Дело № 2а-23/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Чикой 25 января 2019 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре Григорьевой Е.С.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Красночикойского района Оглоблина Н.Г.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Верхнешергольджинское о возложении обязанности обеспечить сохранность муниципального имущества - автомобиля АРС-14, привести автомобиль АРС-14 в исправное состояние,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Красночикойского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка законодательства о пожарной безопасности в отношении администрации сельского поселения «Верхнешергольджинское».
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№/р в собственность сельского поселения «Верхнешергольджинское» передан автомобиль АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя №, номер шасси №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ).
Ранее проведенной проверкой установлено, что данный автомобиль в осенне-зимний период размещен на открытой площадке, что свидетельствует о не обеспечении его сохранности, может повлечь преждевременный износ, ухудшение потребительских свойств (невозможность его применения в целях пожаротушения). Кроме того, автомобиль АРС-14 имеет следующие неисправности: не работает сцепление, лопнут корпус гидроусилителя. В связи с чем, в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако по результатам рассмотрения представления меры по размещению автомобиля АРС-14 в отапливаемое помещение, его ремонту не приняты.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в частности, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 3 распоряжения Правительства Забайкальского края от 21.09.2018 № 401-р «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и лесном фонде Забайкальского края в осенний период 2018 года» органам местного самоуправления в период с 01 по 20 октября 2018 года надлежало провести работы по обновлению двойных противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов, при необходимости создать новые минерализованные полосы (по две полосы шириной не менее 5-6 метров с расстоянием между ними не менее 3-50 метров в зависимости от рельефа местности); провести профилактические выжигания между двойными минерализованными полосами вокруг населенных пунктов в границах земель населенных пунктов, провести очистку территорий населенных пунктов от сухой травы и горючего мусора, а также от несанкционированных свалов твердых коммунальных отходов, проверить укомплектованность автомобилей АРС-14, а также готовность их к применению в любое время года, привести их в исправное состояние и разместить в отапливаемых боксах.
Поскольку размещение автомобиля АРС-14 на открытой площадке в зимний период времени, его неисправное состояние могут привести к преждевременному износу, ухудшению его потребительских свойств, его утрате, невозможности принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, то могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просил обязать администрацию сельского поселения «Верхнешергольджинское» муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сохранность муниципального имущества - автомобиля АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя 309308, номер шасси 237359, год выпуска 1976) путем его размещения в зимний период времени в отапливаемом помещении.
Обязатьадминистрацию сельского поселения «Верхнешергольджинское» муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобиль АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя №, номер шасси №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ) в исправное состояние.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Оглоблин Н.Г. поддержал административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании прав по должности, административный иск признал в части требований о приведении автомобиля АРС-14 в исправное состояние. Требование прокурора о размещении автомобиля АРС-14 в зимний период в отапливаемом помещении не признал, суду пояснил, что на балансе сельского поселения нет отапливаемых гаражей и иного недвижимого имущества, в котором возможно разместить автомобиль АРС-14. На территории сельского поселения имеется четыре административных здания, которые фактически являются бесхозяйными, но вопрос о признании указанных зданий бесхозяйным имуществом ими не решался. Данные помещения не отапливаемые, не имеют крыш и дверей. Одно из таких зданий - бывший гараж колхоза «Заря». Автомобиль АРС-14 был передан на баланс администрации сельского поселения в 2014 году, но на учет в ГАИ данный автомобиль поставлен не был, так как он не исправен. По мере возможности автомобиль восстанавливают, в ноябре 2018 г. установили гидроусилитель, но необходимо теплое помещение, чтобы прокачать сцепление. Пожарная часть на территории сельского поселения отсутствует, для тушения пожаров используется противопожарная бочка, которая функционирует круглогодично. Данную бочку они транспортируют на тракторе, заправляется она водой из водокачки в течение 20 минут, непосредственно перед использованием. Документов на данную бочку не имеется. Для выполнения требований прокурора необходимы финансовые средства, которые отсутствуют как в бюджете сельского поселения, так и в бюджете района. Их обращения в администрацию района за выделением финансирования в 2016 году оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием денежных средств.
Выслушав обе стороны, изучив письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесена реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В части 1 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым в частности, относятся принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные автомобили относятся к мобильным средствам пожаротушения.
В силу статьи 101 указанного Федерального закона пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара.
Пунктом 1 ст. 108 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара: доставку к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей; подачу в очаг пожара огнетушащих веществ; проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара (далее - проведение аварийно-спасательных работ); обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Согласно п. 3 распоряжения Правительства Забайкальского края от 21 сентября 2018 № 401-р «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и лесном фонде Забайкальского края в осенний период 2018 года» органам местного самоуправления в период с 01 по 20 октября 2018 года было рекомендовано проверить укомплектованность автомобилей АРС-14, а также готовность их к применению в любое время года, привести их в исправное состояние и разместить в отапливаемых боксах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с согласия руководителя администрации сельского поселения «Верхнешергольджинское» ФИО2 на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 09.06.2014 г. № и акта приема-передачи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ в собственность сельского поселения «Верхнешергольджинское было передано государственное имущество - автомобиль АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя №, номер шасси №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, балансовая стоимость <данные изъяты> рублей) (л.д.____).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации сельского поселения «Верхнешергольджинское» и.о. прокурора Красночикойского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, о защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Из ответа главы сельского поселения «Верхнешергольджинское» на представление прокурора следует, что автомобиль АРС-14 размещен на открытой площадке, так как на территории сельского поселения отсутствует теплое помещение для размещения указанного автомобиля.
Кроме того, из ответа главы сельского поселения «Верхнешергольджинское» на требование прокурора от 12.2018 г. № следует, что автомобиль АРС-14 имеет следующие неисправности: не работает сцепление, лопнут корпус гидроусилителя (гидроусилитель приобретен, но так как машина находится не в теплом помещении, нет возможности его установить и прокачать сцепление).
Из объяснений представителя административного ответчика ФИО1 в судебном заседании следует, что на территории сельского поселения отсутствует пожарная часть, а для принятия первичных мер пожаротушения используется противопожарная бочка. Вместе с тем, указанные доводы являются голословными и не подкреплены какими-либо допустимыми доказательствами.
Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика об отсутствии денежных средств для исполнения исковых требований прокурора, учитывая, что данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от выполнения полномочий в сфере обеспечения пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ. Кроме того, указанные доводы также не подтверждены документально.
Размещение пожарного автомобиля АРС-14 на открытой площадке, куда имеют доступ посторонние лица, в зимний период времени, неисправное состояние данного автомобиля не обеспечивает выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, может повлечь утрату пожарного автомобиля, его повреждение и невозможность принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения «Верхнешергольджинское», на пожарную безопасность.
Учитывая изложенное, административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку администрация сельского поселения «Верхнешергольджинское» в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, она подлежит отнесению на счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Верхнешергольджинское» муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сохранность муниципального имущества - автомобиля АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя 309308, номер шасси 237359, год выпуска 1976) путем его размещения в зимний период времени в отапливаемом помещении.
Обязать администрацию сельского поселения «Верхнешергольджинское» муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобиль АРС-14 на базе ЗИЛ-131 (номер двигателя №, номер шасси №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ) в исправное состояние.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красночикойский районный суд.
Судья: И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме 30 января 2019 года.
Судья: И.С. Гусманова