ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/2022 от 14.01.2022 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-23/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2022 года <адрес>

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Михайловой К.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Нестерова А.С., представителя заинтересованного лица ГЖИ по Оренбургской области Иванова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения в сфере ЖКХ,

установил:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к к администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения в сфере ЖКХ, указывая, что прокуратурой района на основании обращения жителей МКД п. Энергетик Новоорского района проведена проверка исполнения администрацией МО Энергетикский поссовет требований законодательства при содержании общего имущества собственников в многоквартирном доме.

В ходе проверки установлено, что 01.06.2021 года ГЖИ по Оренбургской области в адрес администрации МО Энергетикский поссовет выдана справка № С-209, а также акт-заключение осмотра МКД <адрес>, согласно которым выявлены нарушения минимального перечня и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, а именно:

п. 3 Перечня № 290, ПиН п. 4.2.1.3, п. 4.2.1.4, п. 4.2.1.5 - не произведены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов: местами трещины, отслоение и разрушение облицовочных слоев цоколя; повреждение в кладке, утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен.

- п. 1 Перечня № 290, ПиН п. 4.1.6, п. 4.1.7 - не произведены работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов: частичная неисправность отмостки (отсутствие отмостки торцевого фасада здания);

Вышеуказанные нарушения возникли в ходе длительной эксплуатации дома и свидетельствуют о наличии признаков исчерпания несущей способности его конструкций и опасности обрушения. Необходимо проведение инструментального обследования, заключения специализированной организации.

Администрация МО Энергетикский поссовет в ответ на представление, вынесенное в адрес главы МО Энергетикский поссовет отказа в удовлетворении требований прокурора.

По состоянию на 15.11.2021 года дополнительное (детально-инструментальное) обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома не проведено.

Считает, что бездействие администрации МО Энергетикский поссовет нарушает жилищные права проживающих в указанном доме граждан на безопасные условия проживания.

Согласно уточненным исковым требованиям просит признать незаконным бездействие администрации МО Энергетикский поссовет, выразившееся в не проведении дополнительного (детально-инструментальное) обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного <адрес> (общежитие ); обязать администрацию МО Энергетикский поссовет провести дополнительное детально-инструментальное) обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного <адрес> (общежитие ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Новоорского района Нестеров А.С. поддержал заявленные административные исковые требования в уточненном виде на вышеизложенных основаниях.

Представитель административного ответчика администрации МО Энергетикский поссовет в судебное заседание не явился. Надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.

Представитель заинтересованного лица ГЖИ по Оренбургской области Иванов А.И. в судебном заседании пояснил, что в мае месяце 2021 поступило обращение жителей данного дома. 01.06.2021 выходил на обследование дома, в ходе которого были выявлены нарушения. Им были составлена справка и заключение. Было выдано предписание о проведении обследования и дачи заключения, для дальнейшего принятия решения на межведомственной комиссии. Дом в плохом состоянии, жильцы жалуются на коммуникации, течет кровля, нарушается перекрытие стен. Специализированная организация обследует дом с привлечением специальных инструментов, дом без обследования не будет рассматриваться на межведомственной комиссии. Комиссия принимает решения по дальнейшей судьбе дома. Проведенного визуального обследования недостаточно, необходимо именно заключение межведомственной комиссии, проведенной специализированной организацией.

В соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административных истца и ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, установлены работы, которые выполняются в отношении всех видов фундаментов.

Пунктом 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290, предусмотрен перечень работ, выполняемых для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, в частности выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

В соответствии с пунктами 4.1.6, 4.1.7 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками). Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.

Согласно пункту 4.2.1.1 данных Правил техническая эксплуатация жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

В силу пункта 4.2.1.3 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.

В соответствии с 4.2.1.4, 4.2.1.5 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки. Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.

Из материалов дела следует, что собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области.

01.06.2021 года ведущим специалистом отдела нормативно-технического контроля (надзора) ГЖИ по Оренбургской области Ивановым А.И. составлен акт-заключение осмотра многоквартирного <адрес>, в ходе которого установлено, что дом 1966 года постройки, пятиэтажный, площадью 2 343,7 кв.м., многоквартирный. Цоколь, фундамент - частичная неисправность отмостки (отсутствие отмостки торцевой фасад дома), местами трещины отслоение и разрушение облицовочных слоев цоколя (по периметру дома); стены наружные - повреждения в кладке, утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая безопасности людей (главный, торцевой фасад дома); внутренние стены перегородки - отслоение окрасочного и штукатурного слоев, темные пятна, местами разрушение защитного слоя бетона, оголение арматуры несущих конструкций стен в душевых, санузлах, коридорах, лестничных клетках, в тамбурном отсеке; перекрытие дома - отслоение окрасочного и штукатурного слоев, темные пятна, местами разрушение защитного слоя бетона, оголение арматуры несущих конструкций перекрытий (потолков) в душевых, санузлах, коридорах, лестничных клетках; кровля - неисправность кровельного покрытия, трещины, разрывы, растрескивание рулонных материалов, неисправности сопряжения кровельного покрытия со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами; неисправность (местами отсутствие) отделочных элементов металлических свесов кровли, неисправность будки входа на крышу, наличие растущих деревьев на крыше; двери входные, окна подъездов - неисправность оконных заполнений, фурнитуры (отсутствие второго контура остекления), а также неисправность заполнений дверных проемов, фурнитуры (лестничные клетки, коридоры); внутренняя отделка стен подъезда, лестничных клеток - отслоение окрасочного и штукатурного слоев, темные пятна, местами разрушение защитного слоя бетона, оголение арматуры несущих конструкций стен в душевых, санузлах, коридорах, лестничных клетках, в тамбурном отсеке.

Выявленные нарушения возникли в ходе длительной эксплуатации дома и свидетельствуют о наличии признаков исчерпания несущей способности его конструкций и опасности обрушения. Необходимо проведение инструментального обследования, заключение специальной организации.

Согласно справке № с-209 ад (47-пп) от 01.06.2021 года составленной ведущим специалистом отдела нормативно-технического контроля ГЖИ по Оренбургской области А.И. Ивановым выявлены нарушения минимального перечня и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, а именно:

п. 3 Перечня № 290, ПиН п. 4.2.1.3, п. 4.2.1.4, п. 4.2.1.5 - не произведены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформации, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств - местами трещины, отслоение и разрушение облицовочных слоев цоколя (по периметру дома);

- п. 1 Перечня № 290, ПиН п. 4.1.6, п. 4.1.7 - не произведены работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов: проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам - частичная неисправность отмостки (отсутствие отмостки торцевого фасада здания);

п. 3 Перечня № 290, ПиН п. 4.2.1.3, п. 4.2.1.4, п. 4.2.1.5 - не произведены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонение от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушение связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней - повреждение в кладке, утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая безопасности людей (главный, торцевой фасад дома).

Из письма главы администрации МО Энергетикский поссовет от 30.07.2021 года следует, что представление прокуратуры Новоорского района от 25.06.2021 № 07-02-2021 «Об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, бюджетного законодательства и законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, а также жилищного законодательства» не подлежит удовлетворению.

26.10.2021 года в адрес главы администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Д.А.И. направлено письмо заместителя прокурора Новоорского района С.Р.М. о предоставлении сведений.

Из ответа главы администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области от 28.10.2021 года следует, что в настоящее время заключен договор с МУП «Орскстройремзаказчик» о визуальном обследовании с подготовкой заключения о техническом состоянии здания по адресу: <адрес>.

Аукцион на право заключения муниципального контракта на обслуживание общежития <адрес> до момента расселения не проводился.

Расселение проживающих в общежитии граждан в комфортабельные квартиры, находящиеся в собственности муниципалитета, планируется после получения заключения о техническом состоянии.

Из рапорта старшего помощника прокурора Новоорского района Нестерова А.С. следует, что по состоянию на 15.11.2021 администрация МО Энергетикский поссовет дополнительное (детально-инструментальное) обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не организовало.

Согласно п. 1.1. Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153) настоящие Правила предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при решении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них.

К проведению работ по обследованию несущих конструкций зданий и сооружений допускают организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие в своем составе квалифицированных специалистов. Квалификация организации на право проведения обследования и оценки технического состояния несущих конструкций зданий и сооружений должна быть подтверждена соответствующей Государственной лицензией.(п. 4.1)

Согласно п. 4. 2 СП 13-102-2003 необходимость в проведении обследовательских работ, их объем, состав и характер зависят от поставленных конкретных задач. Основанием для обследования может быть в том числе необходимость определения пригодности производственных и общественных зданий для нормальной эксплуатации, а также жилых зданий для проживания в них.

Таким образом, представителем административного ответчика в суд не представлены доказательств о проведении дополнительного (детально-инструментальное) обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что создает угрозу нарушения прав граждан на безопасные условия проживания.

Следовательно, исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения в сфере ЖКХ - удовлетворить.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО Энергетикский поссовет, выразившееся в не проведении дополнительного (детально-инструментального) обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного <адрес> (общежитие ).

Обязать администрацию МО Энергетикский поссовет провести дополнительное детально-инструментальное) обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного <адрес> (общежитие ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца через Новоорский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись А.И. Левченков

Мотивированное решение суда изготовлено 21.01.2022 года.

Судья подпись А.И. Левченков