ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2398-2018 от 27.12.2018 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2398-2018

Решение

именем Российской Федерации

27 декабря 2018 года г.Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составепредседательствующего судьи Рубановой Н.В., при секретаре Ившиной О.А., с участием заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат» о прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Удмуртской Республике обратилось в суд с административным иском к Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат» о прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование иска, что Глазовская городская общественная организации «Спортивный клуб Карат» была создана по решению четырех граждан РФ ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Организации при ее создании было принято Министерством юстиции УР ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по УР ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером . В своей деятельности Организация руководствуется уставом, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1.11 устава и сведениям ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Организации: <адрес> Должностным лицом, действующим без доверенности от имени Организации, в соответствии с п.5.4 Устава является Директор. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, директором является ФИО1 В результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения Организацией требований абзацев четвертого, восьмого части первой, части второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а именно: Организацией не представлены в Управление отчетные сведения по форме № , информация о продолжении деятельности в 2016-2017. Управлением Организации вынесены письменные предупреждения (предписания) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с требованием представить отчетные сведения, а также уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения Организацией устранены не были, в связи с чем Организация дважды была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.19.7 и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ постановлениями мирового судьи судебного участка г.Глазова от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Организации назначены наказания в виде административных штрафов в размере 3000,00 руб. и 10000,00 руб. Штрафы до настоящего времени Организацией не уплачены. Согласно п.1 ст.5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Вместе с тем Управлением также было установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) Организации. Почтовая корреспонденция, направляемая Управлением по адресу (месту нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, возвращалась с отметкой федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» «истек срок хранения». Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Организации, в Управление не поступали. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике просит признать Глазовскую городскую общественную организацию «Спортивный клуб Карат» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения настоящего административного иска продлен на один месяц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Глазовская городская общественная организация «Спортивный клуб Карат» в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещался почтой по месту нахождения юридического лица. Судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения. Учитывая, что адрес, указанный в исковом заявлении, является местом нахождения ответчика - юридического лица, которое должно было обеспечивать получение направленной в его адрес корреспонденции по юридическому адресу, суд считает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Заинтересованное лицо представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по УР не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил в судебное заседание отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что административный ответчик имеет непогашенную задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 2750,00 руб. Налоговая отчетность представляется в объеме и в сроки, установленные действующим налоговым законодательством, последняя отчетность представлена за 3 кв. 2018. Организация не является юридическим лицом, фактически прекратившим деятельность. Основания для исключения организации из ЕГРЮЛ отсутствуют.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании показал, что является директором Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат». С доводами, изложенным административным истцом в административном исковом заявлении согласен, дополнил, что Организация на сегодняшний день является действующей, проводятся спортивные мероприятия с детьми, участвуют в турнирах. Дети посещают тренировки, родители довольны, что дети занимаются спортом. Прекращение деятельности Организации приведет к тому, что детям негде будет заниматься. Нарушения были допущены им в связи с юридической неграмотностью. Он, как директор, принимает в настоящее время все меры для устранения нарушений, которые были допущены Организацией. Так, в Министерство направлены отчеты за 2015-2017, сообщения о продолжении деятельности, вносятся изменения в ЕГРЮЛ в части изменения юридического адреса. ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание членов Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат», которым утвержден Устав Организации в новой редакции. Кроме того, намерен получить постановления о назначении административных наказаний и оплатить административные штрафы и в дальнейшем соблюдать требования ФЗ «Об общественных объединениях».

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы ФИО1, просит не прекращать деятельность спортивного клуба.

Выслушав заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2, проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 стати 262 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения или средства массовой информации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) также обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц.

Согласно ст.8 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ общественная организация является одним из видов некоммерческой организации.

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно пп.4,5 ст.29 ФЗ № 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

Согласно подпункту «д» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 и пп 74 п.6 Положения об управлении, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.21, ч.2 ст.38 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,пп 63,65 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции РФ по УР наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за их деятельностью.

Согласно подп. 77 п. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. N 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с абзацем четвертым части 1 ст.29 ФЗ № 82-З общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Согласно абзацу восьмому части 1 ст.29 ФЗ № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 ст.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Форма указанных документов (отчет по форме № ОН0003) утверждена приказом Министерства юстиции Российской федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Сведения, обязанность по предоставлению которых установлена абзацем восьмым части первой ст.29 ФЗ № 82-ФЗ, общественное объединение в соответствии с пп «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе, общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 1 ст.5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с ч.2 ст.29 ФЗ № 82-ФЗ общественные объединения обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 ст.5 ФЗ № 129-ФЗ в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в уполномоченный в соответствии со ст.2 ФЗ № 129-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с частью 4 ст.29 ФЗ № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст.29 ФЗ № 82-ФЗ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно части 5 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части 1 ст.29 ФЗ № 82-ФЗ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что Глазовская городская общественная организация «Спортивный клуб Карат» была создана решением общего собрания учредителей общественной организации ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. На должность директора спортивного клуба избран ФИО1

Решение о государственной регистрации Организации при ее создании было принято Министерством юстиции Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об Организации внесены в ЕГРЮЛ Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по УР ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН .

Согласно Уставу от ДД.ММ.ГГГГ Глазовская городская общественная организация «Спортивный клуб Карат» является добровольной общественной некоммерческой организацией, объединяющей физических и юридических лиц-общественных объединений, поддерживающих деятельность Спортклуба. Местонахождение постоянно действующего руководящего органа-Спортивного клуба Карат: <адрес>

В связи с непредставлением отчетов по форме № ОН0003 за 2015-2017 и информации о продолжении деятельности в 2016-2017 Управлением Министерства юстиции РФ по УР ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ за вынесены предписания с требованиями представить отчетные сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮР и об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О коммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании, использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, установлены сроки для устранения допущенных нарушений.

Почтовая корреспонденция, направляемая Управлением по адресу: (месту нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ (<адрес> возвращалась с отметками Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»- «истек срок хранения».

Постановлением мирового судьи судебного участка г.ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Глазовская городская общественная организация «Спортивный клуб Карат» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000,00 руб.

Постановлением мирового судьи судебного участка г.ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Глазовская городская общественная организация «Спортивный клуб Карат» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб.

Согласно сведений, представленных исполняющим обязанности начальника-отдела по обеспечению деятельности Управления-главного бухгалтера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Управление МЮ РФ по УР в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме за 2015-2017, а также информация о продолжении деятельности в 2016-2017 годах от Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат» (ОГРН ) не поступали.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

Таким образом, анализ собранных по делу доказательств и оценка их в совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат» были допущены неоднократные нарушения требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций, за что Управлением выносились предупреждения (представления) об устранении имеющихся нарушений, но требования уполномоченного органа ответчиком выполнены не были.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания заинтересованным лицом директором Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат» ФИО1 представлены направленные в МЮ РФ по УР ДД.ММ.ГГГГ сообщение о продолжении деятельности Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат», отчеты об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, и об их фактическом расходовании или использовании за 2016,2017; протокол общего собрания членов Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат» от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Устава Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат» в новой редакции; скриншот с сайта МЮ РФ об отчетах некоммерческой организации Глазовской городской общественной организацией «Спортивный клуб Карат», а также расписку о представлении ФИО1 в Министерство юстиции России по УР ДД.ММ.ГГГГ заявления формы , Устава, протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, учитывая также длительность существования организации, цели и задачи клуба в привлечении молодежи к занятиям физической культурой и спорту, не дают оснований полагать, что деятельность Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат» привела к необходимости прекращения деятельности организации.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, поскольку сам по себе факт не предоставления документов общественной организацией регистрирующему органу либо неисполнение обязанности по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, без учета иных, имеющих существенное значение для дела обстоятельств, не может расцениваться как неоднократное либо грубое нарушение закона.

Такая мера не является необходимой и соразмерной допущенным организацией нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что Организация приняла меры к устранению выявленных нарушений законов Российской Федерации, суд пришел к выводу, что эти нарушения не являются достаточными для ее прекращения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Глазовской городской общественной организации «Спортивный клуб Карат» о прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд УР со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28.12.2018.

Судья Н.В.Рубанова