Дело № 2а-240/18 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 января 2018 года город Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Яковлевой А.А.., при секретаре Валиахметовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил: Прокурор города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать недействующим в части нормативный правовой акт-постановление администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы, в виду не соответствия действующему законодательству. Представитель административного истца старший помощник прокурора г. Златоуста Морщинина И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика администрации Златоустовского городского округа Батищев И.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.26-29) с заявленными административными исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.30-31). Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы (л.д.19-23). Прокуратурой города г. Златоуста в ходе надзорной деятельности изучено постановление администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсо-снабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» (далее по тексту-Порядок), являющегося приложением к настоящему постановлению. Пунктом 1.2 Порядка круг получателей субсидии ограничен ресурсоснабжающими организациями, имеющими муниципальную форму собственности, и ресурсоснабжающими организациями с долей участия в уставном капитале организаций с муниципальной формой собственности в размере 100%, тогда как на территории Златоустовского городского округа осуществляют свою деятельность и организации с иной формой собственности. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» относит предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий к муниципальным преференциям (п. 20 ст.4). Статьей 15 указанного закона органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего федерального закона. Согласно ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ. Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг-на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с п.3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий. На основании ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» определен круг лиц, являющихся получателями субсидии-ресурсоснабжающие организации (за исключением государственных, муниципальных учреждений), оказывающие услуги по тепло-и водоснабжению на территории ЗГО, имеющие муниципальную форму собственности, либо ресурсоснабжающие организации с долей участия в уставном капитале организаций с муниципальной формой собственности в размере 100%. Предоставление субсидий, относимых Бюджетным кодексом Российской Федерации, к расходам бюджета и в силу ст. 78 БК РФ предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе, свидетельствует о предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимуществ, обеспечивающих более выгодные условия деятельности, в виде выплаты ему из местного бюджета денежных средств, является муниципальной преференцией. Как установлено ч. 1 ст. 19 названного закона, муниципальные преференции предоставляются исключительно в целях, поименованных в названной форме. В ч. 1 ст. 19 Закона не предусмотрены цели, в соответствии с которыми может быть отказана муниципальная преференция отдельным ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, пункт 1.2 Положения в нарушение п. 7 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» создает условия для ограничения конкуренции на рынке предоставления услуг ресурсоснабжающими организациями. В муниципальном правовом акте имеет место выборочное изменение объема прав и неполнота административных процедур, что в соответствии с подпунктами «в» и «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96. ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Златоуста Главе Златоустовского городского округа принесен протест на указанное постановление (л.д.5-7). Протест рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ, в части внесения изменений в п. 1.2 порядка не удовлетворен (л.д.8-10). На момент рассмотрения спора в суде муниципальный правовой акт не приведен в соответствие с требованиями закона. Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе обратиться в суд с требованием о признании нормативного акта недействительным. Оспариваемое постановление обладает признаками нормативности, поскольку принято в установленном порядке управомоченным должностным лицом, в постановлении содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления субсидий. Формулировка п. 1.2 Порядка создает предпосылки для коррупционных проявлений, ограничения конкуренции, тогда как в силу п. 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» устранение необоснованных запретов и ограничений особенно в области экономической деятельности, является одним из направлений антикоррупционной политики государства. На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что следует признать нормативный правовой акт : Постановление Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» в части пункта 1.2 Приложения к постановлению Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» следующего содержания: «Получателями Субсидий являются ресурсоснабжающие организации (за исключением государственных, муниципальных учреждений), оказывающие услуги по тепло- и водоснабжению на территории Златоустовского городского округа. В целях реализации настоящего Порядка под ресурсоснабжающей организацией понимаются: 1)ресурсоснабжающие организации, имеющие муниципальную форму собственности; 2) ресурсоснабжающие организации с долей участия в уставном капитале организаций с муниципальной формой собственности в размере 100 % », недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14,175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : Административное исковое заявление прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить полностью. Признать нормативный правовой акт : Постановление Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» в части пункта 1.2 Приложения к постановлению Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение затрат по погашению задолженности за топливно-энергетические ресурсы» следующего содержания: «Получателями Субсидий являются ресурсоснабжающие организации (за исключением государственных, муниципальных учреждений), оказывающие услуги по тепло- и водоснабжению на территории Златоустовского городского округа. В целях реализации настоящего Порядка под ресурсоснабжающей организацией понимаются: 1)ресурсоснабжающие организации, имеющие муниципальную форму собственности; 2) ресурсоснабжающие организации с долей участия в уставном капитале организаций с муниципальной формой собственности в размере 100 % ». недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд. Председательствующий А.А.Яковлева Решение не вступило в законную силу |