ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2392/18ГОД от 23.11.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2 а- 2392 /2018 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2018 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего Богаевской Т.С.

При секретаре Сафоновой Ю.А.

С участием

Представителя административного ответчика ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО2 <данные изъяты> к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа в государственной регистрации права ,

У с т а н о в и л :

ФИО2 <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Управлению Государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя ( далее по тексту Севреестр) о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу <...>, как о ранее учтенном (далее по тексту спорный земельный участок) ; обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о спорном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости .

В обоснование искового заявления указывает, что решением Севастопольского городского Совета от 08.09. 2009 года утверждены материалы выбора места расположения земельного участка и дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,07 га по указанному адресу, в дальнейшем был разработан план отведения земельного участка по форме зем-6 на котором поставлена отметка об определении кадастрового номера от 28.10. 2011 года, таким образом сведения о земельном участке были внесены в кадастровую карту Украины присвоен кадастровый . Проект землеустройства был согласован всеми уполномоченными органами . Отказ в регистрации в связи с тем, что в отделе ведения архива Севреестра отсутствуют какие-либо сведения о правоустанавливающих документах на указанный земельный участок является безосновательным и нарушает права административного истца.

В судебное заседание истец ФИО2 <данные изъяты> либо ее представитель надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствии истца.

Представитель Управления Севреестра, действующий по доверенности ФИО1 против иска возражала в связи с тем, что истцом не представлены доказательства возникновения прав на спорный земельный участок, также отсутствуют сведения в архиве регистрационной службы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2 <данные изъяты> не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <данные изъяты> подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества земельного участка по адресу <адрес> в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, представлена Выписка из государственного земельного кадастра от 17.06. 2013 года.

Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 26.06. 2018 года во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости отказано в связи с тем, что в архиве Севреестра отсутствуют какие-либо правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, а также документы подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета указанного земельного участка, других документов заявителем представлено не было.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости », в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее Закон № 218-ФЗ), в реестр прав на недвижимость вносятся сведения оправах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним. В частности это сведения о виде вещного права, лице за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, основаниях возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата регистрации таких ограничения или обременения, основания возникновения изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости : вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости; площадь объем высота и т.д.

В силу ст. 21 Закона № 218-ФЗ, документы устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и ( или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям законодательства РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, и если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или должностных лиц.

Согласно ч.4 ст.1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

П. 5 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и ( или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 14 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация праву осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу п. 2 ст. 14 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, являются, в том числе, согласно подпункта 8, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения прекращения, перехода прав, ограничение прав и обременение объектов недвижимости.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным.

Как видно из материалов дела, отказ во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является обоснованным. Из материалов реестрового дела, представленного суду усматривается, что заявление подано на объект по адресу <...>. Заявителем представлено извлечение из Государственного земельного кадастра Украины о земельном участке от 17.06. 2013 года категория земли рекреационного назначения для индивидуального дачного строительства. Информация о документации на основании которой осуществлена государственная регистрация земельного участка – проект землеустройства по отведению земельных участков от 10.10.2012 года, выполненный коммунальным предприятием « Рациональное землепользование» Севастопольского городского Совета .

Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона N 46-ЗС, во исполнение части 3 которого постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.

В соответствии с пунктом 2 названного Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года (в ред. постановления Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 320-ПП). К таковым документам в частности отнесены : государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства; акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Как следует из материалов дела таких документов истцом в регистрирующий орган и суду не представлено.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

С учетом того, что для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права истцом не были представлены необходимые документы, имелись основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в связи с чем не подлежат удовлетворению требования административного истца в полном объеме .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 <данные изъяты> к Управлению Государственной регистрации права и кадастра Севастополя удовлетворить о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости : земельном участке по <адрес> , обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в городской суд г. Севастополя в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судьей 27 ноября 2018 года.

Председательствующий Богаевская Т.С.