ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2399/2016 от 28.10.2016 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец 28 октября 2016 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., при секретаре Шитовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску

Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»; возложении обязанности на администрацию Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района в срок до 01 октября 2016 года провести антикоррупционную экспертизу постановления № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации». В обосновании своих требований прокурор указал в административном иске, что администрацией Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято постановление № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

В нарушение требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена, в связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

Прокурор и административный ответчик, в надлежащем порядке извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, обратившись с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.

Однако лицо, участвующее в рассмотрении дела самостоятельно определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку стороны в судебное заседание суда нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Принимая во внимание то обстоятельство, что стороны по делу извещены о дате и времени судебного заседания, суд находит возможным, в соответствии со ст. 151 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Из письменного отзыва главы местного самоуправления Кумохинского сельсовета следует, что антикоррупционная экспертиза оспариваемого постановления в настоящее время проведена.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии со статьей 7 Закона Нижегородской области №20 от 07.03.2008 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенные факторы, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), выявляются в соответствии с перечнем коррупциогенных факторов, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.

Решением Кумохинского Сельского Совета № 26 от 16.06.2009 года утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления Кумохинского сельсовета и их проектов

Данный Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Кумохинского сельсовета и их проектов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кумохинского сельсовета и их проектов.

Согласно п.1.3 Порядка, антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов муниципальной власти, создаваемых ими муниципальных учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п.10 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Норма аналогичного характера закреплена в п.10 ч.1 ст.11 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» от 03.08.2007 № 99-З.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области нормативно - правовых актов проводится не в полном объеме.

Так, администрацией Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято постановление № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации. федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Таким образом суд считает, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что административный ответчик к моменту рассмотрения настоящего административного иска провел антикоррупционную экспертизу постановления № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации», суд полагает, что оснований для возложения на ответчика обязанности в срок до 01 октября 2016 года провести антикоррупционную экспертизу указанного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кумохинского сельсовета Городецкого муниципального района, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 44 от 24 декабря 2015 года «Об утверждении положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов

Мотивированное решение составлено 03 ноября 2016 года

Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов