ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-23/2023 от 17.05.2023 Нижнетагильского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2023 г. г. Екатеринбург

Нижнетагильский гарнизонный военный суд под председательством Бердинского Д.А., при секретаре судебного заседания Егоровой А.М., с участием административного истца Попова Н.В., его представителя Игумнова Ю.А., представителей административных ответчиков Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, директора названной федеральной службы Б.А.В., а также войсковой части и ее командира С.Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении войсковой части административное дело по иску Попова Н.В., оспаривающего бездействие директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и командира войсковой части по обеспечению истца жилищной субсидией, а также бездействие командира войсковой части по увольнению административного истца с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на службе,

у с т а н о в и л:

Попов Н.В., проходящий военную службу и состоящего с февраля 2020 г. при воинской части в очереди военнослужащих нуждающихся в постоянном жилье, обратился в суд с административным иском, которым оспорил бездействие Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по обеспечению себя жилищной субсидией и просил суд обязать Директора службы выделить необходимые денежные средства на указанные цели.

Кроме того, административный истец просил суд обязать командира войсковой части выплатить поступившие для него из Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в воинскую часть деньги по жилищной субсидии, после чего, уволить его с военной службы установленным порядком в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и исключить из списков личного состава воинской части, обеспечив при исключении всеми положенными видами довольствия.

В судебном заседании Попов на заявленных требованиях настаивал и просил их удовлетворить, при этом пояснил, что в связи с невыплатой ему денежных средств по субсидии в разумный срок, он не может уволиться с военной службы, хотя право на это имеет, служить дальше не желает, но вынужден это делать, поскольку желает перед увольнением получить деньги для приобретения собственного жилья. Также военнослужащий пояснил в судебном заседании, что служебное жилье получать не хочет, проживает с дочерью в двухкомнатной квартире, которая принадлежит на праве собственности матери его дочери, которая также проживает в этой же квартире вместе со своим сыном. За весь период прохождения военной службы он от государства и военного ведомства жилье никогда не получал.

Представитель административного истца Игумнов Ю.А. поддержал исковые требования военнослужащего, просил их удовлетворить, пояснив, что командование воинской части нарушило порядок и сроки рассмотрения рапорта Попова об увольнении с военной службы, а также по выплате жилищной субсидии.

Представитель административного ответчика командира войсковой части С.Д.А., в судебном заседании исковые требования военнослужащего не признал и пояснил, что в воинской части административный истец установленным порядком с составом семьи 2 человека признан нуждающимся в постоянном жилье, выразил желание получить жилищную субсидию. После чего, все необходимые документы для получения военнослужащим субсидии были направлены по команде в региональное командование войск национальной гвардии РФ, при этом Попов по месту службы состоит в списке военнослужащих под номером 20 в очереди на получение жилищной субсидии.

Также С. показал в суде, что административным ответчиком произведены все необходимые действия для получения воинской частью соответствующих лимитов бюджетных ассигнований, как на 2020 г., так и последующие годы, включая 2023 г. Поступившие в воинскую часть денежные средства по жилищной субсидии с 2020 по 2023 гг. выдавались военнослужащим, имевшим внеочередное право на их получение. Командованием воинской части, с момента подачи Поповым рапорта с 1 июня 2022 г. с просьбой уволить истца с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, при этом, обеспечить военнослужащего до момента его увольнения деньгами по жилищной субсидии, осуществлены мероприятия, которые должны предшествовать увольнению военнослужащего с военной службы. Попов был направлен на военно-врачебную комиссию (далее – ВВК), ему был произведен предварительный расчет выслуги лет на дату окончания контракта, проведена аттестационная комиссия, военнослужащему предоставлены положенные отпуска за 2022 – 2023 гг. В связи с нежеланием военнослужащего увольняться с военной службы без предоставления жилищной субсидии, командир воинской части не может принять решение об увольнении Попова с военной службы, несмотря на то, что контракт о прохождении истцом военной службы прекратил свое действие.

Представитель административного ответчика директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ – Б.А.В., также не признал в суде требований иска военнослужащего пояснив, что денежные средства из Федерального бюджета для выплаты нуждающимся военнослужащим жилищной субсидии по независящим от ответчика объективным причинам в войска национальной гвардии в 2020-2023 гг. в необходимых объемах не поступали. В связи с чем, обеспечить Попова деньгами по жилищной субсидии, с учетом имеющейся очередности и отсутствия у военнослужащего внеочередного права на обеспечение жилищной субсидией, в настоящее время не представляется возможным.

Кроме того, Б. пояснил, что в населенном пункте, где истец проходит военную службу и где Попов просит обеспечить его постоянным жильем, имеются свободные служебные жилые помещения и в случае поступления рапорта истца о выделении ему служебного жилья до момента обеспечения постоянным жильем по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, просьба административного истца будет удовлетворена, он будет обеспечен служебным жилым помещением. Также истец имеет право на получение денежной компенсации за поднаем жилья, при условии предоставления соответствующих документов в финансовое подразделение воинской части, которая будет выплачиваться военнослужащему весь период времени до момента обеспечения его постоянным жильем, независимо от того, является ли он уволенным или продолжает проходить военную службу.

Выслушав лиц участвующих в деле, а также исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат, в связи со следующим.

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 28 февраля 2020 г. подтверждается, что истец и его дочь, состоят на учете нуждающихся в получение постоянного жилья с 25 февраля 2020 г.

Согласно рапорту военнослужащего от 16 марта 2020 г., Попов избрал способ обеспечения себя постоянным жильем путем получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Из представленного списка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы – очередников войсковой части на получение жилищной субсидии для приобретения и строительства жилья, следует, что Попов в названном списке состоит под номером 20, с расчетом суммы жилищной субсидии в размере 5807837 рублей.

Из ответов, полученных из войсковых частей , управления Уральского округа войск национальной гвардии России, следует, что войсковой частью ежемесячно направляются в вышестоящий орган военного управления сведения о кредиторской задолженности, в том числе и по сумме необходимых денежных средств для обеспечения нуждающихся военнослужащих-очередников жилищной субсидией для приобретения жилья.

Административный истец на дату 25 февраля 2020 г. состоял в очереди нуждающихся для получения жилых помещений для постоянного проживания под номером 26. По состоянию на 1 апреля 2023 г. военнослужащий состоит в указанном списке под номером 20. Общая задолжность воинских частей дивизии по выплате жилищной субсидии военнослужащим-очередникам составляет 805947701,84 рубль, из них задолжность по войсковой части составляет 298491568,39 рублей. Сведения о задолженности по выплате жилищной субсидии для приобретения жилья военнослужащим по воинским частям соединения предоставляются в Уральский округ войск национальной гвардии РФ ежеквартально.

Из ответа представителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, следует, что базовые бюджетные ассигнования, выделяемые Росгвардии для предоставления жилищных субсидий, составляют 1,6 млрд. рублей в год. С 2020 г. по настоящее время для предоставления военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы и членам их семей субсидий для приобретения жилья, Уральскому округу войск национальной гвардии было выделено 674092534,92 рубля. При этом бюджетные ассигнования выделялись исключительно для обеспечения лиц, подлежащих обеспечению вне очереди, ввиду недостаточности бюджетных ассигнований выделяемых Росгвардии на данные цели.

Из копии контракта, заключенного 23 февраля 2018 г. на срок 5 лет между Поповым Н.В. и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ в лице командира войсковой части , следует, что в настоящее время контракт прекратил свое действие.

Из представленного ответчиком расчета выслуги лет административного истца следует, что Попов, имеет по состоянию на 23 февраля 2023 г. выслугу – 31 год, 7 месяцев и 21 день.

В соответствии с абз. первым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством за счет средств федерального бюджета.

В силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В порядке реализации права военнослужащего на получение жилищной субсидии директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ издан приказ от 28 сентября 2018 г. , согласно которому утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим по контракту и гражданам уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии РФ.

Согласно п. 6 утвержденного Порядка распределение лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, осуществляется Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ согласно потребности в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений по очередности, определяемой в соответствии с п.п. 8 и 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768.

Пунктом 8 названных Правил определено, что в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, при этом, п. 14 наделяет уполномоченный орган вести список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносить в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

Таким образом, из изложенного следует, что право военнослужащего на обеспечение его жилищной субсидией должно реализовываться в порядке и на условиях установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в порядке очередности постановки военнослужащего на учет нуждающихся в обеспечении жильем от федерального органа, где он проходит военную службу.

В судебном заседании установлено, что Попов состоит в списке нуждающихся военнослужащих на получение жилищной субсидии при войсковой части под 20 номером. Перед административным истцом имеются военнослужащие, а также уволенные с военной службы граждане, претендующие на получение жилищной субсидии, по отношении к которым истец каких-либо льгот или преимуществ на получение жилищной субсидии не имеет.

Поступавшие в воинскую часть из Федеральной службы и регионального командования войск национальной гвардии денежные средства для обеспечения военнослужащих жилищной субсидией в период с 2020 по 2023 гг. распределялись среди лиц, которые имели внеочередное право на их получение.

Вопреки утверждениям административного истца о том, что ответчиком нарушены разумные сроки обеспечения его жилищной субсидией, суд приходит к выводу, что как такового бездействия со стороны директора Федеральной службы войск национальной гвардии России по обеспечению Попова жилищной субсидией, осуществлено не было, при этом какие-либо сроки на выплату военнослужащим субсидии, названными выше нормативно-правовыми актами не установлены.

Наоборот, как воинской частью, региональным командованием, так и Федеральной службой войск национальной гвардии России осуществлены все необходимые действия по признанию истца нуждающимся в постоянном жилье и обеспечение его субсидией.

Так, в 2020 г. Попов был признан нуждающимся в постоянном жилье. Должностными лицами воинской части произведен расчет необходимых денежных средств по обеспечению его субсидией, вся обязательная информация передана установленным порядком в соответствующие структурные подразделения Главного командования войск национальной гвардии.

Из ответа начальника отдела организации обеспечения постоянным жильем Департамента строительства Росгвардии следует, что бюджетные ассигнования в 2020 – 2023 гг. Уральскому округу войск национальной гвардии РФ выделялись исключительно для обеспечения лиц, подлежащих обеспечению вне очереди, ввиду недостаточности бюджетных средств выделяемых Росгвардии на данные цели. Потребности в жилых помещениях и денежных средствах на приобретение жилья в Росгвардии отражаются в Реестре военнослужащих состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, по принципу очередности исходя из даты принятия граждан на учет и наличия внеочередного права на обеспечение жилым помещением. Базовые бюджетные ассигнования, выделяемые Росгвардии для предоставления жилищных субсидий, составляют 1,6 млрд. рублей в год.

Из пояснительной записки начальника следует, что в воинскую часть в период с 2020 по 2023 гг. поступили деньги по жилищной субсидии, которые был распределены исключительно только 4 военнослужащим, имеющим право на внеочередное получение жилищной субсидии.

Таким образом, проанализировав изложенное, следует прийти к выводу, что не выплата истцу жилищной субсидии связано не с бездействием должностных лиц командования войск национальной гвардии РФ, а с тем, что лимиты бюджетных обязательств на выплату субсидий для приобретения и строительства жилья военнослужащим из государственного бюджета не выделены в тех объемах, которые необходимы для обеспечения всех нуждающихся в Росгвардии, т.е. ответчику по объективным причинам не представилось возможным произвести положенную истцу денежную выплату. Попов, к категории лиц, которые обеспечиваются жилищной субсидией вне очереди и которые определены в п. 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не относится.

При этом судом отмечается, что командование воинской части не отказывается от своих обязательств по обеспечению истца служебным жильем, либо оплаты поднаема военнослужащему жилого помещения, до момента его обеспечения деньгами по жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика Б..

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение военнослужащих указанной категории при определенных обстоятельствах.

Именно исходя из отсутствия возможности обеспечить Попова постоянным жилым помещением на момент достижения последним предельного возраста пребывания на военной службе и окончания срока действия контракта о прохождении истцом военной службы, командиром воинской части не осуществлены дальнейшие действия, связанные с увольнением военнослужащего и исключения его из списков личного состава воинской части. При этом командованием воинской части проведены все необходимые мероприятия, которые должны предшествовать увольнению военнослужащего с военной службы. Так Попову была проведена военно-врачебная комиссия перед увольнением, истцу предоставлены все положенные отпуска, произведен подсчет выслуги лет на дату достижения предельного возраста пребывания на военной службе, проведена аттестационная комиссия. При этом, военнослужащий, подав рапорт на обеспечение его жилищной субсидией, просил должностное лицо уволить его с военной службы только после обеспечения деньгами по жилищной субсидии, что явилось основанием для командира воинской части приостановить все дальнейшие действия, связанные с увольнением истца с военной службы.

Таким образом, учитывая все изложенное и принимая решение по заявленным истцом требованиям, суд находит их необоснованными и отказывает Попову в удовлетворении административного иска, в связи с чем, отсутствуют и основания для возмещения военнослужащему судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Попова Н.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Нижнетагильский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий по делу Д.А. Бердинский

Мотивированное решение составлено 26 мая 2023 г.

Председательствующий по делу «Подпись» Д.А. Бердинский