ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2397/2017 от 23.06.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а - 2397/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2017 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромскому городскому детско-юношескому клубу спортивных единоборств «Скорпион» о ликвидации общественного объединения,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Костромскому городскому детско-юношескому клубу спортивных единоборств «Скорпион» о ликвидации общественного объединения, мотивируя тем, что ответчик в качестве юридического лица был зарегистрирован <дата> за основным государственным регистрационным номером . По результатам проверки деятельности ответчика было установлено, что в нарушение пп.1п.1 ст.2, п.3ст. 6, ст.9 ФЗ от 06.12.2011 года №4-2-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела 2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов ССР от 29.07.1983 г. №105,Указания о порядке ведения кассовых операций юр.лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства от ..., организация не вела первичные учетные кассовые документы (приходные, расходные ордера, авансовые отчеты). В нарушение п. 1 ст. 24 ФЗ от <дата> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», организацией израсходованы целевые денежные средства в сумме ..., не в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом: ... направлены на деятельность сторонней организации региональной общественной организации «Костромская областная Федерация тхэквондо»; ... - находятся на личной пластиковой карте Президента Организации ФИО1; ... - излишне выплаченные суточные участникам соревнований. По результатам проверки Организации вынесено предупреждение от <дата>, которое в судебном порядке Организацией не обжаловалось. Документы, подтверждающие устранение указанных нарушений норм законодательства РФ в установленный срок до настоящего времени в Управление не представлены. <дата> в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении ...... КоАП РФ, определением МССУ Свердловского судебного района <адрес> вынесено постановление о прекращении производства по делу. На основании распоряжения Управления от <дата>-р был проведена внеплановая выездная проверка Организации, по результатам которой вынесено предупреждение от <дата> с устранением нарушений в срок до <дата>, которые до настоящего времени не представлены. В нарушении ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» организацией за <дата> не представлены документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании. За непредставление указанной информации в отношении последней <дата> Управлением составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ. Постановлением МССУ Свердловского судебного района г. Костромы Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, назначено административное наказание в виде предупреждения. В связи с неустранением нарушений Управлением в адрес Организации вынесено предупреждение от <дата> с установлением срока для устранения до <дата>, до настоящего времени, Организацией в адрес Управления документы не представлены. Кроме того, в нарушение ст.29, 20 Закона Организация не представила <дата> информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Организация использует на печати, фирменных бланках символику, описание которой не содержится в уставе Организации.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель ОО «Костромской городской детско-юношеский клуб спортивных единоборств «Скорпион»» ФИО1.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Костромской городской детско-юношеский клуб спортивных единоборств «Скорпион», заинтересованное лицо ФИО1 представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом о чем в материалах дела имеется расписка, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от <дата> N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), который в статье 7 называет общественное движение как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии со статьей 29 указанного выше Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой); ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (абзац четвертый части первой).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В силу статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ, а также пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 г, некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Согласно части первой статьи 26 и абзацу третьему части первой, части третьей статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 38 ФЗ от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи.

Как следует из материалов дела общественная организация «Костромской городской детско-юношеский клуб спортивных единоборств «Скорпион»» в качестве юридического лица зарегистрирована <дата> за основным государственным регистрационным номером ...

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях», распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по КО от <дата>-р, проведена проверка соответствия деятельности Организации в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ за период с января 2013 года по декабрь 2014 г. (л.д. 17).

Так при проведении проверки установлено, что в нарушение пп.1п.1 ст.2, п. 3 ст. 6, ст. 9 ФЗ от 06.12.2011 года №4-2-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела 2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов ССР от <дата>, Указания о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства от <дата> организация в проверяемом периоде не вела первичные учетные кассовые документы (приходные, расходные ордера, авансовые отчеты).

В нарушение п. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», организацией израсходованы целевые денежные средства в сумме ..., не в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом: ... направлены на деятельность сторонней организации региональной общественной организации «Костромская областная Федерация тхэквондо»; ... - находятся на личной пластиковой карте Президента Организации ФИО1; ... - излишне выплаченные суточные участникам соревнований.

По результатам проверки Организации вынесено предупреждение от <дата>, которое в судебном порядке Организацией не обжаловалось.

<дата> в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении по ..., определением МССУ Свердловского судебного района г.Костромы вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием административного правонарушения.

<дата> в Управление поступило сообщение от Президента Организации, подтверждающее исполнение пунктов 2,3 предупреждения от <дата>, документы, подтверждающие исполнение пунктов 1,4,5 указанного предупреждения Организацией не представлены (л.д. 25).

На основании распоряжения Управления от <дата>-р была проведена внеплановая выездная проверка Организации, по результатам которой вынесено предупреждение от <дата> с устранением нарушений в срок до <дата>.

Кроме того, в нарушение ст. 28, 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчиком <дата> не представлены документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, а так же информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Организация использует на печати, фирменных бланках символику, описание которой не содержится в уставе Организации.

Согласно письменных пояснений учредителя ОО «Костромского городского детско-юношеского клуба спортивных единоборств «Скорпион»» ФИО1 по факту неисполнения предупреждений пояснил, что документы на гос. регистрацию были представлены в Управление, однако последнее отказало в ее осуществлении по мотиву несоответствия адреса регистрации организации в договоре и заявлении, обязался представить документы во время проверки. По факту ведения бухгалтерского учета, пояснил, что последний не велся в связи с отсутствием бухгалтера, обязался представить документы в течение .... По факту нецелевого использования денежных средств в сумме ..., пояснил, что ... потрачены на приобретение мебели и оргтехники для оборудования рабочего места инвалида (сотрудника организации) для региональной общественной организации «Костромской Областной Федерации тхэквандо» (благотворительная помощь).

За непредставление информации в отношении Организации <дата> Управлением составлен протокол об административном правонарушении по ст. ... РФ.

Постановлением МССУ Свердловского судебного района г. Костромы Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ... РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

В связи с неустранением нарушений Управлением в адрес Организации вынесено предупреждение от <дата> с установлением срока для устранения до <дата>, до настоящего времени, Организацией в адрес Управления документы не представлены.

Вынесенные предупреждения в установленном Законом порядке ответчиком не оспорены.

Кроме того, в нарушение абз.4 ст.29 Закона Организация не представила <дата> информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение ч.3 ст.20 Закона организация использует печати, в фирменных бланках символику, описание которой не содержится в уставе организации.

Таким образом, Организацией не соблюдаются требования ч.2 ст.15 Конституции РФ, допущены неоднократные нарушения действующего законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При установленных судом обстоятельствах, исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области о ликвидации юридического лица общественной организации Костромского городского детско-юношеского клуба спортивных единоборств «Скорпион» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 179-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию «Костромской городской детско-юношеский клуб спортивных единоборств «Скорпион»» и исключить из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через суд вынесший решение.

Судья: Е.А. Кучина