Дело № 2а-2402/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года город Салават
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Набиева Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Возжаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании частично недействительным постановления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и возмещении судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что 11 ноября 2013 г. постановлением Администрации городского округа город Салават № 2172-п утверждена Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан».
05 июля 2017 г. постановлением Администрации городского округа город Салават № 2080-п внесены изменения в указанную программу и ограничен круг предпринимателей, которые могут получать субсидии в рамках программы, а именно, установила, что:
- субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках трех финансовых лет;
- в случае поступления заявлений от нескольких субъектов малого и среднего предпринимательства, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, претендовать на получение финансовой поддержки может только один из субъектов;
- на момент подачи заявления общая сумма субсидий, полученных субъектом малого и среднего предпринимательства за предыдущие 5 лет, в том числе организаций, учредителем которой является данный субъект малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 3 000 000 рублей, полученных по республиканским и муниципальным программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
21 февраля 2017 г. истец обратился с заявлением на получение субсидии для погашения лизинговых платежей. Однако, в связи с внесенными изменениями, 24 сентября 2017 г. заявка истца была отклонена.
По мнению истца, внесение указанных изменений противоречит действующему законодательству, поскольку положениями п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не дано право устанавливать ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение поддержки за счет бюджетных средств, в зависимости от состава их учредителей.
Положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Государственной программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. № 249, не следует, что возможность получения субсидий может быть ограничена не связанными с финансовой деятельностью субъекта малого или среднего предпринимательства, а именно, составом учредителей, которые входят те или иные лица, получения субсидий из иных источников, размером субсидий, полученных этим субъектом за несколько лет до этого и т.п.
Кроме того, указанной Госпрограммой по одному виду финансовой поддержки указанные субъекты имеют право на получение одной субсидии даже в рамках одного финансового года.
Также, предоставление финансовой поддержки осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Салават и средств, привлекаемых из федерального и республиканского бюджетов на эти цели, в связи с чем ответчик определяя критерии лиц, которым предоставляются меры финансовой поддержки, фактически распоряжается средствами, формально не являющимися средствами местного бюджета.
Ранее, решением суда от 29 марта 2018 г. по делу № 2а-711/2018, часть препятствий, незаконно возведенных ответчиком для ограничения права субъектов малого и среднего предпринимательства получать субсидии за счет муниципальной программы их поддержки, сохранились.
По мнению истца, указанные изменения носят дискриминационный характер, поскольку ставят в неравное положение субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению от тех субъектов, которые получали субсидии за в последние пять слет и в состав которых входят те же лица.
На основании изложенного, положений п. 8 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ, истец просит:
- признать постановление Администрации городского округа город Салават от 05 июля 2017 г. № 2080-п недействительным в части внесения изменений в Муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Салават от 11 ноября 2013 г. № 2172-п (в редакции постановления от 07 ноября 2016 г. № 3041-п), а именно: «на момент подачи заявления общая сумма субсидий, полученная субъектом малого и среднего предпринимательства за предыдущие 5 лет, в том числе организаций, учредителем которой является данный субъект малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 3 млн. руб., полученных по республиканским и муниципальным программа поддержки малого и среднего предпринимательства»;
- взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины за подачу иска в размере 4 500 руб.
В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2 просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора г. Салават Сагитовой Г.Р., полгавшей исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в том числе, заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Согласно п. 8, 17 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ под дискриминационными условиями понимаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи и иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Под признаками ограничения конкуренции понимается: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Согласно требованиям п.п. 1 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 11 ноября 2013 г. постановлением главы администрации городского округа г. Салават № 2172-п утверждена Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан».
05 июля 2017 г. постановлением Администрации городского округа город Салават № 2080-п, внесены дополнения в муниципальную программу (приложение № 1 к вышеназванному Постановлению) приложением № 4 «Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (приложение № 1).
Согласно п. 1.10 указанного Порядка: «На момент подачи заявления общая сумма субсидий, полученная субъектом МСП за предыдущие 5 лет, в том числе организацией, учредителем которой является данный субъект МСП, не должна превышать 3 млн. рублей, полученных по республиканским и муниципальным программам поддержки малого и среднего предпринимательства».
Указанная Муниципальная программа, принята с учетом положений Государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. № 249, применение которой рекомендовано указанным постановлением.
Указанной Госпрограммой также утверждены Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» и Порядок предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Также в соответствии с п.п. «в» п.1.6 Порядка предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития МСП, условиями предоставления этой поддержки является соответствие положений муниципальных программ в части порядка и условий предоставления финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства общим требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. №887, и требованиям, установленным разделом 2 Порядка (республиканского).
Пунктом 1.3 Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» предусмотрено, в том числе, предоставление финансовой поддержки в виде предоставление субсидий в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга, заключенному(-ых) с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), в том числе: лизинговых платежей, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизинговой компании; первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга;
Пунктами 1.8, 1.9. указанного Порядка установлено, что по одному виду финансовой поддержки субъекты малого или среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках одного финансового года.
При этом размер финансовой поддержки, предоставляемой одному субъекту малого или среднего предпринимательства по нескольким видам финансовой поддержки, не может превышать 3 млн. рублей в рамках одного финансового года.
Пунктом 1.5 указанного Порядка установлены основные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании (предоставлении гранта (субсидии)), для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка, среди которых отсутствуют требования об отсутствии на момент подачи заявления у субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе организацией, учредителем которой является данный субъект МСП, факта получения предельной общей суммы субсидий за предыдущие периоды по республиканским и муниципальным программам поддержки малого и среднего предпринимательства, в связи с наличием которой указанный субъект не имеет право на получение субсидий.
21 февраля 2017 г. истец обратился с заявлением на получение субсидии для погашения лизинговых платежей.
Однако, 24 октября 2017 г., в том числе, со ссылкой на положения п. 1.10 указанного Порядка, изменения в которые внесены оспариваемым истцом постановлением Администрации городского округа город Салават от 05 июля 2017 г. № 2080-п, заявка истца была отклонена,
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что внесенные постановлением Администрации городского округа город Салават от 05 июля 2017 г. № 2080-п изменения в Муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан» в части указания о том, что на момент подачи заявления общая сумма субсидий, полученная субъектом МСП за предыдущие 5 лет, в том числе организацией, учредителем которой является данный субъект МСП, не должна превышать 3 млн. рублей, полученных по республиканским и муниципальным программам поддержки малого и среднего предпринимательства, противоречат основным принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисленным в ст.14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку лишают субъектов малого и среднего предпринимательства на равный доступ к предоставлению финансовый субсидии в зависимости от состава лиц, а также устанавливают ограничения о предоставлении финансовой субсидии в зависимости от общей суммы субсидий полученных указанным лицом за предыдущие периоды по различным программам, что не предусмотрено действующим законодательством в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и не соответствуют положениям упомянутой Государственное программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. № 249, которая не предусматривает требований об отсутствии на момент подачи заявления у субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе организацией, учредителем которой является данный субъект МСП, факта получения предельной общей суммы субсидий за предыдущие периоды по республиканским и муниципальным программам поддержки малого и среднего предпринимательства.
При этом необходимо отметить, что исходя из приведенных законоположений, органы местного самоуправления, участвуя в реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, оспариваемые истцом положения не соответствуют положениям упомянутой Государственной программы, имеющему большую юридическую силу, что в силу положений п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, является основанием для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу положений ч. 4 ст. 215 КАС РФ на ответчика подлежит возложению обязанность разместить сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в здании ответчика, а также опубликовать его на официальном сайте администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан в сети «Интернет»: http://www.salavat.bashkortostan.ru.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Статьей 107 КАС РФ определен перечень лиц освобождаемых от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым органы местного самоуправления не относятся.
Учитывая, что исковые требования ИП ФИО1 удовлетворены, с ответчика в его пользу подлежат взысканию 4 500 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании частично недействительным постановления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и возмещении судебных расходов удовлетворить.
Признать постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05 июля 2017 г. № 2080-п в части внесения изменений в Муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Салават от 11 ноября 2013 г. № 2172-п (в редакции постановления от 07 ноября 2016 г. № 3041-п), а именно: «на момент подачи заявления общая сумма субсидий, полученная субъектом малого и среднего предпринимательства за предыдущие 5 лет, в том числе организаций, учредителем которой является данный субъект малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 3 млн. руб., полученных по республиканским и муниципальным программа поддержки малого и среднего предпринимательства», недействительным со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан обязанность разместить сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в здании администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, а также опубликовать его на официальном сайте администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан http://www.salavat.bashkortostan.ru.
Взыскать с администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины за подачу иска в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салаватский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий п/п Р.Р. Набиев
Копия верна. Судья Набиев Р.Р.:
Решение на «____» ___________ 2018 г. не вступило в законную силу.
Секретарь:
Судья Набиев Р.Р.:
Решение вступило в законную силу «____» ___________ 2018 г.
Секретарь:
Судья Набиев Р.Р.:
Подлинник судебного акта подшит в дело ...а-2402/2018 Салаватского городского суда Республики Башкортостан.