Дело № 2а-239/2018 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
г. Белово 22 мая 2018 года
Беловский районный суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Выдриной М.Н.,
при секретаре Реммер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Булатовой Г. И., Булатова А. С., Булатова П. А., Рулева М. С. к межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, администрации Беловского муниципального района об обжаловании заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г. и на бездействие должностных лиц администрации Беловского муниципального района, о возмещении судебных расходов,
установил:
Административные истцы Булатова Г.И., Булатов А.С., Булатов П.А., Рулев М.С. обратились в суд с административным иском к межведомственной комиссии, администрации Беловского муниципального района об обжаловании заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г. и на бездействие должностных лиц администрации Беловского муниципального района.
Свои требования мотивируют тем, что 13.09.2017г. Судебной коллегией по административным делам Кемеровского областного суда постановлено апелляционное определение, согласно которого, решение районного суда Кемеровской области от 14.06.2017г. отменено и принято по делу новое решение.
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда признала незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского о района, выразившееся в непроведении обследования жилого дома по <адрес> обязав межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального района провести обследование жилого дома по <адрес> с принятием решения, предусмотренного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006), в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебное решение вступило в законную силу 13.09.2017г.
В связи с тем, что в предусмотренный решением суда срок, 30 дней, решение суда не выполнялось, они получили исполнительный лист и предъявили его к принудительному исполнению через службу судебных приставов.
11.10.17 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Белово и Беловскому Кемеровской области Серебряковой И.А. было возбуждено исполнительное производство по исполнению указанного решения суда.
До настоящего времени апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда не исполнено. Судебный пристав-исполнитель не закрыл исполнительное производство.
Судебный пристав-исполнитель Серебрякова И.А. вручила им заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г.
Согласно данного заключения следует, что по результатам рассмотренных документов: технического заключения о состоянии строительных конструкций здания по <адрес>, составленного ООО «Земстройпроект» и на основании акта обследования № от 11.10.2017г. принято решение: рекомендуется выполнить закрепление стены дворового фасада к диску перекрытия, конструкцию пола по грунту в местах обрушения грунта из-под кирпичных столбиков. По местам образования трещин установить маяки и проводить контроль технического состояния.
Административные истцы не согласны с данным заключением комиссии, и полагают, что оно не соответствует требованиям закона, постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ".
Согласно вышеназванного Положения, а именно п.46, 47, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. Заключение № от 13.02.2018г. не соответствует требованиям данной ст.47 Положения.
Кроме того, 13.02.2018г. межведомственная комиссия, назначила заседание и пригласила собственников многоквартирного дома, расположенного по <адрес> с правом совещательного голоса.
На заседании комиссии они как собственники помещения присутствовали в количестве 3 человека, а именно: Булатова Г.И., Булатов А.С. и Рулев М.С., Булатов П.А. на заседании комиссии не присутствовал.
На заседании комиссии в их присутствии никакого решения и заключения не принималось, так как было решено провести еще одно обследование дома с выездом всех членов комиссии и с установкой маячков на трещины в доме. Была назначена дата выезда, это 15.02.2018г.
Тем не менее, 15.02.2018г. никто из членов комиссии не приехал.
Они обратились в очередной раз в службу судебных приставов, где им 06.03.2018г. было выдано спорное заключение комиссии, с приложенными документами.
Кроме того, в нарушение п.49 Положения администрация Беловского муниципального района не приняла решение и не издало распоряжения согласно данного оспариваемого распоряжения.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
О факте того, что на заседании комиссии 13.02.2018г. никакого заключения не принималось говорит то, что они, как собственники с совещательным голосом, не принимали участие в голосовании комиссии и в заключении комиссии ни чего об этом не говорится.
Полагают, что заключение от 13.02.2018 года N 324 незаконным, поскольку оно противоречит п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, и нарушает их права и наши законные интересы.
Согласно ч. 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) к органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями КАС РФ.
Согласно п. 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 заключение, предусмотренное п. 47 Положения может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Просят суд признать незаконным заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г.; обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского муниципального района исполнить апелляционное определение от 13.09.2017г. судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда, а именно провести обследование жилого дома по <адрес> с принятием решения, предусмотренного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Положением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г.), в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Беловского муниципального района возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300руб. и составления административного иска Булатовой Г.И. в размере 5000 руб. и издержки, связанные с рассмотрением административного дела в размере 20000 руб.
24.04.2018г. в судебном заседании административные истцы уточнили заявленные требования просят суд признать незаконным заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г.; обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского муниципального района вынести заключение об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г.); обязать администрацию Беловского муниципального района Кемеровской области на основании полученного заключения в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.; обязать администрацию Беловского муниципального района возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300руб. и составления административного иска Булатовой Г.И. в размере 5000 руб. и издержки, связанные с рассмотрением административного дела в размере 20000 руб.
В судебном заседании административный истец Булатова Г.И., на уточненных заявленных требованиях настаивала.
Административные истцы Булатов А.С., Булатов П.А., Рулев М.С., в судебное заседание не явились, обратились в суд с письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца Булатовой Г.И. - Мудрова В.В., действующая в порядке ст. 54-58 КАС РФ, доводы своего доверителя поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика межведомственной комиссии Беловского муниципального района Герасимов А.П., действующий на основании доверенности № от 02.04.2018г., считает требования административных истцов не обоснованными и незаконными, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель административного ответчика – администрации Беловского муниципального района – Гонтарь Г.Г., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала.
Выслушав административного истца – Булатову Г.И., ее представителя, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи со следующим.
Согласно статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ст. 2, ч. 6 ст. 15 КАС РФ)
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
В судебном заседании установлено, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018. принято решение: рекомендуется выполнить закрепление стены дворового сада к диску перекрытия, укрепить конструкцию пола по грунту в местах нарушения грунта из-под кирпичных столбиков. По местам образования трещин установить маяки и проводить контроль технического состояния (л.д.26-27).
Ранее истцы уже обращались в Беловский районный суд с аналогичными заявлениями об отмене заключения межведомственной комиссии администрации Беловского муниципального района, что не отрицалось истцами в судебном заседании.
Решением Беловского районного суда от 14.06.2017 года по гражданскому делу №2а-252/2017 истцам в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании бездействия межведомственной комиссии Беловского муниципального района отказано.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 13.09.2017 года решение Беловского районного суда от 14.06.2017 года отменено, по делу принято новое решение (л.д.10-11).
Данным определением межведомственная комиссия Беловского муниципального района была обязана провести обследование жилого дома по <адрес> с принятием решения предусмотренного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
Межведомственной комиссией Беловского муниципального района во исполнение решения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда 11.10.2017 года было проведено обследование жилого дома <адрес>, что подтверждается актом обследования помещения от 11.10.2017 года (л.д.12-14).
Во время обследования жилого дома комиссией было установлено, что истцы не выполнили рекомендации проектных организаций и комиссии от 23.07.2014 года и 26.06.2015 года, а именно:
-выполнить усиление поврежденных несущих конструкций;
-восстановить гидроизоляцию фундаментов;
-установить маяки на трещинах в стеновых конструкциях и организовать за ними наблюдение;
-в случае развития выявленных трещин, а также выявления новых, необходимо немедленно укрепить конструкции;
-проводить планово - предупредительный ремонт;
-оформить в установленном порядке самовольную реконструкцию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
На заседании межведомственной комиссии Беловского муниципального района от 23.11.2017г. в присутствии представителя истцов Мудровой В.В., путем прямого голосования комиссией было принято решение о дополнительном обследовании жилого дома, что подтверждается протоколом № заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции (л.д.18-20).
В исполнение решения межведомственной комиссии, МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» был заключен муниципальный контракт № от 21.12.2017 года с ООО «Земстройпроект» на проведение работ по техническому обследованию строительных конструкций жилых многоквартирных домов, в том числе дома по <адрес> (л.д.70-71).
05.02.2018 года, ООО «Земстройпроект» предоставил техническое заключение о состоянии строительных конструкций здания по <адрес> согласно указанного заключения общее техническое состояние здания ограничено работоспособное, несущая способность отдельных элементов снижена, опасность внезапного обрушения отсутствует.
На заседании межведомственной комиссии Беловского муниципального района от 13.02.2018г., путем прямого голосования было принято заключение №, согласно которого истцам было рекомендовано выполнить закрепление стены дворового фасада к диску перекрытия, укрепить конструкцию пола по грунту в местах обрушения грунта из-под кирпичных столбиков. По местам образования трещин установить маяки и проводить контроль технического состояния.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Белово и Беловскому району № от 22.03.2018 года об окончании исполнительного производства, исполнительное производство №-ИП окончено в связи с тем, что требования исполнительного документа должником - межведомственной комиссией по оценке и признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского муниципального района - выполнены в полном объеме (л.д.85).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Кемеровского областного суда, изложенные в апелляционном определении от 13.09.2017 года о проведении обследования жилого дома доложенного <адрес> с принятием решения предусмотренного положением, исполнены в полном объеме.
Довод административных истцов о том, что необходимости в проведении дополнительного технического обследования строительных конструкций дома специалистами ООО «Земстройпроект» не было т.к. имеется заключение эксперта № составленного 10.09.2015 года Автономной некоммерческой организацией «Кемеровский центр судебных экспертиз», суд находит несостоятельными поскольку согласно протокола заседания межведомственной комиссии от 23.11.2017г., представитель истцов Мудрова В.В. согласилась с решением комиссии и сообщила, что предоставит в комиссию предложения от собственников жилого дома, которые будут учтены в ходе обследования жилого дома.
Ссылка представителя административных истцов – Мудровой В.В., о том, что она присутствовала на заседании комиссии как слушатель и не представляла интересы Булатовых, опровергается протоколом № заседания межведомственной комиссии от 23.11.2017г., из которого следует, что Мудрова В.В. участвовала в заседании комиссии как представитель собственников жилого помещения по доверенности.
Кроме того, решение межведомственной комиссии о проведении дополнительного технического обследования ООО «Земстройпроект» истцами не обжаловалось.
Согласно пункта 46 постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Заключение эксперта № составленного 10.09.2015 года Автономной некоммерческой организацией «Кемеровский центр судебных экспертиз» проведено по квартире №, а дом № состоит из двух квартир, специалисты ООО «Земстройпроект» проводили обследование всего дома.
Доводы административных истцов, что они не организовывали наблюдение за деформациями основания жилого дома (установка маяков) в связи с тем, что не знали как это сделать, суд также находит несостоятельными, поскольку методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений предусмотрены ГОСТ 24846-2012, в котором в частности указано, что маяки обычно изготавливаются из гипса, цемента, металлические и т.д, размеры и форма маяков могут быть различными. На каждую трещину ставят не менее двух маяков, один - в месте максимального развития трещины, другой - в месте начала ее развития.
Информация о изготовлении и установке маячков находится в свободном доступе как в сети «Интернет», так и в периодических изданиях.
Также суд находит несостоятельными доводы административных истцов что в нарушение п.49 Положения администрация Беловского муниципального района не приняла решение и не издала распоряжения согласно данного оспариваемого распоряжения.
Согласно пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно постановления администрации Беловского муниципального района № от 03.06.2016 года в комиссию входит:
-председатель комиссии, заместитель главы района по ЖКХ и строительству;
-заместитель председателя, начальник МКУ «УЖНП Беловского муниципального района»;
-секретарь комиссии, начальник производственно - технического отдела МКУ «УЖНП Беловского муниципального района».
Члены комиссии:
-заместитель начальника ГЖИ Кемеровской области;
-начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Белово и Беловскому району;
-начальник ФГКУ 3 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области;
-руководитель филиала №2 БТИ г.Белово;
-начальник Управления опеки и попечительства администрации Беловского муниципального района;
-начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Беловского муниципального района;
-начальник отдела по учету муниципальной собственности МКУ «КУМИ Беловского муниципального района»;
-начальник жилищного отдела МКУ «УЖНП Беловского муниципального района»;
- начальник юридического отдела МКУ «КУМИ Беловского муниципального района».
Согласно пункта 47 Положения, решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Иных полномочий у администрации Беловского муниципального района в отношении межведомственной комиссии законом не предусмотрено, следовательно, администрация не могла вынести решение (заключение) по жилому дому истцов т.к. в силу п.7, п.47 Положения данным правом не обладает.
Согласно абзаца 2 пункта 47 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исходя из смысла данного пункта Положения, орган местного самоуправления, в данном случае администрация Беловского муниципального района могла издать распоряжение о дальнейшем использовании помещения только в случае признания межведомственной комиссией помещения истцов непригодным для проживания.
Однако, согласно заключения межведомственной комиссии № от 13.02.2018 года дом был признан пригодным для проживания и истцам было рекомендовано провести ремонтные работы.
Таким образом, административными истцами не представлено суду доказательств, свидетельствующих о незаконности заключения № от 13.02.2018г. об оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем требования о обязании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского муниципального района вынести заключение об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г.) также не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования административных истцов об обязании администрации Беловского муниципального района на основании полученного заключения в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, а также о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.03.2015 №21-ФЗ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предметом регулирования КАС РФ - является осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
- об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативнымисвойствами;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), на основании полученного заключения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления Беловский муниципальный район в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 25.03.2015 N 269)
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с пунктом 52 Положения - решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Поскольку административными истцами не решался вопрос о действии (бездействие) органов местного самоуправления Беловского муниципального района, действия органов местного самоуправления не обжаловались и незаконными не признавались, суд полагает, что требования административных истцов, заявленных к администрации Беловского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования административных истцов о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, суд считает их не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела 20.03.2018г. Булатова Г.И. заключила договор поручения на ведение дел в суде с Мудровой В.В. За указанные услуги Булатовой Г.И. оплачено 20000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 20.03.2018г. (л.д.40), также Булатовой Г.И. оплачено Мудровой В.В. 5000 рублей за составление административного искового заявления об оспаривании заключения межведомственной комиссии Беловского муниципального района, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № (л.д.39). Кроме того, административными истцами оплачена государственная пошлина при подаче в суд административного искового заявления в размере 300 рублей (л.д.2).
В соответствии со ст. 103 ч.1 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Ч.1 ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", согласно которому не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36. налогового кодекса, от уплаты государственной длины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов, требования о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Булатовой Г. И., Булатова А. С., Булатова П. А., Рулева М. С. о признании незаконным заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 13.02.2018г.; обязании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Беловского муниципального района вынести заключение об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г.); обязании администрацию Беловского муниципального района Кемеровской области на основании полученного заключения в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда через Беловский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 мая 2018 года.
Судья М.Н.Выдрина