ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2403/19 от 29.04.2019 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2403/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (Управлению Росреестра по РБ), государственному регистратору прав ФИО3 о признании незаконным решения (уведомления от ДД.ММ.ГГГГ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>; с указанием, что решение является основанием для возобновления государственной регистрации перехода права, права собственности (при отсутствии запретов и приостановлений государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки в силу закона) ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (Управлению Росреестра по РБ), ФИО3 о признании незаконным решения (уведомления от ДД.ММ.ГГГГ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>; с указанием, что решение является основанием для возобновления государственной регистрации перехода права, права собственности (при отсутствии запретов и приостановлений государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки в силу закона) ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан

В обоснование административного иска указано, что истцы, являясь супругами, приобрели у ФИО4 по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Договор с необходимыми документами был сдан ответчику для государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ от продавца ФИО4 в Управление Росреестра по РБ поступило заявление о прекращении государственной регистрации перехода права, права собственности на квартиру и возврате документов без проведения государственной регистрации.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком по данному заявлению ФИО4 было принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 41 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Указанное решение истцы считают незаконным на том основании, что оно не соответствует ч. 4 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой приостановление государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца). Однако, документ, выражающий согласие кредитора на приостановление государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки, представлен не был. От стороны сделки - покупателя ФИО1 заявления на приостановление государственной регистрации не подавалось. В соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки не допускается.

Считая свое право нарушенным, истцы обращаются в суд с настоящим административным иском.

Определением Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу был привлечен государственный регистратор прав, вынесший оспариваемое решение, ФИО3.

Административный истец ФИО2, допрошенная в судебном заседании, требования административного иска поддержала, просила удовлетворить.

В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца адвокат Байрамов Р.Р. требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по доверенности ФИО5, ответчик государственный регистратор прав ФИО3 исковые требования не признали, просили в иске отказать. Показали, что действия административных ответчиков соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 по доверенности ФИО6 просила в удовлетворении административного иска отказать. Показала, что истцами выбран неверный способ защиты. В связи с ранее наложенными обеспечительными мерами, была приостановка регистрации сделки купли-продажи квартиры с ипотекой в силу закона. Кредитный договор между Банком и ФИО1 расторгнут. В связи с этим, продолжить регистрацию перехода права и регистрацию права собственности на тех же основаниях не возможно. ФИО7 направлено ФИО1 уведомление о расторжении договора купли-продажи квартиры.

Представитель заинтересованного лица ПАО Сбербанк России по доверенности ФИО8 административный иск не поддержал, просил в удовлетворении отказать. Показал, что кредитный договор был заключен, но денежные средства по договору в счет оплаты за квартиру перечислены не были, так как одним из условий кредитного договора являлась регистрации сделки, чего не произошло. Залога на квартиру по договору между ФИО4 и ФИО1 у Банка не возникло.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 и ФИО1 обратились в РГАУ Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг <адрес> с заявлениями, адресованными Управлению Росреестра по РБ, о государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки в силу закона на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>.

В качестве правоустанавливающего документа заявителями представлен договор купли-продажи с ипотекой в силу закона от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО4 и ФИО1, кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО С.

Государственная регистрация перехода права, права собственности и ипотеки не была осуществлена в связи с наличием в ЕГРН в отношении указанной квартиры зарегистрированного ограничения о запрете на совершение действий по регистрации, на основании определения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании пп. 5, 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на срок до поступления в орган регистрации прав документа о снятии ареста, о чем в адрес заявителей направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, с указанием причин и оснований послуживших для приостановления государственной регистрации.

В последствии государственным регистратором прав заявителям направлялись уведомления о внесении в ЕГРН сведений об ограничении в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении указанной квартиры на основании определения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, определения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Уфимского РОСП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в РГАУ Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг г. Уфа с заявлением, адресованным Управлению Росреестра по РБ, о прекращении государственной регистрации перехода права, права собственности и возврате документов без проведения государственной регистрации права по сделке.

Оспариваемым Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав ФИО3 по указанному заявлению ФИО4 было принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации прав до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 41 п. 1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на том основании, что не были представлены заявления всеми сторонами договора о прекращении регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав.

Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 5 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 12 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно п. 41 п. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора.

Согласно п. 8 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 41 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок не более чем один месяц.

В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев.

Истцы в обоснование своих требований ссылаются на несоответствие оспариваемого решения государственного регистратора прав пунктам 4, 5 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Действительно, на основании п. 4 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца). В соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки не допускается.

Однако, статья 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентирует случаи приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке, то есть на основании заявлений о приостановлении государственной регистрации прав, поданных лицами, указанными в статье 15 настоящего Федерального закона. Тогда как основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе при подаче заявления о прекращении государственной регистрации прав, предусмотрены ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принимая во внимание, что заявление о прекращении государственной регистрации перехода права, права собственности на квартиру и возврате документов без проведения государственной регистрации прав подано лишь одной стороной сделки – продавцом ФИО4, государственный регистратор прав ФИО3 при проведении правовой экспертизы документов, действуя в рамках полномочий предусмотренных законом, на законном основании, в соответствии с пп. 41 п. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принял решение о приостановлении государственной регистрации прав до устранения причин приостановления. Кроме того, указанное оспариваемое решение принято государственным регистратором в интересах другой стороны по сделке, то есть в интересах административных истцов. Следовательно, права и законные интересы административных истцов оспариваемым решением не нарушены.

При таких обстоятельствах требование иска не обосновано и не подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (Управлению Росреестра по РБ), государственному регистратору прав ФИО3 о признании незаконным решения (уведомления от ДД.ММ.ГГГГ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>; с указанием, что решение является основанием для возобновления государственной регистрации перехода права, права собственности (при отсутствии запретов и приостановлений государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки в силу закона) ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Бикчурина О.В.