ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-240/18 от 20.06.2018 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Черлак 20 июня 2018 г.

Дело № 2а-240/2018

Резолютивная часть решения оглашена 20.06.2018 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.06.2018 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе

Председательствующего судьи Околелова Ю.Л.

При секретаре Жуковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главе Черлакского муниципального района Омской области ФИО2, Администрации Черлакского муниципального района Омской области, межведомственной комиссии Черлакского муниципального района Омской области о признании нарушенной межведомственной комиссией Администрации Черлакского муниципального района Омской области процедуры оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям, установленным в Правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153; признании незаконным и отмене решения главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 о включении в состав межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в целях проведения обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу; признании незаконным и отмене решения Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии о проведении дополнительного обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>; возложении обязанности на ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов истца, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать нарушенной межведомственной комиссией Администрации Черлакского муниципального района Омской области процедуру оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям, установленным в Правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153; признать незаконным и отменить решение главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 о включении в состав межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в целях проведения обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу; признать незаконным и отменить решение Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии о проведении дополнительного обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1; взыскать с Администрации Черлакского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование иска указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.02.2016 г. она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>1. 26.02.2016 г. ею в адрес Администрации Черлакского муниципального района было направлено заявление о создании межведомственной комиссии для признания многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу. Данное заявление не было рассмотрено, создание межведомственной комиссии не организовано, в связи с чем она обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия главы администрации. Решением Черлакского районного суда Омской области от 20.05.2016 г. признано незаконным бездействие главы Черлакского муниципального района, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от 26.02.2016г., на Администрацию Черлакского муниципального района возложена обязанность организовать работу межведомственной комиссии с целью оценки и обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его аварийным и подлежащим сносу.

Межведомственной комиссией во исполнение указанного решения суда 25.07.2016 г. принято заключение № 199 о невозможности признания помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что в квартире № 1 в настоящее время незаконно размещен магазин смешанных товаров, которое в дальнейшем решением Черлакского районного суда Омской области от 10.11.2016 г. признано незаконным, на администрацию Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии возложена обязанность устранить допущенные нарушения, произвести обследование двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

11.01.2017 г. судебным приставом-исполнителем Черлакского РОСП УФССП России по Омской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство № 10005/17/55038, где предметом исполнения являлось обязание Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии произвести обследование двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Межведомственной комиссией 10.01.2017 г. проведен визуальный осмотр спорного дома, ФИО1 направленно требование о возложении на нее обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>1.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № 10005/17/55038 было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 05.09.2017 г. признана нарушенной процедура оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу Омская область Черлакский район с. Соляное ул.50 лет Октября, 7, требованиям установленным в Положении утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям установленным в правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153; признано незаконным и отменено решение межведомственной комиссии о проведении дополнительного обследования многоквартирного дома, по названному адресу; признано незаконным и отменено требование председателя межведомственной комиссии НВА о возложении на ФИО1 обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций спорного жилого помещения; признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя Черлакского РОСП УФССП России по Омской области ФИО3 об окончании исполнительного производства № 10005/17/55038, возбужденного 11.01.2017 г.

10.01.2018 г. судебным приставом-исполнителем Черлакского РОСП УФССП России по Омской области БНВ Администрации Черлакского муниципального района Омской области направлено требование об исполнении в 7-дневный срок требований исполнительного документа № ФС 017944505 от <ДД.ММ.ГГГГ>, а именно, провести обследование двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

16.01.2018 г. председателем межведомственной комиссии в адрес ФИО1 направлено уведомление о намерении провести 19.01.2018 г. обследования помещения, расположенного по адресу <адрес>1. В уведомлении поименованы члены межведомственной комиссии: НВА, КЕН, СЮН, ШЮВ, БОА, ЖЕВ

19.01.2018 г. председателем межведомственной комиссии КСФ и членами комиссии СЮН, ЖЕВ проведен визуальный осмотр спорного двухквартирного дома. Остальные члены комиссии в назначенную дату по указанному адресу не явились.

19.03.2018 г. главой Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 в адрес Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области направлено письмо с просьбой предоставить эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Письмом заместителя начальника Главного управления государственной экспертизы от 21.03.2018 г. в предоставлении эксперта отказано.

14.05.2018 г. представителем Администрации района СЮН в Черлакский районный суд Омской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Черлакского районного суда от 10.11.2016 г. до 15.07.2018 г. в связи с завершением необходимой процедуры, связанной с поиском необходимой кандидатуры эксперта, процедуры по внесению изменений в бюджет Черлакского муниципального района в части внесения расходов на оплату услуг эксперта в расходную часть бюджета, по заключению соответствующего договора с экспертом на оказание услуг, по внесению изменений в состав межведомственной комиссии в связи с привлечением эксперта, а так же организовать проведение самого обследования.

Административный истец полагает действия ответчиков в принятии решения о проведении дополнительного обследования спорного двухквартирного дома и привлечении эксперта в установленном порядке аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, для включения его в состав межведомственной комиссии, незаконным, а процедуру оценки соответствия двухквартирного дома по указанному адресу требованиям законодательства нарушенной.

Административный истец ФИО1 на судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что 19.01.2018 г. межведомственной комиссией не в полном составе был произведен визуальный осмотр жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, при этом никакие документы не оформлялись, акт не составлялся, какие-либо замеры, взятие образцов для исследования не проводилось, визуальный осмотр проводился незаконным составом комиссии, фактически обследование не проведено, никакие инструменты при осмотре не использовались, представители органов, уполномоченных на проведение жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, органов, уполномоченных на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости не привлекались, ведомость дефектов и повреждений не составлялась. Считает незаконным решение о привлечение в состав комиссии эксперта.

Административный ответчик глава Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом.

Представитель административного ответчика межведомственной комиссии Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом. Представитель административного ответчика СЮН, действующий на основании доверенности от 25.12.2017 г. направил в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Черлакского муниципального района.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу статьи 4 ЖК РФ к жилищным отношениям относятся возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда; содержание и ремонт жилых помещений; формирование и использование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом, пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15).

Части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ относят к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым должно отвечать жилое помещение, а также оснований и порядка признания жилого помещения непригодным для проживания.

Частью 10 статьи 32 этого же Кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 14 (пункт 6 части 1) к вопросам местного значения городского поселения относит обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, вышеприведенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В силу п. 42 названного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

В соответствии с п. 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №2.

Согласно п.44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п.п. «д» п.45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с Правилами обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, принятыми постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003г. №153, обследование - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

В соответствии с п.5.1 указанных Правил, обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:

подготовка к проведению обследования;

предварительное (визуальное) обследование;

детальное (инструментальное) обследование.

В соответствии с п. 7.4 указанных Правил, по результатам визуального обследования делается предварительная оценка технического состояния строительных конструкций, которое определяется по степени повреждения и по характерным признакам дефектов. Зафиксированная картина дефектов и повреждений (например: в железобетонных и каменных конструкциях - схема образования и развития трещин; в деревянных - места биоповреждений; в металлических - участки коррозионных повреждений) может позволить выявить причины их происхождения и быть достаточной для оценки состояния конструкций и составления заключения. Если результаты визуального обследования окажутся недостаточными для решения поставленных задач, то проводят детальное инструментальное обследование. В этом случае, при необходимости, разрабатывается программа работ по детальному обследованию.

В соответствии с п. 11.1 указанных Правил, по результатам проведенного обследования составляется акт, заключение или отчет о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, в котором приводятся сведения, полученные из проектной и исполнительной документации, и материалы, характеризующие особенности эксплуатации конструкций, вызвавшие необходимость проведения обследования.

Как было установлено в судебном заседании, а так же установлено решением Черлакского районного суда Омской области от 05.09.2017 г., вступившим в законную силу 15.11.2017 г., ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.02.2016 г.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 20.05.2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 на Администрацию Черлакского муниципального района Омской области возложена обязанность организовать работу межведомственной комиссии с целью оценки и обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его аварийным и подлежащим сносу.

Во исполнение указанного решения межведомственной комиссией, созданной постановлением Администрации Черлакского муниципального района от 03.12.2010 г. №314-п, составлен акт обследования помещения № 199 от 25.07.2016 г., из которого следует, что комиссия произвела обследование двухквартирного жилого дома (квартиры №1) по адресу: <адрес>. В ходе визуального технического обследования установлено, что все конструктивные элементы здания жилого дома находятся в работоспособном состоянии. Общий процент износа основных конструктивных элементов основного здания (литер А) составляет 57%, пристройки (литер А1) - 5%. В квартире №1 в настоящее время функционирует магазин смешанных товаров без перевода жилого помещения в нежилое помещение. Кроме того, комиссией установлено, что в квартире №1 произведена самовольная перепланировка (реконструкция), самовольно возведена кирпичная пристройка площадью 16,6 кв.м.

По результатам обследования комиссия пришла к выводу: в связи с тем, что квартире №1, расположенной по адресу: <адрес>, размещен магазин смешанных товаров, данное помещение не может считаться жилым помещением и соответственно не представляется возможным сделать вывод о пригодности (непригодности) данного помещения для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании указанного акта межведомственной комиссией составлено заключение №199 от 25.07.2016 г. о невозможности признания помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что в квартире №1 в настоящее время незаконно размещен магазин смешанных товаров.

Согласно акта проверки Государственной жилищной инспекции Омской области от 23.08.2016 г. жилого помещения, принадлежащего ФИО1, при визуальном осмотре жилого помещения и прилегающей территории промышленного производства не установлено, нарушения положений Жилищного кодекса РФ не выявлено, конфигурация помещений жилого дома соответствует техническому паспорту.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 10.11.2016 г., вступившим в законную силу, заключение межведомственной комиссии № 199 от 25.07.2016 г. признано незаконным. На Администрацию Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии возложена обязанность устранить допущенные нарушения, произвести обследование двухквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> принять решение в соответствии с действующим законодательством.

11.01.2017 г. судебным приставом-исполнителем Черлакского РОСП ФИО3 было возбуждено исполнительное производство № 10005/17/55038-ИП неимущественного характера на основании исполнительного листа, выданного Черлакским районным судом Омской области 16.12.2016 г., об обязании Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии произвести обследование двухквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> принятии решения в соответствии с действующим законодательством.

16.01.2017 года председателем межведомственной комиссии Черлакского муниципального района НВА в адрес ФИО1 направлено уведомление исх. № 01-22/3 о том, что в результате исследования предоставленных ФИО1 документов и в ходе визуального осмотра жилого помещения комиссия пришла к выводу о необходимости предоставления ФИО1 заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения с целью подготовки обоснованного заключения, ФИО1 предложено в течение 30 дней с момента получения письма предоставить в комиссию такое заключение. Кроме того, ФИО1 рекомендовано привести жилое помещение в состояние, соответствующее техническому паспорту, а также устранить расхождения по площади жилого помещения, имеющиеся в свидетельстве о государственной регистрации права собственности и техническом паспорте.

27.01.2017 года в Черлакский РОСП УФССП России по Омской области Администрацией Черлакского муниципального района Омской области представлена информация об исполнении решения суда, из которой следует, что комиссией о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу проведено исследование представленных ФИО1 документов, произведен визуальный осмотр принадлежащего ей жилого помещения. Комиссия пришла к выводу о необходимости для принятия решения получить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, о чем в адрес ФИО1 направлено соответствующее письмо с предложением в 30-девный срок представить такое заключение.

На основании указанной информации 27.01.2017 г. исполнительное производство № 10005/17/55038-ИП было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

Решением Черлакского районного суда от 05.09.2017 г., признана нарушенной процедура оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям, установленным в Правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153; признано незаконным и отменено решение межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области о проведении дополнительного обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>; признано незаконным и отменено требование председателя межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области НВА о возложении на ФИО1 обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>1; признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя Черлакского РОСП УФССП России по Омской области ФИО3 об окончании исполнительного производства № 10005/17/55038, возбужденного 11.01.2017 г. в отношении Администрации Черлакского муниципального района Омской области на основании исполнительного листа № ФС 017944505 от 16.12.2016 г., выданного Черлакским районным судом Омской области; возложена обязанность на ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1

В связи с чем, 16.01.2018 г. председателем межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района КСФ в адрес ФИО1 направлено уведомление о намерении провести 19.01.2018 г. обследование помещения, расположенного по адресу <адрес>. В уведомлении поименованы члены межведомственной комиссии: НВА, КЕН, СЮН, ШЮВ, БОА, ЖЕВ

19.01.2018 г. председателем межведомственной комиссии КСФ и членами комиссии СЮН, ЖЕВ, КЕН проведен визуальный осмотр спорного двухквартирного дома, при осмотре дома проводилось фотографирование. Другие члены комиссии в назначенную дату по указанному адресу не явились, что подтверждается видеозаписью хода осмотра дома, представленной представителем административного истца в судебном заседании и исследованной в судебном заседании.

19.03.2018 г. главой Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 в адрес Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области направлено письмо с просьбой предоставить эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, для включения его в состав комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в целях проведения обследования жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>1.

Согласно письма заместителя начальника Главного управления – начальника управления государственной экспертизы от 21.03.2018 г., комиссия сформирована и ее состав, в которую включен представитель от Главного управления, утвержден Постановлением Правительства Омской области от 18.08.2006 г. № 111-п «О создании межведомственной комиссии Омской области по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое проводится в порядке установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, и иного порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, нормативными правовыми актами не установлено.

Впоследствии, Администрацией Черлакского муниципального района Омской области в Черлакский районный суд Омской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Черлакского районного суда от 10.11.2016 г. до 15.07.2018 г. в связи с завершением необходимой процедуры, связанной с поиском необходимой кандидатуры эксперта, внесением изменений в бюджет Черлакского муниципального района в части внесения расходов на оплату услуг эксперта в расходную часть бюджета, заключением соответствующего договора с экспертом на оказание услуг, внесением изменений в состав межведомственной комиссии в связи с привлечением эксперта, а так же проведением самого обследования. Определением Черлакского районного суда Омской области от 07.06.2018 г. в удовлетворении указанного заявления Администрации района было отказано.

Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, во исполнение решения Черлакского районного суда Омской области от 05.09.2017 г., межведомственной комиссией 19.01.2018 г. проведено визуальное обследование жилого помещения, принадлежащего ФИО1 При этом в нарушении требований указанных нормативных документов акт обследования не составлялся, представители надзорных органов в полном составе к участию в обследовании не привлекались, отсутствие или наличие видимых дефектов и повреждений жилого помещения не зафиксировано документально, тем самым не обоснован вывод комиссии о необходимости проведения дополнительного обследования жилого помещения с привлечением эксперта, в установленном порядке аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий.

Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Администрацией Черлакского муниципального района и межведомственной комиссией не представлено доказательств в подтверждение необходимости проведения дополнительного обследования с участием эксперта, жилого помещения принадлежащего административному истцу, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании нарушенной межведомственной комиссией Администрации Черлакского муниципального района Омской области процедуры оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям, установленным в Правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153; признании незаконным и отмене решения главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 о включении в состав межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в целях проведения обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу; признании незаконным и отмене решения Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии о проведении дополнительного обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>; возложении обязанности на ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов истца.

В соответствии со ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.103, ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку административным истцом была оплачена государственная пошлина при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с Администрации Черлакского муниципального района в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать нарушенной межведомственной комиссией Администрации Черлакского муниципального района Омской области процедуру оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 и требованиям, установленным в Правилах обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153.

Признать незаконным и отменить решение главы Администрации Черлакского муниципального района Омской области ФИО2 о включении в состав межведомственной комиссии Администрации Черлакского муниципального района Омской области эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в целях проведения обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу.

Признать незаконным и отменить решение Администрации Черлакского муниципального района в лице межведомственной комиссии о проведении дополнительного обследования двухквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.

Взыскать с Администрации Черлакского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Л.Околелов