ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2394/20 от 23.10.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-2394/20

(УИД 76RS0014-01-2020-002019-97)

Изготовлено 23 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 24 сентября 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

с участием прокурора Долининой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Ларисы Валерьевны к мэрии города Ярославля об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Смирнова Л.В. обратилась с административным иском о признании недействующим п.5.1. Приложения №2 к постановлению мэрии г. Ярославля от 22.05.2020 года №441 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 года №516» в части установления ставки арендной платы в размере 4,1% для земельных участков, с кодом вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования «Спорт» - 5.1.

В обоснование заявленных административных исковых требований указала, что 13.03.2013 года мэрией города Ярославля вынесено постановление №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящееся в муниципальной собственности города Ярославля», которым утверждены «Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности» (Приложение №1), а также ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля (Приложение №2). В соответствии с соглашением о присоединении к договору аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора Смирнова Л.В. является соарендатором земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Вид функционального использования: <данные изъяты>. Площадь арендуемого Смирновой Л.В. земельного участка составляет <данные изъяты>. В соответствии и с расчетом значение ставки арендной платы за землю с 01.04.2019 года на основании постановления мэрии №516 от 13.03.2019 года (в редакции от 26.02.2019 года №203) составляло 0,5%. Вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, земельные участки, оборудованные для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища), в том числе, водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря); земельные участки для размещения спортивных баз и лагерей. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено уведомление об изменении размера арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчету размера арендной платы ставка арендной платы за земельный участок увеличился с 0,5% до 4,1% на основании Постановления мэрии города Ярославля от 22.05.2020 года №441 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 года №516». Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года №582 (ред. от 20.02.2020 года) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Повышение ставки размера арендной платы на 820% противоречит указанным принципам и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Мелитонян А.И. административный иск поддержал. Дополнительно пояснил, что спорт является социально значимым видом деятельности. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности при определении размера арендной платы по виду разрешенного использования «Спорт» учтен не был.

Представитель административного ответчика мэрии г. Ярославля на основании доверенности Смирнов В.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, приобщенный к материалам административного дела. Указал, что все принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, установленные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года №582 были соблюдены. Оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления, порядок принятия нормативного акта соблюден.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также Департамент) по доверенности Серебрякова А.Н. против заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. <данные изъяты>). Дополнительно пояснила, что в соответствии с Земельным кодексом РФ и региональным законодательством на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области возложены полномочия по утверждению арендных ставок по земельным участкам, находящимся в государственной собственности, по которым право предоставлено без проведения торгов. В рамках данных полномочий была проведена работ, подготовлен проект постановления, который был утвержден Постановлением №303-п от 03.04.2020 года. Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области были разработано и утверждено экономическое обоснование ставок арендной платы. Органам местного самоуправления было рекомендовано привести в соответствии с данным постановлением свои порядки. Финансово-экономическое обоснование арендных ставок было подготовлено Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в зависимости от места расположения земельных участков, как для муниципальных районов, так и для городских округов, с учетом рыночной информации, поэтому ставки рассчитанные департаментом в полной мере отражают стоимость арендной платы и могут быть рекомендованы для органов местного самоуправления для определения арендной платы, в том числе, для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, со сходным (одинаковым) видом разрешённого использования. В состав рабочей группы входили работники Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, имеющие экономическое образование и образование в области оценки, также в состав группы входил специалист ФГБУ «Кадастровой оценки» с соответствующим образованием. В рамках рабочей группы была получена информация за период 2016, 2017, 2018 года и начала 2019 года, которая была собрана ФГБУ «Кадастровой оценки» для определения кадастровой стоимости. В частности, использовалась информация о заключенных на торгах договорах аренды земельных участков, предметом аукциона которых был размер платы, по которым был определен размер годовой арендной платы. В соответствии с ЗК РФ имеется два способа расчета. Первый способ расчета производился по формуле. С учетом справочника Лейфера и исходных данных была выведена формула, по которой с учетом справочника Лейфера был определен диапазон ставок арендной платы по видам разрешенного использования. В дальнейшем были определены ставки на основании рыночной информации – был определен соответствующий диапазон. Затем были сопоставлены результаты и определены ставки арендной платы по видам разрешенного использования. Диапазон ставок по земельным участкам с видом разрешенного использования «Спорт» составлял на основании расчета от 3% до 5,1%, на основе рыночной информации – от 2,2% до 6%. С учетом принятого в рамках исследования правил было принято наименьшее и наибольшее значение из этих параметров, таким образом, была определена минимальная ставка – 2,2%, максимальная ставка 6%. Такие ставки полностью определяют рыночную стоимость. В дальнейшем было определено среднее значение ставки арендной платы путем вычисления среднеарифметического значения. С учетом сложившейся экономической ситуации в рамках утверждения арендной платы для муниципальных районов Ярославской области были утверждены ставки арендной платы в размере минимальной ставки -2,2%, максимальной ставки – 6% и для г.Ярославля и г. Рыбинска, с учетом социального и экономического развития была установлена ставка 4,1%. Город Переславль-Залесский, ввиду того, что является объединенным и включает в себя сельские поселения, отнесен к муниципальным районам, с установлением ставки 2,2%. Кроме того, город Переславль-Залесский в рамках расчета кадастровой стоимости земельных участков также был отнесен к городским поселениям Ярославской области. Формула Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области определения арендной платы была изменена постановлением Правительства Ярославской области и теперь расчет размера арендной платы проводится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка напрямую зависит от вида разрешенного использования земельного участка, его местоположения. Кадастровая стоимость в большей степени учитывает различные характеристики земельного участка – место расположения, уровень средних заработных плат по населенному пункту, учитывает возможные виды разрешенного использования земельного участка. В связи с тем, кадастровая стоимость является обобщенным показателем, то Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области исходил из того, что кадастровая стоимость – это базовый критерий для определения арендной платы. С учетом необходимости соблюдения основных принципов определения арендной платы, пользовались сегментацией, указанной в Методических рекомендациях кадастровой оценки. Если говорить о сегментации (группировке) земельных участков, которую используют оценщики, то оценщики земельные участки с разрешенным видом использования «Спорт» сегментируют вместе с земельными участками для размещения объектов торговли и административных зданий. При расчете ставок арендной платы на основе формулы по справочнику Лейфера использовали показатели в соответствии с сегментацией, определенной Лейфером. По этой сегментации земельные участки по спорту отнесены к торговой застройке. В дальнейшем использовали рыночную информацию и рассчитали ставки по другой сегментации земельных участков, установленной Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития №226, в которой объекты торговли и объекты общественного использования разведены по разным сегментам. Возможное использование земельного участка напрямую влияет на размер арендной платы. Кроме того, в анализе был использован только справочник Лейфера, другими справочниками при расчете не пользовались. Между тем, имеется информация, что те данные, которые приведены в справочнике Лейфера, они сопоставимы с цифрами на других официальных порталах в открытых источниках. Земельный участок, который используется административным истцом, находится в непосредственной близости (<данные изъяты>) с земельным участком разрешенного использования «<данные изъяты>», который используется другим арендатором Организация1 Арендатором Организация1 была инициирована процедура по оспариванию кадастровой стоимости. У Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области имеется информация об установленной кадастровой стоимости для данного земельного участка – 21 695 302 рублей, в рамках отчета об оценки, проведённого Организация2 - 16 541 000 рублей. Имея рыночную стоимость земельных участков, можно рассчитать ставку арендной платы: минимальная составит 6,9%, максимальная – 12,6%, средняя – 9,8%. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что утвержденные ставки не являются завышенными, рассчитаны объективно. Расчт подготовлен на основании сведений по договорам аренды, которые были заключены на торгах. При этом использовалось 6 аналогов, из них, в отношении 4 земельных участков имеются отчеты об оценке. Способ определения ставки арендной платы по своей сути – это коэффициент капитализации, является показателем доходности земельного участка. Финансово-экономический анализ Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области также был представлен в Ярославский областной суд Ярославской области, приглашенный в суд оценщик подтвердил, что способ расчета экономически обоснованный и соответствует принятым методикам. Расчет доступен для ознакомления и проверки любым лицом. В отношении социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в области спорта, установлена ставка, не превышающая размер земельного налога. Кроме того, существуют региональные целевые программы по поддержке развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди социально-значимых объектов деятельности, которым оказывается поддержка регионов, спорт не перечислен. Спорт является социально-значимым видом деятельности, поддерживается в рамках социально-ориентированных некоммерческих организаций. Административный истец – физическое лицо, не осуществляет спортивную деятельность. На территории Ярославской области социально-значимые виды деятельности специальным нормативным актом не определены. Федеральным законодательством требования к порядку определения размера арендной платы, требования к финансово-экономическому обоснованию или любому иному обоснованию также не установлены. Если говорить о видах экономической деятельности с учетом опытов регионов, то видами экономической деятельности в соответствии с налоговым законодательством, в том числе, утверждены ОКВЭДы (коды вида экономической деятельности). Поэтому для Ярославской области определен порядок поддержки социально-значимых видов деятельности путем установления ставки арендной платы для социально-ориентированных некоммерческих организаций в виде ставки земельного налога, так как социально-ориентированные некоммерческие организации предоставляют бесплатно услуги нуждающимся, многодетным, предусматривают бесплатное использование имущества организации и т.д. Таким образом, спорт поддерживается в рамках социально-ориентированных некоммерческих организаций. Указанные административным истцом принципы были учтены.

Заинтересованное лицо Правительства Ярославской области, извещённые о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменную позицию по заявленным требования, в удовлетворении административного иска Смирновой Л.В. просили отказать.

Заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении заявленных административных исковых требований просили отказать (л.д. <данные изъяты>).

Заинтересованное лицо КУМИ мэрии г.Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.

Прокурором Долининой А.А. в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения административного иска Смирновой Л.В. не находит.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемое постановление мэрии города Ярославля относится к нормативным правовым актам, отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт – издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (признаки нормативного акта перечислены в п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), опубликовано в установленном порядке в газете «Городские новости» выпуск №45 от 30.05.2020 года, вступило в силу 31.05.2020 года.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.93 Устава г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 года №42, мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.

В силу ст. 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 года №42, мэрия города Ярославля, в том числе, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами, законами Ярославской области.

Таким образом, оспариваемые постановления мэрии города Ярославля №441 от 22.05.2020 года «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 года №516» издано мэрией города Ярославля в пределах своих полномочий, определенных Земельным кодексом РФ и постановлением Правительства Ярославской области №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов».

13.03.2013 года мэрией города Ярославля вынесено постановление №516 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля", которым утверждены «Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности» (Приложение N 1), а также ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля (Приложение N 2).

Постановление опубликовано в газете «Городские новости» №21 от 16.03.2013 г.

Постановлением мэрии города Ярославля от 22.05.2020 года №441 в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. №516 внесены изменения.

Согласно буквальному содержанию просительной части административного иска Смирнова Л.В. оспаривает пункт 5.1. Приложения №2 к постановлению мэрии города Ярославля от 22.05.2020 года №441 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 года №516» в части установления ставки арендной платы в размере 4,1% для земельных участков, с кодом вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования «Спорт» - 5.1.

Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:

В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 года №582 изложены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 года №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля и предоставленные в аренду без торгов (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка за основу при определении размера арендной платы за земельные участки принимается кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, за исключением случая, установленного пунктом 3 Порядка.

При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка до даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости размер годовой арендной платы за использование земельного участка определяется в размере рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п.14 Порядка в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 - 13 Порядка, размер годовой арендной платы (А) рассчитывается по формуле:

А = КС x Ст x КИ, где:

КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);

Ст - ставка арендной платы за земельный участок, установленная мэрией города Ярославля с учетом вида разрешенного использования земельного участка (проценты);

КИ - коэффициент инфляции.

Коэффициент инфляции (КИ) определяется как произведение (П) ежегодных уровней инфляции, начиная с года, следующего за годом, в котором начали применяться утвержденные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории, расположенных на территории города Ярославля, и рассчитывается по формуле:

где:

УИ - уровень инфляции (декабрь к декабрю), ежегодно устанавливаемый в статье 1 федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проценты).

При заключении договора аренды земельного участка в году, в котором начали применяться утвержденные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории, расположенных на территории города Ярославля, размер годовой арендной платы определяется без применения коэффициента инфляции (КИ).

Величины ставок арендной платы за земельные участки, установленные с учетом вида их разрешенного использования, утверждены в Приложении №2 к постановлению мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 года №516.

Так, пунктом 5.1 Приложения №2 (в редакции постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441) установлена ставка арендной платы для земельных участков городского округа города Ярославля с видом разрешенного использования «Спорт», которая составили 4, 1 %.

Указанный размер арендной ставки был изменен постановлением мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441, ранее существовавшая ставка арендной платы для земельных участков городского округа города Ярославля с видом разрешенного использования «Земельные участки спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, земельные участки, оборудованные для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря)» составляла 0,5% (постановление мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 года №516 в ред. от 02.04.2019 года).

К административному истцу, как арендатору земельного участка, расположенного в городе Ярославль Ярославской области, для расчета арендной платы применяется ставка в размере 4,1%.

В связи с этим, постановление мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441 оспаривается административным истцом в части установления указанной ставок арендной платы.

Судом проверено соблюдение принципов определения арендной платы оспариваемыми положениями постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441, которые установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года №582.

Суд считает, что указанные принципы при принятии мэрией города Ярославля оспариваемого постановления нарушены не были.

Так абзацем вторым Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных вышеуказанным постановлением № 582, установлен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Судом установлено, что при принятии оспариваемого постановления мэрией города Ярославля приняты стандарты для муниципальных земельных участков в том же размере, в котором они утверждены Постановлением правительства ЯО от 24.12.2008 года №710-п (в редакции постановления Правительства ЯО от 03.04.2020 года №303-п) для земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.22 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденным постановлением администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года № 116, Департамент подготавливает и направляет на утверждение Правительства области нормативные правовые акты об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Законодательство, имеющее большую юридическую силу, не устанавливает для органов государственной власти субъектов Российской Федерации процедуры определения размера арендной платы, в том числе путем предъявления требований к тем лицам, которые производят расчет в порядке подготовки соответствующего нормативного акта.

В целях подготовки внесения изменений в постановление № 710-п, в том числе в части определения размера ставок арендной платы, приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 2 сентября 2019 года № 122/1 образована рабочая группа.

Судом установлено, что по итогам работы рабочей группы составлен расчет и финансово - экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, которые 12 декабря 2019 года утверждены директором Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Судом исследованы указанные расчет и финансово – экономическое обоснование в части определения ставок арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «Спорт».

Из представленных документов, с учетом дополнительных пояснений стороны административного ответчика и заинтересованных лиц, следует, что расчет ставок производился расчетным путем и на основании рыночных данных.

В рамках расчетного способа определения ставок Департаментом разработана формула расчета ставки арендной платы, при которой капитализированная годовая арендная плата будет меньше суммы выкупной цены за аналогичный земельный участок и капитализированного земельного налога.

По результатам такого расчета с применением справочных данных из оценочной литературы Департаментом получен диапазон ставок от 3 % до 5, 1 %.

В рамках определения ставки арендной платы с применением рыночных данных Департаментом произведен анализ рынка и выявлены сведения о состоявшихся торгах по продаже права аренды земельных участков с аналогичным видом разрешенного использования.

Поскольку аналогов с видом разрешенного использования «Спорт» Департаментом в ходе анализа не обнаружено, исследование расширено обобщенным сегментом – земельные участки «общественного использования».

По результатам анализа выявлено шесть сделок, заключенных по результатам торгов, на основании которых произведен расчет, в соответствии в которым величины арендной ставки составили 2,2% (минимальное значение), 4,1 % (среднее значение), 6 % (максимальное значение).

Таким образом, поскольку определенный расчетным методом диапазон ставок арендной платы укладывается в данный диапазон, полученный на основании рыночных данных, указанные ставки определены в размере, определенном методом с использованием рыночных данных.

Суд полагает вышеописанный расчет ставок экономически обоснованным, последовательным, логичным, проверяемым.

Как при использовании справочных данных при определении ставок расчетным методом, так и при использовании сведений о размере арендной платы при расчете с использованием рыночных данных в полной мере соблюден принцип экономической обоснованности размера арендной платы, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.

Так, доходность земельного участка в зависимости от категории и вида разрешенного использования учитывается в оценочной литературе при определении диапазонов ставок капитализации, диапазонов скидок на торг для того или иного сегмента рынка.

В свою очередь, величина арендной платы, определенная рыночным путем, а именно путем проведения торгов, отражает тот объем платы, который согласен заплатить свободный участник рынка, принимающий во внимание разрешенное использование земельного участка и имеющий имущественный интерес от использования такого земельного участка.

При этом суд принимает во внимание, что методика расчета арендной платы законодательством не установлена. В свою очередь, отсутствие экономического обоснования использованной Департаментом формулы, примененных величин и их размера по делу не доказано.

Кроме того, суд принимает во внимание также, что окончательный вывод относительно величины ставки арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков «Спорт» сделан административным ответчиком и заинтересованным лицом на основании расчета ставок с использованием рыночных данных.

Таким образом, при принятии постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441в оспариваемой его части административный ответчик учетом величины кадастровой стоимости соответствующих земельных участков, как их экономической характеристикой, не ограничился.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении административного дела судом не установлено достаточных и убедительных оснований для того, чтобы сделать вывод о необоснованности определенной оспариваемым постановлением ставки арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Спорт».

Доказательств того, что определенные расчетом ставки арендной платы не отвечают принципу экономической обоснованности, не отражают специфику тех земельных участков, в отношении которых произведен расчет, с учетом вида их разрешенного использования, в деле не имеется.

Таким образом, судом установлено, что требования абзаца второго Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных вышеуказанным постановлением № 582 при принятии постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441 в оспариваемой части соблюден.

Абзацем третьим Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы заключается в определении в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления порядка расчета арендной платы и недопущении произвольного пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Суд полагает, что указанный принцип в оспариваемом постановлении соблюден, а доводы административного истца об обратном являются необоснованными и не соответствуют содержанию вышеприведенной нормы.

Так, п.18 Порядка определены случаи пересмотра арендодателем в одностороннем порядке размера годовой арендной платы, а именно: изменение кадастровой стоимости земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или изменение вида разрешенного использования земельного участка; изменение нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Ярославской области, органов городского самоуправления города Ярославля, регулирующих исчисление арендной платы за использование земельных участков; проведение индексации размера годовой арендной платы за земельный участок в соответствии с пунктом 15 Порядка. Данный перечень случаев пересмотра арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке является исчерпывающим.

Абзацем пятым Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

Поскольку в рассматриваемом случае изменение (повышение) арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемой нормы названному принципу.

Кроме того, согласно п.7 Порядка при переоформлении до 1 июля 2012 года юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка годовая арендная плата устанавливается в отношении таких земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

Далее, абзацем шестым Основных принципов установлен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В соответствии с пунктами 24, 26-28 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 года №710, в целях применения Принципа № 5 целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

При реализации Принципа N 5 рекомендуется в том числе исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.

В порядок определения размера арендной платы рекомендуется включать положения, в соответствии с которыми при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, освобожденным от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривается льготная ставка арендной платы, в соответствии с которой рассчитывается размер арендной платы за такие земельные участки, который может быть меньше размера земельного налога, исчисляемого в отношении соответствующего земельного участка.

Административный истец при оспаривании величин ставок арендной платы указывает на нарушение принципа поддержки социально значимых видов деятельности, установленного Основными принципами.

Вместе с тем, исходя из содержания абзаца шестого Основных принципов, в котором изложено его существо, а также приведенных положений Методических рекомендаций по учету данного принципа, следует, что его реализации не обязательно связана с расчетом ставок арендной платы. Более того, таких предложений Методические рекомендации не содержат.

В связи с этим, отсутствие в расчете и финансово – экономическом обосновании составляющих, которые отражают социальную значимость соответствующих видов деятельности, не свидетельствует о том, что установленная ставка арендной платы определена в нарушение требований постановления № 582.

При этом, суд принимает во внимание, что положениями п.5 Порядка установлено, что социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", размер годовой арендной платы за использование земельных участков определяется в размере земельного налога, рассчитанного в отношении таких земельных участков.

Таким образом, вышеприведенный принцип реализован органом местного самоуправления в иных положениях Порядка.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое положение постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441 не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца. Правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Смирновой Ларисы Валерьевны о признании недействующим постановления мэрии г.Ярославля от 22.05.2020 года №441 "О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 N 516" в части установления ставки арендной платы в размере 4,1 % для земельных участков, с кодом вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования «Спорт» (5.1) в Приложении №2 к постановлению мэрии города Ярославля от 22.05.2020 года №441, оставить без удовлетворения.

Опубликовать в газете «Городские новости» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

Е.С. Логвинова