РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Акбулак 20 апреля 2021 года
Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Скворцовой О.В.,
при секретаре Мамажоновой Ю.Н.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Акбулакского района Расстригина В.В.,
представителя административного ответчика - МО Акбулакский поссовет ФИО1,
представителя третьего лица – МО Мичуринский сельсовет Акбулакского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акбулакского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет <адрес> о признании незаконным бездействия по не принятию сер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности сооружения водозабора: единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Акбулакского района обратился в суд с указанным выше административным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и в его обоснование указал, что прокуратурой Акбулакского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и муниципальной собственности на территории МО Акбулакский поссовет Акбулакского района. Проведенной проверкой установлено, что для целей водоснабжении территории МО Акбулакский поссовет Акбулакского района используется единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из пяти сооружений – разведочно-эксплуатационных скважин:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с метоположением6 <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с метоположением6 <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с метоположением6 Российская Федерация, <адрес>, МО Мичуринский сельсовет, сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с метоположением6 Российская <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с метоположением6 <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор» обеспечивает водой население МО Акбулакский поссовет. Согласно информации администрации МО Акбулакский поссовет указанный Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор» на кадастровый учет не поставлен, в муниципальную собственность не принят, в реестр муниципальной собственности не включен. Документов, подтверждающих факт принадлежности Единого недвижимого комплекса «Акбулакский водозабор» в администрации МО Акбулакский поссовет не имеется. Указанное сооружение водозабора в настоящее время собственника не имеет, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания их муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по их содержанию. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местно самоуправления. Бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни.
Просили признать незаконным бездействия по не принятию мер по постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности сооружения водозабора: единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из следующих пяти сооружений:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 56:03:0812002:62, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, МО Мичуринский сельсовет, сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала 56:03:0812002,
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №.
Обязать администрацию муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из следующих пяти сооружений:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
Представитель административного истца – помощник прокурора Акбулакского района Расстригин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – МО Акбулакский поссовет Акбулакского района ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации МО Мичуринский сельсовет ФИО2 в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственность. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III-ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» ( с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, предусмотренные ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливо в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
Пунктом 1 ч.2 ст. 50 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст. ст. 294 и 296 ГК РФ.
На основании ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
Согласно п.5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенный органом по учете недвижимого имущества.
В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению №3 к Постановлению Верховного Совета РФ к объектам государственной собственности, распряженным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III-ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» ( с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения закреплены за сельскими поселениями.
Согласно ч.2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.201 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 01 июля 2003 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Как установлено в судебном заседании для целей водоснабжении территории МО Акбулакский поссовет Акбулакского района используется единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из пяти сооружений – разведочно-эксплуатационных скважин:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский №
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор» обеспечивает водой население МО Акбулакский поссовет.
Согласно информации администрации МО Акбулакский поссовет указанный Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор» на кадастровый учет не поставлен, в муниципальную собственность не принят, в реестр муниципальной собственности не включен.
Документов, подтверждающих факт принадлежности Единого недвижимого комплекса «Акбулакский водозабор» в администрации МО Акбулакский поссовет не имеется.
Указанное сооружение водозабора в настоящее время собственника не имеет, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания их муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по их содержанию.
Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местно самоуправления.
Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.
Кроме того, одним из условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхих непригодных для проживания жилых домов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» наличия зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, в которых предполагается реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 1 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 1 января 2013 года.
Несоблюдение указанного условия лишает возможности участия муниципального образования в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамах Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом.
Бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на Единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни.
На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности сооружения водозабора: единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из следующих пяти сооружений:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
Обязать администрацию муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности единый недвижимый комплекс «Акбулакский водозабор», состоящий из следующих пяти сооружений:
1) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> сооружение расположено в южной части кадастрового квартала №,
2) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 170 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 56:03:0812001:50, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, МО Мичуринский сельсовет, сооружение расположено в южной части кадастрового квартала 56:03:0812001,
3) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 195 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
4) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 185 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №,
5) разведочно-эксплуатационная скважина № глубиной 130 метров, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, с местоположением: Российская <адрес> сооружение расположено в северо-западной части кадастрового квартала №
Разъяснить администрации муниципального образования Тамдысайский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области, что в силу ч.9 ст.227 КАС РФ она обязана устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и прокурору Акбулакского района Оренбургской области об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Скворцова
Мотивированное решение суда изготовлено 23.04.2021 года