ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2401/19 от 08.04.2019 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-2401/2019

03RS0003-01-2019-001848-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 08 апреля 2019 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,

с участием административного истца Мутугуллиной Р. Н.,

при участии представителя административного ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Кучерявенко А. Р., на основании доверенности,

представителей заинтересованного лица филиала ГКУ ЦЗН города Уфы по Орджоникидзевскому району Кирилловой Н. С., Шафикова И. Ф. на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мутугуллиной Р. Н. к заместителю министра Шайхисламову Ф. Р., Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным полностью решения, о признании формального ответа от 21.11.2018 года № 25-977 Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ответом не по существу, обязании принять решение о назначении компенсационного пособия, провести проверку в отношении должностных лиц (директора СЗ Орджоникидзевского района города Уфы),

у с т а н о в и л :

административный истец Мутугуллина Р. Н. обратилась в суд с названным административным иском в обоснование указывая, что 31.10.18 г. она обратилась на приеме к должностному лицу Шайхисламову Ф. Р. заместителю министра семьи, труда и социальной защиты населения РБ по вопросам: невыплаты ее матери дополнительной надбавки по уходу на основании ФЗ 243-ФЗ с 2013 года; проведения служебной проверки сотрудника - директора СЗ по Орджоникидзевскому району г. Уфы. Как следует из иска в декабре 2018 года Мутугуллиной Р. Н. получен ответ, но в нем не разрешен поставленный вопрос. Административный истец Мутугуллина Р. Н. просила признать незаконным полностью решение, принятого административным ответчиком. Обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; обязать административного ответчика принять решение по вопросу действий директора СЗ.

Уточнив административный иск 22.03.2019, административный истец просила:

- признать формальный ответ от 21.11.18 г. №25-977 Министерства семьи, труда и соцзащиты РБ (Шайхисламов) как ответ не по существу;

- обязать Министерство семьи, труда и соцзащиты населения РБ: принять решение о назначении компенсационного пособия в соответствии с решениями ПФ (от 28.12.16 и 20.08.18) и ФНС (16.08.2018); провести проверку в отношении должностного лица (директора СЗ Орджоникидзевского района г. Уфы) на:

- несоответствие сведений искового заявления №399 от 21.03.12 г. и жалобы на действия судебного пристава-исполнителя (08.04.16 г. №410) (указать какие оборудования приобретались за счет государственной субсидии и могут быть реализованы за счет погашения долга);

- невозвращения предпринимателям денег за приобретенные печати (где чеки?).

В судебном заседании административный истец Мутугуллина Р. Н. поддержала ходатайство о привлечении в качестве соистца С. И. Черненко, который являлся работником по трудовому договору (на взятую безвозмездную субсидию).

Представитель административного ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Кучерявенко А. Р. в судебном заседании возражала по требованиям административного истца, поддержала доводы своих письменных возражений. Пояснила, что в соответствии с Регламентом, рассмотрение вопросов о компенсационных выплатах не относится к компетенции Министерства Труда, это вопросы Пенсионного Фонда, на что Пенсионный Фонд неоднократно давал ответы истцу. Также пояснила, что по всем поставленным вопросам имеется решение Арбитражного суда от 2012 года, об этом был дан ответ. Возражала по ходатайству о привлечении соистца Черненко, поскольку это не имеет отношения к предмету спора.

Представитель филиала ГКУ ЦЗН города Уфы по Орджоникидзевскому району Кириллова Н. С. – возражала по доводам административного иска. Также возражала по ходатайству о привлечении соистца Черненко, поскольку по сведениям ГКУ ЦЗН города Уфы трудовые функции в качестве продавца-консультанта осуществляла Сафиуллина, которая была направлена в рамках привлеченной субсидии.

Представитель филиала ГКУ ЦЗН города Уфы по Орджоникидзевскому району Шафиков Р. Ф. возражал по исковым требованиям.

Административный ответчик заместитель министра Шайхисламов Ф.Р., Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, заинтересованные лица ГКУ Центр занятости населения города Уфы, филиал ГКУ ЦЗН города Уфы по Орджоникидзевскому району извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

В удовлетворении ходатайства о привлечении соистцом Черненко определением Кировского районного суда города Уфы от 08 апреля 2019 года отказано.

Выслушав участников, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".

Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4).

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 21 августа 2015 года № 592-0 «Об организации личного приема граждан в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» утвержден Порядок организации личного приема граждан в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка личный прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, проводится в целях поддержания непосредственных контактов министерства с населением и оперативного решения актуальных вопросов на основе качественного и своевременного рассмотрения заявлений, предложений и жалоб.

Пунктом 2.10 Порядка установлено, что содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина, которая после завершения приема передается в отдел делопроизводства и работы с информационными системами.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что административный истец Мутугуллина Р. Н. 31 октября 2018 года обратилась на личном приеме граждан к заместителю Министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Шайхисламову Ф.Р.

Согласно карточке регистрации личного приема граждан Министерства Мутугуллина Р. Н. 31 октября 2018 года обратилась в Министерство с вопросом о неправомерности взыскания субсидии на открытие собственного дела, в карточке регистрации личного приема граждан указано, что принято заявление от заявителя (л.д. 25).

В ходе личного приема от Мутугуллиной Р. Н. Министерством была принята жалоба в письменном виде и зарегистрирована отделом делопроизводства и работы с информационными системами (вх. № ОГ-3659 от 31.10.2018) в установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в дальнейшем Мутугуллиной Р. Н. представлены дополнения к своей жалобе (вх. № ОГ-3840 от 09.11.2018).

В жалобе вх. № ОГ-3659 от 31.10.2018 (л.д. 26) излагались доводы Мутугуллиной Р. Н. о несогласии с тем, что службой занятости в марте 2012 подан иск на взыскание безвозмездной субсидии в размере 117600 руб., Арбитражный суд РБ, вопреки ходатайству об отложении рассмотрения дела, вынес решение в пользу службы занятости. Также заявитель выражала несогласие с тем, что Службой приставов Орджоникидзевского района получен дубликат исполнительного листа. Наряду с этим, заявитель указывала, что в 2013 написано заявление в Пенсионный фонд (далее «ПФ») об освобождении ее от уплаты страховых взносов на основании ФЗ №243 (уход за престарелой матерью инвалидом 1932 г.р.). ПФ выпустило 2 решения по освобождению и уплаты страховых, но положенных 1380 руб. ежемесячных она так и не получает, ссылаются на то, что она предприниматель. Также заявитель указала, что сама пенсию недополучает из-за неучтенных баллов по уходу.

В жалобе Мутугуллина Р. Н. просила провести всесторонние и тщательные проверки и по результатам наказать виновных, отозвать иск, поданный СЗ в 2012 году, обязать директора СЗ вернуть на счета изъятую сумму безвозмездной субсидии; оплатить по 1380 руб. за уход престарелой матери за все периоды.

Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан была рассмотрена, в пределах компетенции, жалоба Мутугуллиной Р. Н. и ей направлен ответ от 21.11.2018 № 25-977.

Из ответа от 21.11.2018 года № 25-977 Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (л.д. 7, 46) следует, что обращение рассмотрено и в рамках компетенции сообщается, что ранее по поставленным вопросам уже были направлены разъяснения (письма от 11 декабря 2017 года № 25-944, от 8 мая 2018 № 25-429).

Дополнительно сообщено, что в соответствии с частью 1 статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено АПК РФ. Так, частью 1 статьи 259 АПК РФ установлен срок для такого обжалования, который составляет один месяц после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ. Таким образом, отказ Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Орджоникидзевскому району от иска невозможен в связи с тем, что решение вынесено в 2012 году. Соответственно и сроки обжалования решения суда истекли (л.д. 7).

С указанным ответом от 21.11.2018 года № 25-977 административный истец Мутугуллина Р. Н. не согласна, в связи с чем ею предъявлены административные исковые требования.

Из материалов дела также следует, что ранее Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в адрес Мутугуллиной Р. Н. были направлены ответы разъяснения на ее обращения: письма от 11 декабря 2017 года № 25-944 (л.д. 47), от 8 мая 2018 № 25-429 (л.д. 51).

В частности, письмом от 11 декабря 2017 года № 25-944 было разъяснено по вопросу о причинах возврата субсидии, разъяснено про вопросы предоставления мер социальной поддержки, на которые семья может иметь право (ежемесячное пособие на ребенка, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, материальная помощь и т.д.), что после представления необходимых для определения документов, они будут рассмотрены и вынесено решение о предоставлении мер социальной поддержки (л.д. 48).

Статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 вышеуказанного закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Из изложенных выше обстоятельств следует, что оспариваемый ответ от 21.11.2018 года № 25-977 Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан дан Мутугуллиной Р. Н. в установленные законодательством сроки, в ответе по существу разъяснено, что по поставленным заявителем вопросам о возврате субсидии имеется вступившее в законную силу решение суда, для пересмотра которого существует специальный процессуальный порядок.

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.05.2015 № 174.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан следует, что Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах компетенции координацию вопросов государственной семейной политики, единую государственную политику в области труда, социальной защиты населения и содействия занятости на территории Республики Башкортостан.

Из Положения о Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан следует, что Министерство осуществляет в частности, следующие полномочия:

Проводит ежеквартальный мониторинг уровня среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности. Участвует в определении потребительской корзины, расчете величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Обеспечивает реализацию на территории Республики Башкортостан государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации в сфере улучшения условий и охраны труда. Участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве. Составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, и другие полномочия. Осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде: пособия по безработице; стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице; материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Также осуществляет другие полномочия.

Таким образом, анализ Положения о Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан приводит к выводу, что к компетенции Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не относятся вопросы, изложенные в жалобе, поданной в адрес административного ответчика, а именно:

- пересмотр решения Арбитражного суда Республики Башкортостан,

- рассмотрение законности и дача оценки действий сотрудников службы судебных приставов по получению дубликата исполнительного листа.

- дача оценки законности действий Пенсионного фонда по отказу в выплате дополнительной надбавки к пенсии, а также дача оценки законности действий Пенсионного фонда в связи с несогласием заявителя с размером получаемой пенсии.

Также в компетенцию Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит право на отзыв иска, поданного в 2012 году, по рассмотренному судом делу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, в частности, Письмом от 28.04.2018 № 51-11-001034 разъясняло Мутугуллиной Р. Н., что обращение по вопросу о выплате ежемесячной компенсации по уходу за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, рассмотрено. Подробные разъяснения по данному вопросу уже были даны в письмах Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 13.07.2017 за исх. № 13-106-001149 и Управления ПФР в Орджоникидзевском районе г. Уфы от 10.02.2017 за исх. № 01/15/110. Мутугуллиной Р. Н. было разъяснено, что поскольку с 23.07.2010 по настоящее время Мутугуллина Р. Н. является индивидуальным предпринимателем (согласно свидетельства о регистрации), то есть, в соответствии с требованиями законодательства является работающей, то право на установление компенсационной выплаты не определяется (л.д. 175).

Получение писем из Пенсионного Фонда с разъяснениями и отказами в компенсационных выплатах Мутугуллиной Р. Н. не оспаривается, что следует из текста жалобы (л.д. 5), и текста искового заявления (л.д. 113), вместе с тем, истец правом на обжалование данных отказов не воспользовалась, полагала необходимым рассмотрение данного вопроса Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Не может быть признана обоснованной ссылка административного истца на то, что ей рекомендовано было обратиться в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.02.2018 (л.д. 115).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 (ред. от 31.12.2014) "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 июля 2008 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

В соответствии с п. 5 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" (далее - Правила), Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии).

В силу п. 7 Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 (ред. от 30.10.2018) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема.

В случае отказа в удовлетворении заявления лица, осуществляющего уход, орган, осуществляющий выплату пенсии, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения.

В соответствии с п. 1 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (утвержден Приказом Минтруда России от 13.04.2016 № 166н (ред. от 01.09.2017), данным регламентом определяется порядок осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В силу указанных выше нормативных положений, обязанность оказания государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданам возлагается на Пенсионный фонд Российской Федерации.

В случае отказа Пенсионным фондом Российской Федерации в установлении компенсационных выплат у заявителя имеется возможность обжаловать указанный отказ в установленном прядке, в том числе в суд.

Административный истец правом обжалования отказов Пенсионного Фонда не воспользовалась, сведений об этом в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для выводов о том, что оспариваемый ответ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан нарушает права административного истца, поскольку в полномочия Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Вместе с тем, согласно названному Закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.

Согласно письму Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 06.03.2019 № 15-786 (л.д. 162), направленном в том числе, в адрес Мутугуллиной Р. Н., Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения по принадлежности было направлено обращение Мутугуллиной Р.Н., поступившее в адрес Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по запросу Депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва Сухарева И. К. В указанном обращении Мутугуллина Р. Н. также ссылалась на обстоятельства обращения 31 октября 2018 года на личном приеме граждан к заместителю Министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (л.д. 164).

Суд прихошел к выводу, что обращение Мутугуллиной Р. Н. рассмотрены Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в адрес административного истца направлены ответы, в том числе, оспариваемый ответ от 21.11.2018 года № 25-977, а также ответ от 06.03.2019 № 15-786 о направлении обращений для проверки в компетентные органы по принадлежности.

Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответов не свидетельствует само по себе о незаконности действий (бездействия) Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан при рассмотрении обращений.

Таким образом, нельзя признать нарушением прав административного истца то, что Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не рассмотрело по существу вопрос, который не входит в его компетенцию, поскольку законом установлено обязательное рассмотрение обращений именно в рамках компетенции соответствующего государственного органа.

Являясь информационным документом, оспариваемый ответ не возлагает на Мутугуллину Р. Н. какие-либо обязанности, не препятствует в реализации права на обращение в Пенсионный Фонд по вопросу компенсационных выплат, начисления пенсии, не ограничивает какие-либо иные права и свободы административного истца. Оспариваемый административным истцом ответ не является итоговым документом или действием (бездействием), которые порождали бы правовые последствия для Мутугуллиной Р. Н.

Предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Истцом не обосновано, каким образом, удовлетворение иска в части требований о признания незаконным полностью решения, и о признании формального ответа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ответом не по существу, - приведет к восстановлению прав Мутугуллиной Р. Н. При том, что судом установлено, что вопросы назначения компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также вопросы пересмотра вступившего в законную силу решения суда не входят в полномочия административного ответчика.

При этом, суд разъяснял административному истцу право уточнения исковых требований, которым административный истец воспользовалась путем подачи уточнения иска.

В части требований об обязании принять решение о назначении компенсационного пособия, провести проверку в отношении должностных лиц (директора СЗ Орджоникидзевского района города Уфы), суд пришел к выводу что они также не могут быть удовлетворены в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку по изложенным выше обстоятельствам спор о назначении компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданам может быть рассмотрен в рамках иного судебного процесса с другими участниками, а дача указаний о проведении проверок не входит в компетенцию суда, который действует в рамках КАС РФ.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При таких обстоятельствах, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями административных ответчиков прав и законных интересов административным истцом не было приведено, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.

При указанных выше обстоятельствах, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Мутугуллиной Резиды Нурыевны к заместителю министра Шайхисламову Ф. Р., Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным полностью решения, о признании формального ответа от 21.11.2018 года № 25-977 Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ответом не по существу, обязании принять решение о назначении компенсационного пособия, провести проверку в отношении должностных лиц (директора СЗ Орджоникидзевского района города Уфы) – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 10.04.2019.

Судья подпись Соколова И. Л.

Копия верна. Судья