ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-239/18 от 13.09.2018 Шатковского районного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки

Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатковского района Нижегородской области об оспаривании бездействия администрации Староиванцевского сельского совета Шатковского муниципального района Нижегородской области,

установил:

Прокурор Шатковского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Староиванцевского сельского совета Шатковского муниципального района Нижегородской области, связанного с проведением органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов муниципального образования.

В заявлении административный истец указал, что сельским советом Стариванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области в рамках осуществления полномочий в сфере противодействия коррупции решением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в администрации Стариванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области, которым установлен порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также порядок подготовки заключений о результатах антикорруцинной экспертизы актов и проектов актов.

Однако, как указал прокурор, антикоррупционная экспертиза проектов, действующих на территории Староиванцевского сельсовета муниципальных нормативных правовых актов, проводится не в полном объеме.

Как указал прокурор, администрацией Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, принят и введён в действие Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, антикоррупционная экспертиза проекта которого при этом, как показали результаты проверки администрацией Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области не проводилась, соответствующее экспертное заключение на предмет наличия в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов как следствие не составлялось (не оформлялось).

Как считал административный истец, в рассматриваемом случае со стороны администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований действующего законодательства, в форме незаконного бездействия.

В свою очередь, непринятие мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушениям связанным с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления и обеспечения их законности, создаёт предпосылки для возникновения коррупционных проявлений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью поселения, а также что не менее важно, не согласуется с целями и задачами государственной политики Российской Федерации реализуемой в настоящее время в сфере противодействия коррупции, что как следствие нарушает права и законные интересы муниципального образования - Староиванцевский сельсовет Шатковского муниципального района Нижегородской области по эффективному управлению и распоряжению муниципальным имуществом и государства - Российской Федерации по эффективной борьбе и недопущению коррупции и её проявлений.

Обосновав свои требования нормами Федерального закона от 25.12.2008 г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 г. №273 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Нижегородской области от 07.03.2008 г. №20-ФЗ «О противодействии коррупции в Нижегородской области», прокурор Шатковского района Нижегородской области просил суд:

признать незаконным бездействие администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ;

обязать администрацию Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ,установив ответчику десятидневный срок для совершения указанных действий.

В судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения в суд не прибыл, однако в своем письменном заявлении, адресованном суду, доводы заявления поддержал, заявление просил удовлетворить.

Глава администрации Староиванцевского сельского совета Шатковского муниципального района Нижегородской области Николаев А.Л., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, однако в своем письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования признал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст.1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 № 150-З «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Нижегородской области на основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закреплен, в том числе и вопрос местного значения, предусмотренный, пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ - по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе и мер по антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов (ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения регламентированы нормами Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (статья 1).

Так, в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон №172 - ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательностьпроведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (статья 4 Федерального закона №172 - ФЗ).

В силу требований ч.4 ст.3 Федерального закона №172 - ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Исходя из положений ч.1 ст.3 Федерального закона №172 - ФЗ, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, при реализации полномочий в сфере противодействия коррупции вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

По настоящему делу установлено, что администрацией Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, принят и введён в действие Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, до настоящего времени, что подтверждено в ходе проверки, проведенной прокурором Шатковского района, антикоррупционная экспертиза проекта указанного акта не проводилась, соответствующее экспертное заключение на предмет наличия в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов как следствие не составлялось (не оформлялось).

При таких обстоятельствах, суд считает заявление прокурора обоснованным, а бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащим приведенным положениям нормативных правовых актов, в связи с чем, признаёт его незаконным.

Для восстановления нарушенных прав Российской Федерации суд в соответствии с частями 3,9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на администрацию Староиванцевского сельского совета Шатковского муниципального района Нижегородской области обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Шатковского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включённых в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. постановлением администрации Староиванцевского сельсовета Шатковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, установив ответчику десятидневный срок для совершения указанных действий.

Об исполнении решения суда по настоящему административному делу административному ответчику необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Л. Оганесян