ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-239/20 от 28.01.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-239/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2020 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Персидской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным уведомления Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска от 18.10.2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привела следующие обстоятельства.

По договору аренды земельного участка от 13.07.2018 года административному истцу предоставлен в аренду сроком с 13.07. 2018 года по 13.07.2023 год земельный участок с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства. 11.10.2018 года ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска с уведомлением о планируемом строительстве. Однако уведомлением от 18.10.2018 года ФИО1 было отказано в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам в связи с постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 14.09.2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории юго-восточного района <адрес>», которым на территории, образующей земельный участок административного истца, предусмотрено размещение объектов капитального строительства «Территорий общего пользования» и «Озелененных территорий общего пользования», что исключает строительство на этом земельном участке индивидуального жилого дома в соответствии с разрешенным использованием, установленным в договоре аренды. По мнению истца, данная ситуация стала возможной потому, что существование арендуемого ею земельного участка при разработке проектов планировки и межевания по непонятным причинам не учитывалось. Кроме этого, по мнению ФИО1, не имелось особой необходимости формировать за счет территории её земельного участка «Территории общего пользования», а также «Озелененные территории общего пользования», при том, что такое формирование возможно только после изъятия земельного участка.

ФИО1 просит суд признать недействительным постановление администрации города Южно-Сахалинска от 14.09.2018 года в части размещения в проекте планировки на землях, образующих арендуемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером , объектов, именуемых «Территории общего пользования», а также «Озелененные территории общего пользования», отсутствия в проекте межевания информации о границах земельного участка с кадастровым номером отсутствия в проекте межевания информации об образовании за счет земельного участка с кадастровым номером путем его перераспределения других земельных участков, предназначенных для размещения объектов, именуемых «Территории общего пользования», а также «Озелененные территории общего пользования», отсутствия в проекте межевания положений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ; признать незаконным уведомление от 18.10.2018 года о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Определением от 25 апреля 2019 года исковое требование ФИО1 о признании незаконным уведомления от 18.10.2019 года выделено в отдельное производство; требование о признании недействующим нормативно-правового акта рассмотрено судом в рамках административного дела № 2а-1974/2019.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требование своего доверителя о признании незаконным уведомления от 18.10.2019 года поддержал по изложенным в иске основаниям.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещались судом в установленном законом порядке.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьёй 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 26 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинска» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, Правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство….

Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из материалов дела суд установил, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29.10.2015 года административному истцу ФИО1, с учетом проведенных публичных слушаний, предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования «индивидуальный жилой дом» земельного участка, расположенного по <адрес>.

24 ноября 2015 года органом местного самоуправления издано постановление -па о предоставлении ФИО1 вышеуказанного земельного участка в аренду на 5 лет.

03 июля 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска принято распоряжение которым утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, ориентировочная площадь участка – <данные изъяты>., согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» земельный участок расположен в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2).

13 июля 2018 года между административным истцом и Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска заключен договор аренды земельного участка на срок с 13 июля 2018 года по 13 июля 2023 года, государственная регистрация сделки произведена 11.08.2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Согласно части 10 той же статьи 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно части 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления.

В целях строительства индивидуального жилого дома ФИО1 обратилась в уполномоченный орган с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

18 октября 2019 года Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска уведомил истца о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В обоснование принятого решения административный орган сослался на то, что согласно постановлению администрации города Южно-Сахалинска от 14.09.2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории юго-восточного района <адрес><адрес>» земельный участок с кадастровым номером (<адрес>) расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства «Территорий общего пользования» и «Озелененных территорий общего пользования». Иных оснований несоответствия ответчик не привел.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что оспариваемое решение (уведомление) административного ответчика действующему законодательству не соответствует, следовательно, нарушает права административного истца на осуществление строительства индивидуального жилого дома.

Так, согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила застройки и землепользования являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима указанного объекта и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (статьи 1 и 36 ГрК РФ).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1 и 3).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ).

Таким образом, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности правил застройки и землепользования, как документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий, перед проектом планировки и проектом межевания. Следовательно, документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.

Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года , арендуемый истцом земельный участок находится в пределах зоны Ж-2 – зоны малоэтажной жилой застройки; к условно-разрешенным видам использования земельных участков, расположенных в данной зоне, относятся, в том числе, индивидуальные жилые дома (часть 2 статья 46 Правил (таблица)).

Отнесение постановлением администрации города Южно-Сахалинска земельного участка к территориальной зоне общего пользования не исключает возможности использования его в соответствии с видом условно-разрешенного использования - осуществление индивидуального жилищного строительства согласно действующим Правилам застройки и землепользования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска от 18.10.2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 07 февраля 2020 года.

Судья

Южно-Сахалинского городского суда Н.Л. Перченко