ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/18 от 05.02.2018 Яковлевского районного суда (Приморский край)

№2а-23/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Яковлевка 05 февраля 2018 г.

Яковлевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Т.А.

при секретаре ФИО1,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

представителя административного ответчика – Администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО4,

представителя заинтересованного лица - Администрации Яковлевского муниципального района <адрес>ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образование – Яблоновское сельское поселение Яковлевского муниципального района <адрес> и Российской Федерации к Администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не реализации органом местного самоуправления в полном объеме полномочий, определенных требованиями ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ в части проведения работы в отношении выдела долей в земельных участках, находящихся в общей долевой собственности Яблоновского поселения и граждан, в натуре; обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения общих собраний с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона № 101-ФЗ, обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

В обоснование доводов заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес> о выполнении органами местного самоуправления Яковлевского муниципального района полномочий, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В ходе проведения указанного проверочного мероприятия установлено, что у администрации Яблоновского сельского поселения имеются земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения в совместной долевой собственности граждан и поселений.

Яковлевским районным судом <адрес> в период с 2013 года по 2016 год рассмотрен ряд дел о признании права собственности на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения за Яблоновским сельским поселением.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ если до ДД.ММ.ГГГГ участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ обязан:

провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона;

обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Из анализа местоположения указанных земельных участков, а также изучения данных в веб-приложении «Публичная кадастровая карта» (версия 5.0. ПКК © Росреестр 2010-2016), а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что имеется ряд земельных участков на территории Яблоновского сельского поселения, которые принадлежат физическим лицам - гражданам на праве общей долевой собственности, которые фактически являются долями из земель сельскохозяйственного значения.

Указанные земельные участки не имеют границ и имеют общие кадастровые номера в свою очередь свидетельствует об отсутствии выдела указанных долей в натуре.

До настоящего времени право собственности по своей сути является не конкретизированным, а земля фактически вследствие неосуществления указанных мероприятий может использоваться со значительными ограничениями в части субъекта передачи.

С момента истечения срока для «добровольного межевания» участниками общедолевой собственности в отношении всех сельскохозяйственных участков вступают в силу полномочия органов местного самоуправления - в частности администрации сельского поселения, поскольку в отсутствие иных собственников такие земельные доли фактически становятся бесхозяйными.

К числу основных последствий невозможности реализации земельной доли третьему лицу закон предусматривает необходимость выдела данной доли в качестве обособленного земельного участка, составляющего муниципальную собственность.

Таким образом, Закон гарантирует полноправность муниципального образования в отношении перешедшей к нему земельной доли, но только в случае ее выдела в натуре.

Обязанность по выделу участка отнесена к компетенции уполномоченного органа муниципального образования - в данном случае администрации сельского поселения.

Непроведение указанных мероприятий влечет за собой ряд негативных факторов, как то ограниченное распоряжение указанными земельными долями и невозможность их передачи в аренду, также приводит к возникновению споров между участниками общедолевой собственности.

Кроме того, фактически после осуществления мероприятий по выделению земельных участков и регистрации на них права собственности муниципального образования, поселение может свободно ими распоряжаться, в том числе сдавать их в аренду, что в свою очередь принесет определенный доход.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникают негативные последствия не проведения указанных мероприятий, выраженные в том, что при отсутствии земельного участка, выделенного в натуре (без межевания, кадастровых работ, регистрации права) указанные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование иным лицам в качестве земельного участка - «Дальневосточного гектара», и невозможности подтверждения права собственности на указанный земельный участок, в качестве земельной доли, в дальнейшем.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, просила признать незаконным бездействие администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района в части неисполнения обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, не обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, входящих в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также не обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами . Возложить на администрацию Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района обязанность, закрепленную ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ, а именно: провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона № 101-ФЗ; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей входящих в земельные участки с кадастровыми номерами Кроме того в ходатайстве просила увеличить срок для исполнения указанной обязанности до двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - Администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО4, действующий на основании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 15.09.2015г., с иском согласился, пояснив, что за Яблоновским сельским поселением в период с 2014 года по 2016 год было зарегистрировано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Льготным категориям граждан предлагалось приобрести земельные участки по льготе, о чем размещались объявления в газете. Желающих не оказалось. У Яблоновского поселения нет денежных средств для проведения межевания земельных участков. С учетом соблюдения всех требований Федерального закона № 101-ФЗ потребуется не менее двух лет, чтобы исполнить эту обязанность. В настоящее время готовится соглашение о передаче этих земель в ТОР «Михайловский», при условии его подписания, эта земля будет оформляться ими.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Яковлевского муниципального района – ФИО3, действующий на основании доверенности от 13.06.2017г., не возражал против удовлетворения иска, просил увеличить срок для исполнения возложенной обязанности до двух лет, в связи с необходимостью соблюдения всех требований Федерального закона № 101-ФЗ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что земельные участки с кадастровыми номерами являются общей долевой собственностью физических лиц и Яблоновского сельского поселения. Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Доли в указанных земельных участках приобретены Яблоновским поселением в судебном порядке при признании их невостребованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» если до ДД.ММ.ГГГГ участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ обязан провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

<адрес> была проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Яковлевского муниципального района полномочий, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в результате которой было установлено, что администрацией Яблоновского сельского поселения требования ч. 3 ст. 19.1 указанного закона не исполняются.

Указанный факт представителем административного ответчика не оспаривается.

17.03.2017г. прокуратурой <адрес> внесено представление, в котором указывалось о не реализации органом местного самоуправления в полном объеме полномочий, определенных требованиями законодательства в части проведения мероприятий по выделу земельных участков в общей долевой собственности в натуре.

По результатам представления в прокуратуру района поступило письмо от 26.04.2017г. , согласно которому у администрации Яблоновского сельского поселения имеются в собственности земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, право на которые признано в судебном порядке. Для подготовки проекта межевания земельных участков и проведения кадастровых работ по образованию земельных участков необходимы денежные средства, соразмерные годовому бюджету Яблоновского сельского поселения. В связи с отсутствием собственных денежных средств в 2016-2017 годах, администрация Яблоновского сельского поселения планирует заложить средства для проведения данных мероприятий в бюджете 2018г. и обратится за финансовой помощью в администрацию Яковлевского муниципального района.

10.04.2017г. главой администрации Яблоновского сельского поселения вынесено распоряжение «Об устранении нарушений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2017г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. » кадастровые кварталы из которого образован кадастровый квартал , вошли в территорию опережающего социально-экономического развития «Михайловский».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Доказательства передачи на праве собственности или аренды земельных участков с кадастровыми номерами ТОР «Михайловский» в судебное заседание представлены не были. Согласно пояснениям представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица данное соглашение только готовится.

Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности, закрепленной ч. 3 ст. 19.1 Закона № 101-ФЗ, может привести к незаконному и бесконтрольному использованию земельных участков гражданами и хозяйствующими субъектами, не имеющими необходимых правоустанавливающих документов, и привести к возникновению споров между участниками общедолевой собственности.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, выразившееся в не реализации органом местного самоуправления полномочий, определенных требованиями части 3 статьи 19.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части неисполнения обязанности по проведению общего собрания участников долевой собственности, не обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, входящих в долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также в части не обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

Обязать администрацию Яблоновского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:

провести общие собрания участников долевой собственности в земельных участках с кадастровыми номерами внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в отношении земельных долей, входящих в земельные участки с кадастровыми номерами

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2018 года.

Судья Т.А. Нестерова