ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2409/2022 от 18.08.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2409/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 г. г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цакировой А.Н.

при секретаре судебного заседания Нимгировой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия к Убушиеву Кирсану Мергеновичу о восстановлении пропущенного срока, взыскании налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городов федерального значения, пени,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее -УФНС по РК) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что с 19 сентября 2018 г. по 14 января 2020 г. Убушиев К.М. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, являлся плательщиком патентной системы налогообложения. С 31 мая 2021 г. состоит на налоговом учете в УФНС по Республике Калмыкия. В связи с неуплатой Убушиевым К.М. налога налоговым органом направлены требования об уплате налогов и пени № 90449 по состоянию на 20 мая 2019 г., со сроком уплаты до 13 июня 2019 г., № 11713 по состоянию на 14 февраля 2019 г., со сроком уплаты до 31 марта 2020 г. Ввиду неуплаты налога, страховых взносов УФНС России по РК на основании ст. 48 Налогового кодекса РФ обратилось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пеней в отношении Убушиева К.М. 4 октября 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия отказано в принятии заявления УФНС России по РК о вынесении судебного приказа о взыскании с Убушиева К.М. недоимки по налогам и пени. Просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Убушиева К.М. налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения, за 2019 г. в размере 9 900 руб., пени в размере 640,77 руб. В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по РК не явился.

Административный ответчик Убушиев К.М. в судебное заседание не явился.

Судом обязанность по извещению сторон о времени и месте судебного заседания исполнена надлежащим образом, оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд не усматривает.

В соответствии со ст.ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, установлен пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ.

Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который в нем указан (пункт 1 статьи 346.45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 НК РФ субъекты Российской Федерации вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

На территории Республики Калмыкия введена патентная система налогообложения в соответствии со ст. 343 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из материалов административного дела усматривается, что Убушиев К.М. в период с 19 сентября 2018 г. по 14 января 2020 г. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

Требованием № 90449 налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения и числящейся за ним по состоянию на 20 мая 2019 г., об обязанности к уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городов федерального значения, в размере 9 900 руб., пени в размере 23,02 руб., срок уплаты предоставлен до 13 июня 2019 г.

Требованием № 11713 налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в пенсионный фонд на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в бюджет ФОМС и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения и числящейся за ним по состоянию на 14 февраля 2020 г., об обязанности к уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городов федерального значения, в размере 9 900 руб., пени в размере 617,75 руб. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 29 354,00 руб. и пени в размере 215,57 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., - 6 884 руб., пени в размере 50,62 руб., срок уплаты предоставлен до 31 марта 2020 г.

Требования УФНС России по РК административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок в полном объеме исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи № 2 Элистинского судебного района от 4 октября 2021 г. отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Убушиева К.М. недоимки по налогам и пени.

Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с Убушиеву К.М. недоимки по налогам и пени.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем третьим данного пункта если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в пенсионный фонд на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в бюджет ФОМС согласно требованию № 11713 по состоянию на 14 февраля 2020 г. наступила 31 марта 2020 г., с указанной даты сумма налога превысила 10 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд с иском о взыскании недоимки по указанному требованию до 31 сентября 2020 г.

Согласно п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

7 июля 2022 г. УФНС по РК было подано административное заявление с ходатайством о восстановлении срока для взыскания задолженности.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ст. 62, ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.

Между тем административный истец каких-либо доказательств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд, с учетом длительности пропуска срока на обращение в суд не представил.

Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением без уважительных причин.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, несоблюдение УФНС России по РК установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления о взыскании налога.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия к Убушиеву Кирсану Мергеновичу о восстановлении пропущенного срока, взыскании налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городов федерального значения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий А.Н. Цакирова