ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2406/2022 от 04.10.2022 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-2406/2022

УИД 02RS0001-01-2022-006797-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2022 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при помощнике судьи Банниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части ограничения доступа к информации о свободной продаже боевого огнестрельного оружия без лицензии (разрешения). В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр сайта сети Интернет с сетевым адресом , и установлено, что на данном сайте размещена доступная для неопределенного круга лиц информация о свободной продаже боевого огнестрельного оружия без лицензии (разрешения), порядок доставки и оплаты данного вида товара, указана возможность заказа оружия посредством электронной почты – на сайте предусмотрен сервис размещения заказов в электронной форме и обратной связи с продавцом. Данная информация может быть использована для осуществления незаконного сбыта, приобретения оружия, подготовки и реализации террористического акта, а также для совершения иных преступлений и правонарушений. Предоставление возможности открытого доступа к информации о способах незаконного приобретения боевого оружия с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда, а также препятствующим обеспечению безопасности общества и государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность. Кроме того, уголовно-наказуемыми деяниями являются незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов. Размещение в свободном для просмотра и копирования доступе информации, содержащей сведения о способе незаконного приобретения боевого оружия, которое может быть использовано для осуществления террористической деятельности, подрывает конституционный строй и основы государственности РФ, способствует развитию терроризма, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, доступ к такой информации подлежит ограничению.

В судебном заседании помощник прокурора Республики Алтай О.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенных прокуратурой Республики Алтай мероприятий, направленных на выявление нарушений по соблюдению законодательства о противодействии терроризму в части ограничения доступа к информации о свободной продаже боевого огнестрельного оружия без лицензии (разрешения), установлено, что на сайте в сети Интернет размещена доступная для неопределенного круга лиц информация о свободной продаже боевого огнестрельного оружия без лицензии (разрешения), порядок доставки и оплаты данного вида товара, указана возможность заказа оружия посредством электронной почты. Данная информация может быть использована для осуществления незаконного сбыта, приобретения оружия, подготовки и реализации террористического акта, а также для совершения иных преступлений и правонарушений. Размещение в свободном для просмотра и копирования доступе информации, содержащей сведения о способе незаконного приобретения боевого оружия, которое может быть использовано для осуществления террористической деятельности, подрывает конституционный строй и основы государственности РФ, способствует развитию терроризма, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: скриншотами Интернет-страниц, справкой о результатах проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, актом осмотра сайта сети Интернет.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 вышеназванного Федерального закона).

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу п.п. «д» ч.2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя, в том числе, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

За пособничество террористической деятельности, создающее опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда предусмотрена уголовная ответственность (ч. 3 ст. 205.1 УК РФ).

В соответствии со ст. 222 УК РФ уголовно-наказуемым деянием является также незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об оружии» под оружием понимаются устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели.

К незаконному приобретению огнестрельного оружия его основных частей, боеприпасов, относится его покупка, получение в дар или уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажи, дарения, обмена и т.п.

Размещение в свободном для просмотра доступе информации, содержащей сведения о способе незаконного приобретения боевого оружия, которое может быть использовано для осуществления террористической деятельности, подрывает конституционный строй и основы государственности Российской Федерации, способствует развитию терроризма.

В силу ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Судом установлено, что на сайте размещена информация о свободной продаже боевого огнестрельного оружия без лицензии (разрешения), порядок доставки и оплаты данного вида товара, распространение которой подрывает социальную стабильность общества, безопасность граждан и государства.

Статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанная статья предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр), создание, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в Реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», а также вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд полагает, что указанный Интернет-сайт и размещаемая на нем информация, распространяемая по сетевому адресу: , должны быть внесены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить административное исковое заявление прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст. 174-180,265.5 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Республики Алтай удовлетворить.

Признать Интернет-сайт и размещаемую на нем информацию, распространяемую по сетевому адресу: , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда является основанием для включения указателей сведений о сетевом адресе в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю.Зрелкина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ