предусмотренного для предоставления. Возможно, совет депутатов решит дать ещё какие-то документы, может они выговор объявят главе муниципального образования, может, снимут его с должности.

Представитель административного истца Тимофеев Ю.А. пояснил, что суду не представлен документ, подтверждающий рассмотрение данного обращения советом депутатов. То есть выписка из протокола заседания, что данный вопрос выносился на рассмотрение, был рассмотрен протокольно, и было принято какое-то решение.

Представитель совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и главы данного муниципального образования Федосеева М.С. административные иски не признала, пояснила, что у ответчиков единая позиция по делу. В совет депутатов и главе муниципального образования поступило одно обращение от Кваши Юрия Николаевича, датированное 13 апреля 2020 года, в одном экземпляре. То есть не поступало отдельно обращение в совет депутатов и отдельно обращение к главе муниципального образования. Поэтому оно и зарегистрировано за одним номером. На обращении стоят входящий номер и дата принятия. Это единственное обращение, которое имеется в архиве совета депутатов.

Как следует из самого обращения, Кваша Ю.Н. запросил документы, он не просил рассмотреть его обращение, либо какие-то вопросы, касающиеся его прав и свобод, законных интересов на заседании совета депутатов. Он просил только предоставить заверенную копию решения совета депутатов от 12 марта о прекращении его полномочий, выписку из протокола и правовое заключение, а также иные документы, которые затрагивают его права и законные интересы при принятии решения от 12 марта 2020 года. Обращение он подавал не как депутат совета депутатов, а как гражданин в рамках 59 Федерального закона. Глава муниципального образования является председателем совета депутатов, то есть избирается из числа депутатов, является его руководителем. Соответственно, именно в рамках 59 Федерального закона руководитель органа местного самоуправления представил ответ на запрос Кваши. Причем представил как председатель совета депутатов и представил, как глава муниципального образования, поскольку адресовано оно было двум лицам одновременно.

Из ответа следует, что решение было принято, размещено на официальном сайте Тельмановского поселения, где Кваша Ю.Н. вправе с ним ознакомиться. Было пояснено, что заключение юриста и протокол заседания совета депутатов не затрагивают права и законные интересы Кваши, поэтому оснований для их предоставления нет. А иные документы, которые непосредственно связаны с этим решением, и которые явились основанием для принятия этого решения, содержат персональные данные, которые в силу 59 Федерального закона не подлежат разглашению, поэтому глава муниципального образования их тоже не направил.

По порядку рассмотрения обращения Кваши представитель административных ответчиков поясняет, что обращение рассматривалось в рамках 59 Федерального закона, обязанность по его рассмотрению на заседании совета депутатов не предусмотрена ни одним федеральным законом. 59 Федеральный закон не говорит о том, что если в коллегиальный орган поступает обращение гражданина Российской Федерации, то этот коллегиальный орган рассматривает его коллегиально. Обращает внимание, что в статье 35 Федерального закона №131 указаны полномочия представительного органа муниципального образования, его исключительные полномочия и иные полномочия. Также в Уставе муниципального образования говорится, что вопросы, которые относятся к полномочиям совета депутатов, разрешаются на заседаниях совета депутатов, очередных, либо внеочередных. Например, налоги, правила благоустройства. Это прямые, исключительные и иные полномочия представительного органа, решения по таким полномочиям будут приниматься на заседаниях совета депутатов. Если в совет депутатов поступают обращения или запросы, например, от граждан, либо от иных органов, от суда, от прокуратуры, ответ на такие запросы или обращения предоставляется руководителем данного органа. Ни в одном правовом акте не указано, что обращения должны рассматриваться именно на заседании совета депутатов, поэтому позиция истца не подкреплена ни одним правовым актом и является абсолютно не обоснованной.

В предыдущем судебном заседании были представлены копии документов, которые запрашивал административный истец, не с той целью, чтобы исправить ситуацию, которая ранее возникла. Решение совета депутатов размещено на сайте. В силу Федерального закона относительно информирования органами местного самоуправления и принятия их решений, если имеется какая-то информация на официальных сайтах этих органов, то соответственно орган местного самоуправления вправе не предоставлять эти документы, а сделать ссылку на адрес сайта, где эти документы размещены. Если Кваша Ю.Н. считает, что ему надо получить это решение, он может его скопировать на сайте. Представили протокол, чтобы доказать суду, что действительно такое решение было принято. Представили правовое заключение, чтобы суд убедился, что это заключение ни коим образом не затрагивает права или законные интересы истца.

Административный истец говорит, чтобы не предоставили никаких доказательств направления ему данных ответов. Ответы направили простым письмом. Обязанность по направлению заказных писем у органов местного самоуправления отсутствует. Почтовая корреспонденция фиксируется в реестре почтовых отправлений, и всегда сотрудники почты проставляют соответствующие данные, что прием такой корреспонденции осуществлялся.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, объяснение представителя административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, с уд пришёл к следующему.

Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Судом установлено, что 13 апреля 2020 г. Кваша Юрий Николаевич направил заказными письмом с уведомлением о вручении в адрес совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области обращение, в котором указал, что из открытых источников в сети Интернет он узнал, что 12 марта 2020 г. советом депутатов в отношении него было принято очередное неправомерное решение о досрочном прекращении его депутатских полномочий. В его адрес от совета депутатов, а также от иных органов власти или органов прокуратуры официальной информации об инициировании процедуры проверки соблюдения им ограничений, запретов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, не поступало. Он не был уведомлен советом депутатов о состоявшемся заседании совета депутатов 12 марта 2020 г. Никаких материалов на этот счёт в его адрес советом депутатов или иными лицами не направлялось. Решение о досрочном прекращении его депутатских полномочий не опубликовано в официальном печатном СМИ муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и не размещено на официальном сайте поселения http:// telmana.info, в связи с чем он не имеет возможности ознакомиться с указанным решением из официальных источников информации.

Кваша Ю.Н. просил направить в свой адрес заверенные надлежащим образом копии решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. о досрочном прекращении его депутатских полномочий, протокола заседания совета депутатов от того же числа или выписки из него, в части затрагивающей права и законные интересы заявителя, заключения юриста совета депутатов о правомерности принятия указанного решения и иных документов, послуживших основаниями для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов четвертого созыва муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Ю.Н. Также просил дать пояснения в части сокрытия от него факта заседания совета депутатов 12 марта 2020 г. и содержания повестки дня этого заседания, где решался вопрос о досрочном прекращении его депутатских полномочий (л.д.124-128).

Копию данного обращения Кваша Ю.Н. направил главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Егоровой Н.Б. (л.д.17-21).

5 мая 2020 г. в адрес Кваши Ю.Н. простой почтовой корреспонденцией направлен ответ совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 29.04.2020 г. №48, подписанный главой муниципального образования Егоровой Н.Б., в котором сообщается, что информационное сообщение о заседании совета депутатов, назначенном на 12 марта 2020 г. было доведено до сведения депутатов совета депутатов персонально инспектором-делопроизводителем аппарата по обеспечению деятельности совета депутатов не позднее, чем за 5 календарных дней до даты заседания посредством электронной почты. Также информационные сообщения об очередных заседаниях совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области с проектами повестки размещаются на сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http:// telmana.info/ в разделе «совет депутатов» в установленные Регламентом деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области сроки. Довод о сокрытии информации о проведении заседания совета депутатов, назначенного на 12 марта 2020 г. является необоснованным.

Решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции» является муниципальным ненормативным правовым актом. Данное решение не подлежало официальному опубликованию. Указанное решение размещено на сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http:// telmana.info/ в разделе «совет депутатов». Доступ к данному сайту не ограничен, следовательно, имеется возможность ознакомиться с содержанием решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158. Заключение юриста, осуществляющего правовое сопровождение деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, на проект решения не является основанием принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, не затрагивает права и законные интересы лица, полномочия которого прекращены досрочно, поэтому правовые основания для предоставления такого документа отсутствуют.

В силу подпункта 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Запрашиваемые иные документы, связанные с инициированием принятия решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158, содержат персональные данные, которые не подлежат разглашению третьим лицам (л.д.170-173).

Такой же ответ дан Кваше Ю.Н. от имени главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Егоровой Н.Б. (л.д.69-72).

В судебном заседании 13 октября 2020 г. представителем административного ответчика административному истцу вручены копии решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции»; выписка из протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва от 12 марта 2020 г. по вопросу повестки дня о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов указанного муниципального образования Кваши Ю.Н.; копия заключения юриста по результатам правовой экспертизы проекта вышеуказанного решения (л.д.73-79, 89-90).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Исходя из положений пункта 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" суд находит, что непредоставление советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области запрашиваемых Квашой Ю.Н. заверенных надлежащим образом копии решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. о досрочном прекращении его депутатских полномочий, копии протокола заседания совета депутатов от того же числа или выписки из него в части рассмотрения вопроса о прекращении депутатских полномочий, копии заключения юриста совета депутатов по проекту указанного решения – не соответствует закону. Признавая отказ в предоставлении запрашиваемых документов незаконным, суд не возлагает на административного ответчика никакой обязанности, поскольку испрашиваемые Квашой Ю.Н. в своем обращении от 13.04.2020 документы были представлены ему в судебном заседании 13.10.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В Тельмановском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области глава этого муниципального образования исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования (п.2 ст.26 Устава – л.д.84). Полномочия Совета депутатов муниципального образования определены статьёй 22 Устава. Согласно пункту 7 ст. 21 Совет депутатов МО решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях (л.д.82).

Исходя из полномочий совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, определенных Федеральным законом и Уставом, направление Кваше Ю.Н. запрашиваемых им документов и дача пояснения в части сокрытия от него факта заседания совета депутатов 12 марта 2020 г., содержания повестки этого заседания, – не требовало рассмотрения обращения на заседании совета депутатов. У этого обращения не было предмета для его рассмотрения на заседании совета депутатов, поскольку совет депутатов уже принял решение 12 марта 2020 г. о прекращении полномочий депутата Кваши Ю.Н.; предоставление запрашиваемых им копий документов либо непредоставление не зависело от усмотрения совета депутатов, а является его обязанностью. Данная обязанность исполняется руководителем совета депутатов. Им же дано пояснение в ответе совета депутатов от 29.04.2020 г. №48 относительно извещения о заседании совета депутатов.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии у главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области обязанности по организации рассмотрения обращения Кваши Юрия Николаевича от 13 апреля 2020 г. в заседании совета депутатов и обязанности направления по указанному в обращении адресу, в установленный законом срок заверенных надлежащим образом копий решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции», протокола заседания совета депутатов от 12 марта 2020 г. (или выписки из него в части, затрагивающей права и законные интересы Кваши Ю.Н.), заключение юриста совета депутатов по проекту решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. №158. Направление вышеуказанных документов является обязанностью совета депутатов муниципального образования, а не главы муниципального образования, который наделен Законом и Уставом своей собственной компетенцией, отличной от компетенции совета депутатов.

Поскольку судом не установлено бездействие главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Егоровой С.Б., на неё не может быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кваши Ю.Н. Суд отказывает в удовлетворении административного иска к главе МО в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Кваши Юрия Николаевича к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области удовлетворить.

Признать незаконным ненаправление советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в адрес Кваши Юрия Николаевича надлежащее заверенной копии решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции»; копии протокола заседания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. либо выписки из него по вопросу повестки дня о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов указанного муниципального образования Кваши Ю.Н.; заключения юриста по данному вопросу повестки дня.

Решение суда в части обязания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав административного истца путем направления в его адрес истребованных в обращении от 13.04.2020 документов, считать исполненным.

Кваше Юрию Николаевичу отказать в удовлетворении административного иска к главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Егоровой Наталье Борисовне о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по организации рассмотрения обращения Кваши Юрия Николаевича от 13 апреля 2020 г. в заседании совета депутатов и ненаправлении по указанному в обращении адресу, в установленный законом срок заверенных надлежащим образом копий решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 марта 2020 г. №158 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции», протокола заседания совета депутатов от 12 марта 2020 г. (или выписки из него в части, затрагивающей права и законные интересы Кваши Ю.Н.), заключение юриста совета депутатов о правомерности принятия решения совета депутатов от 12 марта 2020 г. №158; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кваши Ю.Н., путём организации рассмотрения его обращения от 13 апреля 2020 г. в заседании совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и направления в адрес заявителя выписки из протокола заседания совета депутатов данного муниципального образования, на котором состоялось рассмотрение вышеуказанного обращения, в части, затрагивающей права и законные интересы Кваши Ю.Н.

Взыскать с совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в пользу Кваши Юрия Николаевича 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (31 октября 2020 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись